Последние новости

К НАМ ПРИЕХАЛ VILNIUS BRASS

        В Ереване побывал один из ведущих квинтетов Восточной Европы - Vilnius Brass. Два концерта великолепной пятерки духовых музыкантов из Литвы, сыгранные под открытым небом собственным составом и совместно с армянскими коллегами, стали прекрасным подарком нашему городу и напомнили ереванцам о былых временах, когда по выходным и праздникам в парках и на улицах звучала живая музыка. Произведения в стиле барокко и Ренессанса, литовская народная музыка и музыка соседних стран, блюзовые и джазовые композиции, фрагменты известных опер и балетов, а также армянские мелодии - подобной программы в исполнении ансамбля медников ереванцы не слышали давно.

Свой приезд в Армению музыканты квинтета Vilnius Brass (Игорь Крамарев (труба), Лауринас Лапе (труба), Зигмантас Аугайтис (валторна), Марюс Бальчитис (тромбон) и Сергиюс Кирсенка (туба)) объяснили весьма просто: "Нам хотелось встретиться и пообщаться с армянскими коллегами, обменяться опытом и достижениями в нашей сфере, попытаться быть полезными друг другу, а также по-своему отметить предстоящий День литовской государственности и, наконец, преподнести сюрприз ереванцам и гостям столицы".

Брасс-ансамбли, или небольшие коллективы музыкантов, играющих на медно-духовых инструментах, весьма популярны в европейских странах и на Североамериканском континенте. Они выступают по всей Европе и за ее пределами, участвуют на фестивалях духовой музыки, записывают диски, наконец, ищут и находят новые формы презентации своего исполнительского мастерства. Современный вид брасс-квинтета, состоящего, как правило, из двух труб, валторны, тромбона (или эуфониума) и тубы (или бас-тромбона), появился в середине XX века в США. Первыми ансамблями такого типа стали New York Brass Quintet и Chicago Brass Quintet, сформированные соответственно из музыкантов Нью-Йоркского филармонического и Чикагского симфонического оркестров.

Чуть позже традиции американских медников подхватил и развил знаменитый квинтет Canadian Brass, новаторские проекты и выступления которого оказали колоссальное воздействие на духовых музыкантов молодого поколения. Среди последних оказались и студенты Музыкальной академии Литвы, вдохновленные игрой старших коллег из Североамериканского континента. "Подобная музыка была чем-то новым для нас, и мы буквально кинулись исполнять ее сначала в узком студенческом кругу, а после открытия границ с Европой - на ведущих сценических площадках Скандинавских стран, России и других государств, - вспоминает тубист Vilnius Brass Сергиюс Кирсенка. - Наш ансамбль был основан в 1995г., из нынешнего состава в квинтет входили я и Марюс Бальчитис, позже к нам примкнули Лауринас Лапе, Игорь Крамарев и Зигмантас Аугайтис. Ребята совершенствовались за рубежом, развивая навыки музыцирования посредством игры в трио, квартетах".

Созданию квинтета в сегодняшнем составе способствовал и "ветер перемен", занесенный из Музыкальной академии города Мальмо (Швеция) ее бывшим студентом, трубачом Лауринасом Лапе. "Там очень популярна ансамблевая игра и много музыкального материала, - пояснил руководитель Vilnius Brass, трубач Игорь Крамарев, - то есть, созданы все условия для развития и профессионального роста подобных коллективов, как наш. Все это вдохновляет "на музыкальные подвиги" студентов академии Мальмо, а с ними передается и нам".

Как отметил И.Крамарев, вначале было трудно собирать ребят на репетиции - музыканты ансамбля играли в разных коллективах, и в рабочих графиках пятерки медников постоянно появлялся разнобой. Спустя годы волею судьбы участники Vilnius Brass собрались в едином коллективе Литовского национального симфонического оркестра, и репетиционный режим квинтета наладился. Вскоре Vilnius Brass стал активно выступать с концертами в разных городах, бывать на международных фестивалях духовой музыки, участвовать в мастер-классах ведущих медников из Чикаго, Берлинского филармонического оркестра, симфонического оркестра Датского радио и т.д. Вильнюсский брасс-квинтет - один из почетных гостей ежегодного фестиваля духовых оркестров в старинном литовском городке Тракай, проводимом, по традиции, в честь праздника города. Рассчитанный на пропаганду духовой музыки не только среди взрослых, но и среди детей и подростков, фестиваль приглашает лучшие духовые оркестры и ансамбли как со всей Литвы, так и зарубежья и устраивает феерические концерты с их участием.

Сегодня Vilnius Brass - это сочетание традиций и новаторских тенденций, и эта гармония проявляется как в профессиональной гибкости музыкантов квинтета, так и в их репертуаре, охватывающем практически все стилистические направления и жанры, - от сочинений Баха до Бизе и Бернстайна, от народных мелодий до диксиленда. Объединяя в одной программе классику, фолк, модерн и джаз, музыканты Vilnius Brass пользуются одинаковым успехом как у солидной, любящей серьезную музыку публики, так и у любителей легких мелодий. Квинтет активно сотрудничает с литовскими композиторами.

Ереванский проект "Vilnius Brass и друзья" был инициирован литовским квинтетом и затем предложен коллегам из Армении, с радостью откликнувшимся на идею совместного концерта. Не мудрено - ведь подобный проект впервые осуществляется в Армении за долгие десятилетия. Инициатива квинтета была поддержана МИД Литвы и Министерством культуры Армении. Согласно задумке, первый из концертов объединял на одной площадке участников Vilnius Brass и десятку ереванских музыкантов - 8 медников: Армен Маилян, Шаген Геворкян (труба), Аршавир Исаакян, Артур Ованнисян, Армен Карагян (валторна), Карен Саркисян, Акопян Тигран, Айк Папикян (тромбон) и Арман Арушанян, Гегам Казарян (ударные инструменты). Второй музыкальный марш-бросок предстояло дать самим литовцам.

В пятницу вечером на Театральной площади Еревана было немноголюдно. Сгустившиеся над Оперным театром тучи, казалось, вот-вот скроют от глаз величие таманяновского здания, и оглушительный дождь взорвет небо, как вдруг рядом раздались звуки музыки, столь близкой и забытой одновременно. Расположившись на лестничной площадке у входа в Оперный театр, литовцы и армяне, несмотря на яростный ветер, демонстрировали свое мастерство, привлекая красивыми мелодиями прохожих. Вскоре к группе слушателей стали подходить ереванцы - простые жители, известные музыканты и деятели культуры, взрослые и дети, а с ними и туристы. Средневековая музыка сменилась скандинавскими народными мелодиями, на смену которой пришли джазовые композиции и известные на слух мелодии. Когда же литовцы начали играть музыку из балета "Чиполлино", публика заулыбалась.

На следующий день праздник духовой музыки продолжился в столичном парке Победы, где уже Vilnius Brass выступил с более широкой программой. Солидные, сдержанные, серьезные музыканты из Литвы преображались на глазах, раскрываясь перед слушателями, которые, несмотря на хлынувший дождь, собрались под навесом послушать живую и качественную музыку в мастерском исполнении. Надо отдать должное участникам вильнюсского брасс-квинтета, преподнесшим столь необычный подарок не только Еревану, но и своим армянским коллегам. "В свою очередь мы благодарны армянским музыкантам за высокий профессионализм, продемонстрированный во время подготовки к концерту, - заметил Игорь Крамарев. - Не в каждой стране встретишь музыкантов, способных за одну репетицию прочувствовать и понять друг друга, вникнуть в материал с первых минут работы".

Музыканты двух стран прощались сразу после концерта - литовцам предстояло вернуться домой спозаранку. Фотографировались на память и обменивались адресами - кто знает, может "надежды маленький оркестрик" из Вильнюса, попытавшийся пробудить в нас былой интерес к духовой музыке, вновь приедет в наш город с новыми и интересными проектами.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Грант АЙРАПЕТЯН: «МОЯ ЦЕЛЬ – ДОСТИГНУТЬ ВЕРШИНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА»
      2024-09-13 09:59

      Искусство пианиста, лауреата многочисленных международных конкурсов Гранта Айрапетяна высоко ценят в Армении, России, странах Европы. Неоднократно выступая в лучших концертных залах мира с разнообразными сольными концертами, он благодаря экстраординарному мастерству по праву заслужил особое место в сердцах благодарных слушателей многих стран. Творчество Гранта Айрапетяна словно подтверждает истину о том, что земля Армении на протяжении веков не раз дарила миру талантливых музыкантов, к числу которых, бесспорно, принадлежит и он сам. Его трактовки произведений Шопена, Шуберта, Шумана и других композиторов профессионально отмечены многими выдающимися музыкантами и используются при обучении фортепианному искусству.  Известный пианист он также занимается благотворительной деятельностью. Все доходы с концерта «Шопен. 24 этюда для фортепиано» в 2016 г. он перечислил на нужды детей специального детского дома в Нор-Харберде. Становление творческой истории Гранта Айрапетяна, его связи с фортепианными традициями Константина Игумнова и некоторые другие вопросы нам удалось обсудить в беседе с самим пианистом.

    • СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА «НАУЧНЫЙ АРЦАХ» КО ДНЮ НЕЗАВИСИМОСТИ
      2024-09-12 10:47

      Презентация каждого очередного номера журнала «Научный Арцах» бывает приурочена к знаковой дате. Исключением не стал и нынешний, второй за этот год и 21-й за все время существования выпуск этого богатого по содержанию и важного по замыслу издания, который был представлен 2 сентября – в День независимости Арцаха. «Все авторы, которые печатаются в нашем журнале, знают, что это традиция, положенная с момента рождения «Научного Арцаха» и призванная укреплять в сознании научного сообщества и наших читателей информацию о важных для армянского народа днях календаря», - сказал, открывая мероприятие, основатель и главный редактор журнала, кандидат юридических наук Аветик Арутюнян.

    • КРУПНЕЙШЕЕ В МИРЕ ПРОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА
      2024-09-09 09:54

      27 сентября 2020 г. азербайджано-турецкий тандем развернул широкомасштабную войну против Республики Арцах, граждане которой на протяжении 30 лет строили на своих исконных землях демократическое государство в соответствии со всеми нормами международного права. С первых часов войны под вражеской мишенью оказались не только объекты гражданского значения, но и историко-культурные памятники. «За период войны зарегистрировано множество случаев нападения на культурные и исторические объекты. Враг дважды обстрелял из артиллерийских орудий монастырь Сурб Аменапркич (Казанчецоц) в Шуши - во второй раз в присутствии международной группы журналистов, проводящих съемки. Обстреливались не только памятники христианской культуры армянского народа, но и персидские мечети, вокруг которых затем были обнаружены осколки снарядов. Со стороны азербайджанских военных это делалось преднамеренно, чтобы затем обвинить армян в нападении на исламские памятники. Обстрелы продолжились и в начале ноября, нанеся урон памятникам Степану Шаумяну в Степанакерте, Монте Мелконяну в Мартакерте, армянским церквам и т.д.», - отметил кавказовед, эксперт по охране историко-культурного наследия Овик АВАНЕСОВ, интервью с которым мы предлагаем читателям «Голоса Армении».

    • Вардан ПОГОСЯН: «В АРЦАХСКОМ ВОПРОСЕ У НАС БЫЛИ БОЛЬШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДО АНТИКОНСТИТУЦИОННОЙ СМЕНЫ ВЛАСТИ В АРМЕНИИ»
      2024-09-07 09:30

      «Юридическая основа провозглашения Нагорно-Карабахской Республики одна – право народов на самоопределение, закрепленное как законодательством СССР, так и международным правом. Этот принцип и лег в основу провозглашения независимости НКР. Многим может показаться, что в современном мире, погрязшем в пучине войн, международная правовая система не играет особой роли. Однако в случае с Арцахом нам удалось выбрать верную правовую основу, пройти весь путь становления независимости и государственности Республики Арцах, связанный с развитием и продвижением Арцахского вопроса на международной арене в соответствии с правильными законодательными нормами, и дойти до уровня, который, с точки зрения самоопределения народов, самобытен в мировой истории». С этих слов начал свое выступление на прошедшем в ереванском офисе РПА форуме юрист-международник, специалист по конституционному праву Вардан Погосян. В ходе представления темы «Правовые основы провозглашения Нагорно-Карабахской Республики» он отметил, что право народов на самоопределение в доктрине международного права и в международной практике стран не рассматривается непосредственно как право отделения от территории данного государства. Правда, существуют и обратные подходы, но они не являются общепринятыми, что было доказано консультативным заключением Международного суда ООН в отношении Косово.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МУЗЫКА СКРЯБИНА В ЗВУКЕ И ЦВЕТЕ
      2023-06-23 15:31

      Молодая пианистка Гаянэ Асланян широко известна в кругу любителей классической музыки. Лауреат республиканских и международных музыкальных конкурсов, сегодня она привлекает внимание широкой аудитории слушателей, а ее выступления удостаиваются высокой оценки опытных музыкантов и горячих аплодисментов публики.

    • В «ОЖИДАНИИ» МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА
      2023-03-08 10:20

      Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.

    • "ВЕКТОР - КУЛЬТУРА, МИЛОСЕРДИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ"
      2022-11-29 12:35

      Свою музыкальную карьеру великий Владимир Спиваков сделал, играя на скрипке знаменитого венецианского мастера Гобетти. Отныне у маэстро есть еще одна скрипка. Скрипка, на которой не сделаешь музыкальной карьеры. Но в ее деке, грифе, струнах - во всем ее металлическом теле - звенит бесконечная благодарность всего армянского народа.

    • Анаит ЧАУШЯН: «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЦА – КАК «СОЛЬ С ПЕРЦЕМ» В МОИХ КОНЦЕРТАХ»
      2022-11-21 14:57

      Отечественные ценители классической музыки всегда рады встрече с талантливыми музыкантами - выходцами из Армении, продолжившими карьеру за рубежом и добившимися немалых успехов. К таким музыкантам, несомненно, относится и известная пианистка, лауреат фортепианного конкурса Emmanuel Durlet Бельгии, обладатель Почетного диплома Academia Chigianain Siena Анаит Чаушян, которая на днях выступит с концертом в Ереване. Музыкальная встреча с Анаит Чаушян состоится во вторник, 22 ноября, в Большом зале «Арам Хачатурян» и будет посвящена памяти ее отца - именитого композитора, заслуженного артиста Армении Левона Чаушяна. Изначально концерт планировался как часть 14-го Ереванского международного фестиваля музыки, но из-за событий на границе Армении в сентябре его пришлось отложить на время. Сегодня Анаит Чаушян находится в Лондоне, откуда и согласилась дать онлайн интервью «Голосу Армении».