Последние новости

CARMINA BURANA НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ

Исключительный подарок любителям классической музыки - неожиданное обращение коллектива Академического оперного театра к кантате Carmina Burana выдающегося немецкого композитора XX века Карла Орффа, автора опер "Умница" и "Луна", ораторий Catulli carmina музыкальной драмы "Антигона" и ряда других замечательных произведений. Большой мастер музыкального театра, художник самобытного таланта, черпающий в своих лучших произведениях из сокровищницы народного искусства, Карл Орфф занимает видное место в немецкой музыке XX века.

Кантату мы неоднократно слушали в исполнении Академической капеллы Армении под управлением Ов.Чекиджяна, но, если не ошибаюсь, на оперной сцене у нас она звучит впервые.

Эта кантата, получившая поистине мировое признание, входит в репертуар многих крупнейших дирижеров, симфонических и хоровых коллективов Европы и Америки. В ее основу входит рукописный сборник стихов и песен XIII века, хранившийся долгие годы в предгорьях баварских Альп (отсюда - "бурана", т.е. баварский). Как отмечает исследователь творчества Орффа Карл Лаукс, "... многие тексты Carmina Burana представляют собой пример высокой поэзии, порой грубой, порой нежной, но всегда искренней, сильной и самобытной. Эти стихи красочны как по языку, так и по содержанию. Рядом с песнями, воспевающими весну и любовь, мы находим и такие, которые едко критикуют пороки церкви, высмеивают власть денег".

Carmina Burana написана для смешанного хора, солистов, большого симфонического состава, включающего множество разнообразных ударных инструментов и два рояля. На сцене нашего Оперного театра кантата прозвучала в исполнении симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера Карена Дургаряна, хора Оперного театра (хормейстер - К.Саркисян), детского хора специальной школы по сохранению голосов под управлением Э.Аракелян, солистов Арцвик Демурчьян (сопрано), Перча Каразяна (тенор), Арнольда Кочаряна (баритон), Аревик Халатян (фортепиано). Исполнение их было темпераментным, целенаправленным, насыщенным большой эмоциональностью и лирическим чувством. Успех премьеры обусловлен старанием всего исполнительского состава, но особенно велика доля дирижера Карена Дургаряна.

То, что внутренняя раскрепощенность, умение следовать велению своего ума, сердца, чувства ведут в искусстве к обретению неповторимости, личностного начала, индивидуальности, - несомненно. Изысканное музыкальное чутье Карена и его тонкое постижение тембров - будь то человеческий голос или любой из инструментов оркестра, - позволили ему достичь истинной высоты в исполнении сложнейшей партитуры. Музыкальные инструменты и человеческие голоса, то перекликаясь, то дополняя друг друга, вели активный диалог, достигая лирического, а порой и драматического накала невероятной силы. Весь свой недюжинный темперамент, опыт и мастерство вложил Дургарян в исполнение этого замечательного произведения немецкого автора, полностью раскрыв его образное богатство, вдохновенно-романтическую эмоциональность. Оркестранты обеспечили широкий спектр исполнительских оттенков, захватывая слушательское внимание в целом ряде мест, требовавших максимальной тонкости, бережности игры. Без сомнения, первоочередная роль здесь принадлежит их уверенному контакту с дирижером и пониманию его малейших намерений.

Оптимистичный мажорный акцент кантаты был выявлен оркестром во всю мощь, и эта радостная волна передалась залу. Здесь и дирижер, и оркестр утвердили себя уже полностью и окончательно. Без остатка отдавались музыканты дирижерской воле, играя с максимумом того горения, которое от них требовалось, проявляя образцы техники, легкости и точности в самых трудных местах, которых было немало. Трудность состояла в том, что партии инструментов написаны с присущей композитору фантазией и изобретательностью: стандартные общеупотребительные приемы игры сплошь и рядом оказываются малопригодными. Солисты-духовики в кантате все время на виду, им не за кого спрятаться в случае каких-либо технических неполадок. Строй духовых удивителен в любых сочетаниях - как аккордовых, так и мелодических. Разнообразные ударные, особенно богато представленные в кантате, изобиловали контрастами: их точные вступления, раскаты, трели, акценты "держали" форму произведения.

Словом, оркестр, хор и солисты исполнили кантату захватывающе-темпераментно. Дирижер заострил контрасты, присущие сочинению, повторы, сопоставления piano и forte, соло и tutti, медленного и быстрого движения. В постоянной смене красок, обилии разножанрового материала настроений Дургарян нашел ту неуловимую нить - живой импульс музыки, - благодаря которой череда танцев, песен сложилась в одну праздничную, сверкающую картину. Секрет здесь, наверное, в особой темповой драматургии, создающей сопряжение эпизодов, нарастание энергии.

Замечательно проявили себя солисты. Вокальная ткань музыки Орффа нигде не испытывала эмоциональных перегрузок. Сразу стало ясно, что здесь абсолютно отсутствует тяга к штампам, традиционности. При всей искренности и непосредственности, главное - донести до слушателей смысл, идею, подтекст кантаты. Песни, музыка, каждое слово были наполнены мыслью и согреты сердцем. Удивительно насыщенные паузы, выразительные контрасты динамики, органичность темпов - все подчинено раскрытию вокальной драматургии. Очень легко, свободно, удивительно мягким, красивым звуком пела Арцвик Демурчьян. Великолепен, как никогда, был Перч Каразян, который достиг в кантате подлинных высот, переплавив язык средневековых текстов в язык глубоко личный, интимный, выстраданный. Откровением (по крайней мере для меня) стал Арнольд Кочарян, обладатель гибкого и подвижного, приятного по тембру баритона. Он пел глубоко продуманно, горячо и искренне, убедительно и ярко передавая контрасты юмора, сарказма, драматического напряжения.

Что же касается хора, то он поразил удивительной легкостью преодоления серьезных исполнительских трудностей, широтой амплитуды нюансовых и штриховых контрастов. Здесь и трепетная вибрация звука, взрывы, тончайшее воздушное пиано, и громовые, как шквал, форте, интонации, подобные вздоху, стремительная скороговорка, уверенно вылепленная форма. Вот почему вполне естественным выглядел горячий прием, оказанный музыкантам.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
      2022-12-06 10:00
      1020

      Мировая премьера балета "Гравитация" Ваче ШАРАФЯНА Сегодня, как никогда, ветшают и обесцениваются слова. Но жажда света и поиск истины остаются. В балете "Гравитация" самого востребованного современного армянского композитора Ваче Шарафяна по мотивам философско-символистской драмы Шанта "Старые боги" сделана попытка утолить эту вечную жажду хореографическими средствами.

    • ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ…
      2022-11-28 11:07
      4717

      Подошла к своему завершению насыщенная музыкальная осень. Традиционно публике была представлена серия концертных программ с участием всемирно известных солистов и дирижеров. Эти события освещались в "ГА", и нет необходимости повторяться. Оригинальность художественной концепции, взыскательность программ, включающих эталонные трактовки мировых шедевров, высочайший уровень исполнения привлекают не только постоянных посетителей концертных залов, но и совершенно новую публику.

    • К ГЛУБИНАМ ТВОРЧЕСТВА
      2022-11-23 10:48
      4063

      Известно: в темные ночи звезды светят ярче. И в наши дни происходят события, которые дарят людям ни с чем не сравнимую радость общения с искусством, заставляя их видеть мир иными глазами.

    • НЕСРАВНЕННАЯ ХИБЛА ГЕРЗМАВА
      2022-11-21 15:02
      5153

      Она покоряет с первого появления на сцене. Прежде всего очаровательным, каким-то огненным обликом и сияющей улыбкой. А потом, когда начинает петь – изумительным голосом с тембровой окраской редкой красоты, широким диапазоном, где словно нет никаких тесситурных ограничений, богатыми интонационными возможностями, которым, кажется, нет предела. Этот яркий союз певицы и артистки с драматическими дарованиями продемонстрировала на сцене Большого зала им. А. Хачатуряна народная артистка России и Абхазии, сопрано Хибла Герзмава.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Анаит ЧАУШЯН: «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЦА – КАК «СОЛЬ С ПЕРЦЕМ» В МОИХ КОНЦЕРТАХ»
      2022-11-21 14:57
      3985

      Отечественные ценители классической музыки всегда рады встрече с талантливыми музыкантами - выходцами из Армении, продолжившими карьеру за рубежом и добившимися немалых успехов. К таким музыкантам, несомненно, относится и известная пианистка, лауреат фортепианного конкурса Emmanuel Durlet Бельгии, обладатель Почетного диплома Academia Chigianain Siena Анаит Чаушян, которая на днях выступит с концертом в Ереване. Музыкальная встреча с Анаит Чаушян состоится во вторник, 22 ноября, в Большом зале «Арам Хачатурян» и будет посвящена памяти ее отца - именитого композитора, заслуженного артиста Армении Левона Чаушяна. Изначально концерт планировался как часть 14-го Ереванского международного фестиваля музыки, но из-за событий на границе Армении в сентябре его пришлось отложить на время. Сегодня Анаит Чаушян находится в Лондоне, откуда и согласилась дать онлайн интервью «Голосу Армении».

    • МОЦАРТ, ШУБЕРТ … ШАЛАШИ
      2022-05-30 10:05
      3601

      Откровенно говоря, на этот концерт шла без особого настроя. Атмосфера вокруг Большого зала филармонии им. А. Хачатуряна – митинги, наличие многочисленных палаток, необычайная суета и шум - не лучший фон для восприятия классической музыки. А оглушающая песня-призыв "Зартнир, Лао", того и гляди, разбудит не того, кого надо. Подобный прецедент уже был в Театре оперы и балета, когда в момент кульминации спектакля "Гаянэ" в центре партера вдруг возник огромный флаг явно с митинга и чей-то громовой голос неожиданно обратился к публике и ошалевшим участникам спектакля с боевым призывом объединиться, чуть ли не лишив чувств перепуганных танцовщиц на сцене. Поэтому стечение народа к дверям филармонии в день концерта можно было принять за демонстрацию – ощущение, что весь город намерен ворваться в пространство Большого зала, который и без того был заполнен до отказа.

    • MOSCOW CLASSIC ENSEMBLE ДЛЯ ДЕТЕЙ АРЦАХА
      2022-05-17 10:47
      3136

      В августе 2021 г. у подножия древнего храма Гарни в Армении российский квинтет Moscow Classic Ensemble организовал благотворительный концерт, посвященный детям и их семьям, оставшимся без крова и родины в результате 44-дневной войны против Арцаха. Концерт прошел с большим успехом, а его устроители выполнили свою миссию - сбор средств для музыкальной академической школы им.Д.Газаряна и Школы искусств города Шуши, которые восстанавливаются после войны 2020 г. с нуля и, к сожалению, вне родного города.

    • ДОСТОЙНОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
      2022-04-22 09:38
      6176

      Гвоздем концертной афиши апреля стали гастроли выдающегося скрипача современности Максима Венгерова, выступившего в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна с Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна.