Последние новости

ЧТОБЫ ОПЕРА СТАЛА ТЕАТРОМ

Опера – это театр. Специфический, самостильный, но – театр. Эта на первый взгляд банальная мысль сегодня становится актуальной как никогда. Возросший в последние годы интерес к Национальному театру оперы и балета со стороны как государства, так и зрителей породил не только блестящие премьеры, но и обнажил ряд проблем, которые надо решать здесь и сейчас, если мы хотим видеть внятные перспективы развития отечественного оперного искусства.

В АПРЕЛЕ НЫНЕШНЕГО ГОДА ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. Спендиарова, заслуженный деятель культуры РА Камо Ованесян направил министру культуры Асмик Погосян письмо следующего содержания: "На протяжении десятилетий наш оперный театр испытывал потребность в постановщиках, имеющих специализацию в режиссуре музыкальных спектаклей. Эта необходимость ощущается даже в том случае, когда спектакль ставит приглашенный из-за рубежа режиссер: потом, после премьерных страстей, постановкам не хватает авторской заботы, и спектакли невольно теряют свою живость и выразительность. Естественно, это обстоятельство не может не сказываться негативно и на развитии исполнительского мастерства всего творческого коллектива.

Учитывая вышесказанное, руководство театра просит вашего содействия для открытия в нынешнем году в Государственном институте театра и кино курса оперной режиссуры".

Давно отшумели вступительные экзамены, на которых перспектива поступить на вышеозначенный факультет так и не открылась. С уходом из жизни выдающегося Тиграна Левоняна, который вел в недалеком прошлом курс в институте, дверь в оперную режиссуру захлопнулась и, видимо, надолго. В ГИТиК-е необходимость профессионалов данной сферы никто не отрицает - наоборот, но на всякие разговоры подобного рода звучит сакраментальный вопрос – а кто там будет преподавать?

Однако заслуженный деятель искусств, профессор Рафаэль Джербашян не теряет надежд, с завидным упорством ходит "по инстанциям" и продолжает убеждать в необходимости создания кузницы профессиональных кадров всех потенциально заинтересованных лиц. Заслуги Рафаэля Христофоровича перед этой самой кузницей кадров трудно преувеличить. Он не только снискал себе славу лучшего режиссера-педагога, из мастерской которого вышла как минимум половина сегодняшних мэтров режиссуры. Круг его профессиональных интересов и неслыханного энтузиазма всегда был невероятно широк, а в послужном списке заслуг значится также приложение всех усилий для открытия в тогда Государственном театральном институте факультета сценографии. В Оперном театре Джербашян проработал более десяти лет. Ставил сам и ассистировал, работал с Гулакяном, Тавризяном, Капланяном. Что, как он считает, дает ему право, не только желать, но и активно ратовать за открытие заново в ГИТиК-е факультета оперной режиссуры.

"СЕГОДНЯ ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО ПЕРЕЖИВАЕТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ПЕРИОД. Углубляется и усложняется его режиссерский и дирижерский подход, - считает Рафаэль Джербашян. - Что есть опера – театр условности или театр искренних человеческих переживаний и сложных взаимоотношений, в котором переплетены высокий вокал и актерское мастерство? Весь мир сегодня стремится к последнему. Ведь порой знакомая музыка даже в ярком исполнении кажется услышанной впервые. А чтобы этого не случалось, надо работать над каждой музыкальной фразой, проникать в ее психологическую глубину, раскрывать каждый импульс, движущий персонажами, демонстрировать в пении четкую артикуляцию, передавая дыхание слова и смакуя его. Ведь, как говорил Туманян, каждое слово – это целый мир. Словом, нужна серьезная школа. А чтобы обрести ее – желание иметь таковую, решимость и последовательность".

В наличии у нас "голосов" и наличии школы вокальной уже никто не сомневается. Так же, как и в готовности государства выложить немереные по нашим меркам деньги на осуществление эпохальных постановок и способности оперного театра подобные постановки реализовывать. Но этого явно недостаточно.

"Аида", "Спартак" - это же делалось не для нескольких показов. А где эти спектакли? Приглашенные мэтры-постановщики уезжают, и спектакль начинает потихоньку разваливаться, некому поддерживать его в постоянной форме. К тому же режиссеры-гости не знают специфики нашего театра, нашей сцены. Скажем, в "Аиде", прежде чем использовать дополнительные боковые сцены, следовало бы проверить акустику. В конце концов это здание великий Таманян строил не в качестве оперы. А в результате голосов с этих площадок элементарно не слышно. Или – искренняя и непосредственная музыка и громоздкие, помпезные декорации. Вся эта мишура не воспитывает вкус, а подавляет смысл музыкальной драмы. Уже не говоря о том, что эти пудовые декорации никуда не вывезешь, и спектакль лишается возможности быть показанным где-то вне страны. То же самое в принципе можно сказать и об опере "Саят-Нова". Саят-Нова не придворный лирик, сочиняющий вирши, он поэт и композитор, песни которого бессмертны. Поэтому хотелось бы видеть в оформлении спектакля не кинто и продавцов яблок, а решение, проникнутое чувством гордости и достоинства. В основе решения сценического оформления сегодня можно использовать живопись, графику, светопись, проекции, ширмы – что угодно. Но, как сказал когда-то Нансен, причина многих несчастий армянского народа – преклонение перед иностранщиной. Приглашенный режиссер срывает лавры, а до будущего спектакля и вообще развития этого театра ему нет никакого дела", - считает Рафаэль Христофорович.

ПРИГЛАШЕННЫЕ ЗВЕЗДЫ ПРИ НАЛИЧИИ СВОИХ КРЕПКИХ РЕЖИССЕРОВ ПРИВНОСЯТ В ТЕАТР свежую струю, новые веяния, способствуют культурному обмену. Приглашенные режиссеры в отсутствие своих стационарно работающих профессионалов обеспечивают лишь вялотекущую жизнь от одной культовой премьеры до другой.

"Много лет назад мне посчастливилось работать с Микаелом Тавризяном, присутствовать на его репетициях. С какой тонкостью маэстро аккомпанировал воплощению сценических решений исполнителей! Соединение вокала и артистического мастерства было его творческим кредо. Все его спектакли, как в плане качества исполнения, так и идейно-эмоциональной насыщенности были поразительно гармоничны. На репетициях он требовал не выпевания нот, а ставил перед артистами художественные задачи, от режиссеров всегда ожидал новых, оригинальных мыслей, неожиданных решений, не терпел постановочного буквоедства, предпочитал режиссеров, способных проникнуть в духовную, эмоциональную глубину оперной драматургии и воплотить ее на сцене. Воспитанием интерпретационного дара должны заниматься не только кафедра вокала и дирижеры, но и педагогическая режиссура. При помощи соответствующих упражнений и этюдов необходимые знания и навыки должны быть не только объяснены студентам, но и практически освоены. В результате тесного сотрудничества оперного класса и вокальной кафедры Консерватории следует создать школу мастерства поющего актера. Воспитавшись в условиях свободного и органически непринужденного взаимовосполнения и взаимовлияния этих глубоко родственных искусств, выпускник неминуемо получает надежную школу. В результате такого золотого сплава исполнитель становится истинным актером оперного театра, а опера наконец театром", - считает педагог-мэтр.

Словом, чтобы восторги и крики "браво!" звучали в Национальном оперном театре не только долго, но и часто, нужно сделать еще очень многое. Нужно желание, решимость и последовательность иметь серьезную школу подготовки дирижеров, режиссеров и артистов. Нужно желание вернуть опере и балету школу (восстановить, скажем, систему абонементов), а следовательно, приобщение к высокому искусству с молодых ногтей.

"Мы обязаны задействовать огромную силу эстетического воспитания, которую несет в себе оперное искусство, и превратить его в постоянно действующую школу воспитания нравственных критериев, духовного формирования молодого поколения, тем более что такая потребность сегодня ощутима, как никогда. Ведь практика показывает, что наш народ сохранил стремление и любовь к классической музыке", - призывает

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОЭТ, КОТОРЫЙ БЫЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ
      2022-01-13 10:22
      3266

      "...Меня раздаривают щедро – Моё веселье и слова. Я чью-то душу чище ветра Отмою, чтоб была жива. А если завтра боль уложит В постель или беда пригнет, Что ж, завтра кто-нибудь, быть может, Хоть искру смеха мне вернет".

    • ...И НАСТУПИТ ГОД ПРОЕКТОВ ЖИЗНИ!
      2021-12-30 10:00
      5070

      "Глазами клоуна" - так называется великий поствоенный роман лауреата Нобелевской премии Генриха Белля. В период между двумя мировыми войнами в Европе стал популярным весьма неожиданный жанр - портреты клоунов. Не политиков, не богатых заказчиков, не прекрасных дам пишут представители нового искусства. Они пишут лица шутов под толстым слоем белил. Пикаcсо, Руо, Кес Ван Донген, Бюффе - все они рисуют растерянного человека, стоящего на круглой, как земной шар, и пустой, как пустыня, арене. Этот человек вообще-то должен, как предписано шутам историей культуры, говорить нам правду и нас смешить, но ему нестерпимо грустно...

    • ЦЕЛЬ, КОТОРАЯ СТАНЕТ ИСПОЛНЕНИЕМ МЕЧТЫ...
      2021-12-29 10:34
      4641

      Время на всем оставляет свой отпечаток. На смену шутливых и радостных, легко и просто отскакивающих от зубов новогодних пожеланий "здоровья и счастья в личной жизни" пришло глубокое понимание того, что жизнь - общая на всех, и желать и хотеть надо не "от зубов", а как-то по-настоящему. И тогда исполнения своих желаний не придется бояться. По крайней мере, деятели культуры уверены, что если подходить именно так, Новый год имеет шансы стать годом начала выздоровления и обретения себя.

    • И МАУГЛИ ПОБЕДИТ ШЕРХАНА!..
      2021-12-24 15:07
      6166

      Детские спектакли, призванные расцветить самым маленьким зрителям Новый год, на сей раз готовились с особым энтузиазмом. Среди многих прочих спектаклей почти одновременно на армянской сцене появились два "Маугли". Сказка - ложь, да в ней намек... В жизни всегда появляется Шерхан, стремящийся испортить праздник не только маленькому Маугли, но и всем остальным мальчикам и девочкам. На сей раз в роли Шерхана выступает Минздрав.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33
      5193

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ "АИДЫ"
      2021-11-04 09:54
      6679

      Афиша, извещающая о премьере оперы "Аида" Верди на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, заинтриговала: одна из вершин классического оперного репертуара вновь возвращается на нашу сцену.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ ОПЕРЫ "ПАЯЦЫ"
      2021-06-11 10:41
      15137

      Премьера Афиша, извещающая о премьере оперы "Паяцы" на сцене Национального академического театра оперы и балет им. Спендиарова, насторожила и обрадовала. Насторожила потому, что спектакль ставился в отсутствие лидера театра, который с самого начала пандемии находится за рубежом. И в то же время порадовал факт, что любимая опера вновь появилась на сцене нашего музыкального театра.

    • ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ДЖАНЛУКИ МАРЧИАНО
      2021-04-24 10:36
      6419

      Когда за пультом оркестра стоит талантливый итальянский дирижер Джанлука Марчиано, любой концерт превращается для публики в откровение, приносит подлинное наслаждение. Так было и в вечер "Опера-гала", проведенного Армянским государственным симфоническим оркестром (худрук и главный дирижер - Сергей Смбатян) с участием известных оперных солистов и одаренной молодежи. Концерт состоялся в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна.