АРМЯНСКОЕ ТЕПЛО ЛИТОВСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ОСЕНИ
Это у нас в Ереване продолжает сиять красками золотая осень, или бабье лето. В Литве сыро, промозгло, дуют холодные северные ветры, а в результате закрытия Игнолинской АЭС пока не топят даже в фешенебельных гостиницах. Но наш арт-десант от фестиваля ARMMONO, выехавший туда с гастролями, согревали душевное тепло как литовских коллег и новообретенных друзей, так и горячие сердца живущих в Северной Европе соотечественников. Согревали не меньше, чем успех, который выпал на их долю.
Поездка директора нашего фестиваля ARMMONO Марианны Мхитарян на театральный форум в Литву в прошлом году неожиданно стала центральной опорой новому культурному мосту между двумя странами. На прошлый монофестиваль была приглашена целая литовская делегация во главе с замминистра культуры Девидасом Стампонкусом, и, пока публика радовалась встрече с народным артистом СССР Регимантасом Адомайтисом и оценивала спектакль Театра музкомедии им. Пароняна в постановке Гора Маркаряна с Зарой Хачатрян "Котик и птичка", сделанный по пьесе Люции Армонайте, высокие чиновники из культурного ведомства подписывали меморандум о дальнейшем сотрудничестве. Именно очередным витком этого сотрудничества и стало небольшое турне по Литве двух армянских моноспектаклей – уже упомянутого "Котика и птички" и "Древнейшей профессии" артиста Государственного русского театра им. Станиславского Роберта Акопяна. Ну а Марианна Мхитарян с энтузиазмом продолжила начатое дело культурного мостостроителя.
Формальным поводом к поездке стал фестиваль моноспектаклей "Аспиндис" в литовском Висагинасе. Но, прежде чем добраться до конечной цели, нашим артистам предстояли выступления в сказочных, прекрасных городах – Вильнюсе и Каунасе.
"Эти показы стали возможными благодаря стараниям нашего посольства в Литве, - рассказывает директор ARMMONO. - Оно открылось меньше года назад – в мой прошлый приезд его еще не было. Вклад нашего посольства и лично посла Ара Айвазяна и его супруги и в реализацию этого турне, и в то, чтобы мы чувствовали себя абсолютно комфортно, сложно переоценить. Когда оказываешься на чужбине, остро ощущаешь, как это важно – чувствовать за спиной свою страну. Мы это ощутили с первых минут. В Вильнюс не прилетел чемодан с реквизитом, мы были в ужасе, а таможенники весьма вяло реагировали на наше возмущение до тех пор, пока я не заявила, что сейчас позвоню в армянское посольство. Вот тут все проснулись! Вообще можно только удивляться, сколько чего успело наше посольство за короткий срок работы. Оно ведет активную деятельность по консолидации армянских общин Литвы, готовит активный культурный фронт работ – гастроли, выставки. И в том, что сейм не принял закона, отрицающего армянский Геноцид, который вовсю проталкивал турецкий лоббинг, его вклад тоже очень велик".
В Вильнюсе наши артисты обзавелись ангелом-хранителем в лице драматурга Люции Армонайте. Впрочем, у дамы с такой фамилией это, наверное, было написано на роду. Именно благодаря ей и наперекор хмурой погоде нашей команде удалось, несмотря на сжатость времени, увидеть укромное очарование улочек старого Вильнюса и гордую красоту костелов. Благодаря ей и публика на первых спектаклях была самая изысканно профессиональная, а выход к ней Зары Хачатрян – настоящее испытание.
"Мы ведь повезли очень разные спектакли, - считает Марианна Мхитарян. – Спектакль "Котик и птичка" Гора Маркаряна достаточно режиссерский, в нем много чисто постановочных находок. В Литве идет эта пьеса, там заняты популярные сериальные литовские актеры. Ну и, разумеется, все сравнивали, и, представьте, сравнения были исключительно в нашу пользу – что армянский спектакль придуман и продуман, а о Заре - что актриса раскрывает гораздо более глубокие психологические пласты. Что касается спектакля Роберта Акопяна – это сугубо актерская работа. Солидные вильнюсские критикессы постоянно говорили о том, как это приятно – смотреть на профессионального, обаятельного актера и привлекательного мужчину".
Несмотря на необычайно теплый прием, которого удостоились спектакли в Вильнюсе, директор ARMMONO считает, что оценить наших артистов по большому счету лучше было в Каунасе: "Там спектакли прошли просто с блеском!" Возможно, сыграло роль и присутствие соотечественников, пришедших погордиться, - знай наших!
"В Каунасе потрясающая армянская община, - рассказывает Марианна. – Ее руководитель Александр Бояджян, физик, программист, интеллигентнейший человек, которому удалось в этом сугубо литовском городе с глубокими национальными традициями сплотить вокруг себя армян, никогда не забывающих о своей национальной принадлежности. Они открыли воскресную школу, где проходят уроки армянского языка, танцев, репетирует хор. И что удивительно и приятно - в этом хоре кроме наших армянок, которые уже родились на территории Литвы, были еще и очаровательные литовки, которые прекрасно пели наши народные песни и танцевали кочари. Община успела издать литовско-армянский разговорник. У меня была официальная встреча с Девидасом Стампомкусом, а также с замминистра культуры Литвы по нацменьшинствам – есть у них и такой. Так вот, они оба в один голос говорили о том, как приятно, когда народ представляют такие культурные, интеллигентные люди, как Бояджян. Мы повезли в подарок общине детские книжки, диски с нашими мультиками, а от Театра музкомедии был традиционный пароняновский подарок - небольшой ковер с нашим гербом. Все это было воспринято с колоссальным энтузиазмом".
В Висагинасе на здании театра наших артистов уже ждала растяжка – "День армянского театра на фестивале "Аспиндис". Фестиваль этот конкурсный, жюри возглавляет Регимантас Адомайтис, а призы и цветы избранникам профессионалов и фортуны вручает сама мэр города, очаровательная дама, которой, представьте себе, не зазорно выступать в роли ведущей театральной церемонии. Наши артисты оказались среди избранников, получив награды "за поддержку литовской драматургии за рубежом" и " за оригинальную интерпретацию Библии": герой спектакля "Древнейшая профессия" Роберта Акопяна не тот, о ком вы подумали, а вор.
Артист Русского театра получил в Литве оценку, что выше призовой статуэтки. На будущий год у Роберта Акопяна состоится тур по Литве, в рамках которого он будет показывать уже другой спектакль, посвященный Геноциду армян, "К вам обращаюсь, дамы и господа". Ну а Заруи Хачатрян получила приглашение в Германию на фестиваль в городе Киле. Более того, директор этого монофорума предложила Марианне Мхитарян догнать и перегнать Литву – устроить в Киле не день, а Дни армянского театра и привезти туда сразу спектаклей восемь. Благо интерес к жанру у наших артистов большой. Так что стереозвучание ARMMONO становится все громче.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-10-14 10:00
Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал... Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.