Последние новости

ОПЕРАЦИЯ "КООПЕРАЦИЯ"

"Вот так хатабала!" - Гюмри - Ереван - Тбилиси - транзит

В ближайшее время Гюмрийский драматический театр им. В. Аджемяна начнет новый сезон. А откроет его спектакль "Вот так хатабала!" по произведениям Г.Сундукяна, который художественный руководитель театра народный артист РА Николай Цатурян поставил не только силами своего театра, но при участии артистов тбилисского Армянского драматического театра им. П. Адамяна.

Прошли годы с тех пор, как на сцене гюмрийского театра Николай Цатурян поставил спектакль "Власть денег", скомпилировав два произведения отечественного классика Г. Сундукяна - "Хатабала" и "Бахниси бохчен". Время шло, спектакль сошел со сцены: кто-то из актеров ушел из театра, кто-то - из жизни... А сегодня постановка обрела вторую жизнь, переродившись если не в международный, то во всяком случае в межтеатральный проект. Сдача его уже состоялась. Кстати, с большим успехом. А теперь театральный Гюмри с нетерпением ждет премьеры.

"ИНИЦИАТОРОМ ЭТОГО ПРОЕКТА СТАЛ НАШ МОЛОДОЙ АКТЕР, который также работает по совместительству продюсером, Тигран Вирабян, - рассказывает Николай Цатурян. - Это просто кладезь идей! Каждый раз, когда он подходит ко мне с блестящими глазами, я испытываю страх - сейчас опять выдаст что-нибудь грандиозное. Вот и на этот раз он пришел и заявил: тбилисский Армянский театр стал на капремонт, труппа в определенном простое, почему бы не поработать вместе? Я созвонился с худруком адамяновцев Арменом Баяндуряном. Ему тоже понравилась идея. Стали искать пьесу. Причем надо было считаться с тем, что речь идет о коротких сроках - надолго задерживать гостей не позволяло финансовое положение. По ходу выяснилось, что в репертуарах обоих театров была "Хатабала". Правда, мой спектакль был яркий и саркастический, а тбилисский - академический, более серьезный, даже местами романтичный. В итоге родился замысел спектакля "Вот так хатабала!" Ну и, в конце концов, Сундукян - это все-таки язык тифлисских армян".

Если учитывать, что именно язык, непонятный сегодняшнему зрителю, многие режиссеры считают камнем преткновения для постановки сундукяновских пьес, можно смело утверждать, что Цатурян проявил безумство храбрых. "Я считаю, что какие-то изменения в текст, бесспорно, следует вносить, но тем не менее колорит этого языка непременно следует сохранить, - таково мнение мэтра. - По крайней мере в нашей постановке мы меняли только те фразы, которые сегодняшнему зрителю явно непонятны, и употреблять их - значит выключать внимание публики. Но многое из того языка сохранилось по сей день или, по крайней мере, абсолютно ясно из контекста. А если честно, и тбилисские армяне сегодня этим языком не владеют. Из артистов, с которыми мне пришлось работать, только Роберт, актер старшей плеяды, знал его в совершенстве".

Идея о ко-проекте гюмрийского и тбилисского театров получила поддержку в Министерстве культуры, которое финансировало создание спектакля, символизирующего корпоративную солидарность армянского театра. Ведь от старого спектакля Цатуряна мало что осталось. Да и повторять единожды сделанную постановку режиссеру не хотелось. Так что, надо было не только придумать новую концепцию, но и заново строить декорации, шить костюмы. Да и тбилисских коллег надо было принять не как-нибудь, а как-нибудь в лучших традициях гюмрийского гостеприимства.

"На средства, выделенные министерством, театр снял для гостей отдельный дом. Такой, что я в свою гюмрийскую квартиру их приглашать стеснялся - куда там до их хоромов худруку! - шутит Николай Ервандович. - Кстати, они говорили, что Гюмри гораздо больше напоминает Тбилиси, чем Ереван. Все-таки в прежние времена это был первый город. А вообще самой главной задачей этого спектакля было то, чтобы актерский ансамбль состоялся. Тем более, вы же понимаете, и гюмрийцы, и тбилисцы - люди самостильные, а тут еще актеры! Тем не менее творческое слияние произошло, гармония родилась, и это, думается, достижение спектакля".

ЗАЛОГОМ ТОМУ, ЧТО ПОДОБНОЕ МНЕНИЕ РЕЖИССЕР ОТНЮДЬ НЕ КАРАМЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА выразил не в рамках обмена любезностями, является тот факт, что Цатурян сотрудничество с адамяновцами намерен продолжить. Капитальный ремонт тбилисского Армянского театра, средства на который выделило правительство Грузии, продлится как минимум года полтора. Так почему бы не воспользоваться ситуацией, тем более что творческое сотрудничество приятно и плодотворно? Тем более что известный режиссер, педагог Николай Цатурян повел себя непедагогично и, кажется, определил одного из тбилисских актеров в "любимчики". "Роль Масисянца, жениха в "Вот так хатабала!" исполнил молодой актер Сергей Сафарян. Парень высокой культуры, невероятно органичный, схватывающий на лету. При достаточно корпулентной фактуре он очень подвижен, так что я могу представить его и Хлестаковым, и Тарелкиным. Словом, посмотрим", - почти что делится планами режиссер.

Планы планами, а пока Гюмрийский государственный драматический театр им. Аджемяна готовится к открытию сезона и премьере, которая должна перерасти в целое турне. За показом "Вот так хатабала!" в Гюмри последуют спектакли в Ереване, Тбилиси, Ванадзоре, других городах страны. А к 5 октября - дню премьеры - театр стал готовить город не только заблаговременно, но и в лучших традициях современного пиара. Манкая, отражающая колорит спектакля афиша. Рекламный ролик не только по каналам местного телевидения, но и на канале "Шогакат". В течение месяца по субботам в местный эфир выходит целый цикл передач, повествующих о рождении спектакля. Перед самим театром большой баннер и растяжка на весь фасад - "Открытие 146 сезона!". Флайеры по всему городу - они наклеены не только на витринах магазинов, но даже на окнах маршруток. "Это опять же наш генератор идей Тигран Вирабян, он просто потрясающе поработал!", - комментирует Цатурян.

А вообще режиссер уверен, что труд не пропадает и из искры возгорится пламя - в театре в частности, и в славном городе Гюмри вообще.

"ЗРИТЕЛЬ СТАЛ ГОРАЗДО АКТИВНЕЕ, - СЧИТАЕТ НИКОЛАЙ ЕРВАНДОВИЧ. - Во-первых, здесь сохранилась публика, до которой и ереванской далеко. Когда я к годовщине Геноцида показал свое "Лунное чудовище", меня потряс не просто прием - спектакль всегда принимают хорошо. Но там есть какие-то режиссерские места, прочувствовать которые может только очень подготовленный зритель. И после спектакля подходили люди и не просто поздравляли и благодарили, как это обычно бывает, а говорили какие-то вещи, которые не всякий театровед заметит. Но сегодня в театр ходит не только этот цвет Гюмри. Зритель стал гораздо активнее, стал гораздо активнее весь город. Вот мелочь - в центре поставили большой экран, который освещает всю площадь. Проходишь мимо и думаешь - а ведь здесь еще вполне можно пожить, совершенно не обязательно уезжать, как этого хотелось еще пару лет назад. В кафе полно народу, даже женские компании появились, что, сами понимаете, для Гюмри - экзотика. На площади дети на роликах и скейтах катаются, музыка, здания освещены новомодной подсветкой. Открылся джаз-клуб, где играют очень приличные музыканты. Даже собственным ночным клубом обзавелись, правда, танцовщицы там из братской Украины. К этому можно относиться по-разному, но ведь это тоже признак города. А главное - такие люди опять стали ходить по улицам - сразу видно порода. В столице таких пожилых людей сейчас мало встретишь. Сильно ощущается желание вновь вернуть себе утраченную славу города "с большой буквы", и это очень радует".

В основание обновленного Гюмри Николай Цатурян готовится заложить еще один солидный камень. На будущий год на базе Драматического театра им. Аджемяна он готовится провести первый фестиваль "Дуэт", программа которого будет состоять, как вы уже догадались, из камерных спектаклей на двоих. Начинать надо с малого - первый фестиваль будет республиканский. Но кто знает. Очень может быть, что в добавок к многочисленным и отрадным преобразованиям Гюмри еще обзаведется своим солидным международным фестивалем. Как известно, кадры решают все, а люди, способные делать дело и делать его хорошо, в театре есть.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • ФЕСТИВАЛЬ В АРТАШАТЕ - ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ
      2023-11-01 14:00

      Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!