Последние новости

ПРЕВРАЩЕНИЕ!

Когда тыква превращается в карету на сцене - это волшебство ожидаемое. Но когда тыква превращается практически в сказочный замок в реальности - это обыкновенное чудо.

Именно такая метаморфоза произошла с Арташатским Государственным драматическим театром им. Амо Харазяна. И это тот случай, когда есть повод поговорить "о месте личности в истории" и том, что никакие реформы невозможны, если только этого не захотят "на местах" и все вместе.

К СОЖАЛЕНИЮ, НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ АРТАШАТСКИЙ ТЕАТР действительно был "тыквой". Причем тыквой подгнившей - казалось, безвозвратно. На балу нашего успешно развивающегося театра она стояла в стороне и превращаться во что-либо путное категорически не желала.

 Каждое посещение этого театра вызывало ассоциацию из прошедшего на Каскаде детства. Там, в самом сердце советского Еревана располагалась знаменитая забегаловка - "Темурноц"! Даже проходить мимо было сложно - она амбрировала букетом из запахов скисшего пива, прокисшей квашеной капусты и еще черт знает чего. С запахом кулис мало общего, но - есть многое на свете, друг Горацио... В театре Арташата дело обстояло именно так. И это при том, что бывший спикер парламента Овик Абрамян, выходец из Арташата, старался всячески поддерживать театр малой родины. Сюда периодически шли вложения, пытались что-то ремонтировать. Дело с места не сдвигалось, а качество спектаклей было из рук вон. Это к тому, что никакие реформы невозможны, если верхи могут, а низы не хотят.

Стоит ли говорить, что на этом фоне нынешнее преображение театра не могло не показаться обыкновенным чудом! Из фойе не просто исчез стойкий запах, простите, туалета. Там уютно расположился маленький буфет в этностиле. А лестница с отлакированными перилами привела не просто на второй этаж, а в новый, недавно отстроенный Малый зал, где нам предстояло посмотреть премьерный спектакль - кукольный спектакль "Барекендан" по сказке Ов. Туманяна в постановке Карена Хачатряна. Спектакль, который театр и, в частности, его относительно новый директор Камо Нагдалян посвятили юбилею заслуженного деятеля искусств РА Рубена Бабаяна. Создатели спектакля считают его своим учителем не только в профессии, но и в отношении к театральному делу. Спектакль, кстати, был очаровательный - блестящая фольклорная стилизация режиссера и художницы Карине Егиазарян, азартная игра актеров. Качественный, профессиональный свет - подарок встающему на ноги театру от Рубена Бабаяна и его Театра кукол. Словом, присутствующие в зале дети реагировали с удовольствием.

"РЕМОНТ - ЭТО ЕЖЕДНЕВНАЯ РАБОТА, КОТОРУЮ МЫ ДЕЛАЕМ И СЕГОДНЯ. Зал, в котором вы посмотрели спектакль, это бывшее полуразрушенное складское помещение, и мы его перестраивали всем миром, от технических и административных работников до артистов. Никакого государственного финансирования не было - только наши внебюджетные средства. А с оснащением помогли друзья, Рубен Бабаян прислал световую и звуковую технику, - рассказывает директор театра Камо Нагдалян. - Идея создать камерный зал и играть кукольные спектакли была моя. Я 20 лет был актером театра кукол, и у меня была уверенность, что и здесь должен быть кукольный формат. Во-первых, а Арташате нет кукольного театра, а это первое дело для воспитания своего зрителя с молодых ногтей. А во-вторых я уверен, что малый зал может приносить театру прибыль. И, поверьте, приносит".

"Барекендан" - уже четвертый кукольный спектакль на этой сцене, и дети приходят сюда с радостью. А по вечерам здесь случаются камерные и моноспектакли для взрослых. Когда Камо Нагдалян принял театр, в его репертуаре было всего три спектакля. За три года их количество увеличилось до 24. Соответственно, если за сезон 2017-2018 количество зрителей не превысило 6 тысяч человек, в нынешнем сезоне этот показатель удалось поднять до 21 тысячи.

На вопрос, как удалось подвигнуть Арташатский театр на такое стахановское движение, его директор отвечает: "Это, конечно, работа с утра до ночи. И, в первую очередь, я ставил перед собой задачу изменить психологию нашего коллектива, чтобы не было этого "мы не можем", "у нас не получится". Надо было внушить, что можем и получится! Не скажу, что это было просто - люди десятилетиями работали одним образом, и кардинально все менять... Но в какой-то мере у нас получилось, и мы продолжаем в этом направлении.

Бесспорно, условия, состояние здания и сцены очень важны, но все равно на первом месте - творческий процесс, актерская труппа. Можно и без ремонта делать хорошие спектакли и наоборот. И для меня самая серьезная проблема на сегодня - это вопрос актерского состава. В ближайшие год-два я ставлю перед собой задачу решить проблему. Ведь главный шаг - формирование команды. Если нет команды, ничего сделать невозможно, если есть - все получится".

Парадоксально: в стране мечтающих работать на стационаре актеров в город, расположенный в двух шагах от столицы, сложно кого-то заманить! А впрочем, парадокса нет - "слава" Арташатского театра бежит впереди него, а эхо его реформ докатилось не до всех.

"Я ПЫТАЮСЬ ПРИГЛАШАТЬ РЕЖИССЕРОВ, НО РЕЖИССЕР, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, думает о том, с кем ему предстоит работать. И нам надо решать эту проблему, - говорит директор театра. - Как гласит армянская пословица - лучше глаз потерять, но не имя. Нам сейчас надо всем доказать - "раньше" осталось в прошлом, сегодня мы другой театр! Не буду называть фестиваль местного значения, на который нас отказались приглашать - "что такое Арташатский театр, чтобы участвовать в нашем фестивале!". Потом директор этого фестиваля увидел наш спектакль "2+2", подошел ко мне и извинился".

Но и эта, главная проблема шаг за шагом решается. С января в театре им. Амо Харазяна начнутся репетиции спектакля "Деревья умирают стоя" по знаменитой пьесе Кассоны. В нем примут участие звездные артисты, сундукяновцы Джульетта Степанян и Самвел Багинян. Такая вот коллаборация регионального театра с Национальным.

И еще одно событие уходящего года, которое Камо Нагдалян считает критерием появившегося качества и реальным прорывом. В сентябре Арташатский театр побывал с детским спектаклем "Золотой цыпленок" и удостоился награды X Международного фестиваля «Оренбургский арбузник». И Оренбург в определенном раскладе становится Авиньоном - если за 30 лет театр не участвовал ни в одном фестивале! А на наступающий год он уже обзавелся фестивальным приглашением.

Есть все основания полагать, что все у них получится - уже получается! И согласитесь, это тот самый случай, когда есть повод поговорить "о месте личности в истории" и том, что никакие реформы регионального театра невозможны, если только этого не захотят "на местах" и все вместе.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КОГДА ПРЕУМНОЖАЕТСЯ НАША ЛЮБОВЬ, СОКРАЩАЕТСЯ БЕЗЗАКОНИЕ..."
      2024-05-20 12:10

      "Господу нашему было достаточно всего 12 учеников, чтобы изменить мир...", - заметил Архиепископ Баграт Но на встречу Высокопреосвященнейшего Баграта с деятелями культуры людей творчества собралось во многие разы больше, людей, готовых стать апостолами веры, имя которой "Армянин, Родина и Бог".

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ С "ГАМЛЕТОМ..." - В ЕРЕВАНЕ!
      2024-05-09 11:04

      Нам, увы, не стоит объяснять, что такое  экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы.  В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.

    • ARMMONO: "ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА"
      2024-05-07 13:30

      Завершилcя фестиваль ARMMONO, который иначе как театральным марафоном не назовешь. 20 дней показов спектаклей - из России и Беларуси, США и Франции, Грузии и Литвы... И, конечно, многочисленные наши, армянские артисты.  One-Man-Show - театр одного актера. Актера, который выходит на сцену в разных странах, чтобы поговорить со зрителем о том, что волнует если не всех, то очень многих. Таким был вектор нынешнего ARMMONO.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ С "ГАМЛЕТОМ..." - В ЕРЕВАНЕ!
      2024-05-09 11:04

      Нам, увы, не стоит объяснять, что такое  экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы.  В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.

    • ГАСТРОЛИ "КАНАРЕЙКИ" – ПРИЕМ, ДОСТОЙНЫЙ КАЛЛАС
      2024-04-10 10:10

      "Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.