Последние новости

ЗАЛЫ ЛОВИЛИ КАЖДУЮ НОТУ

Ее голос как ветер несется...

Ощущение, будто весь мир скудеет на личности. Вот и Россия вчера прощалась с легендой оперного искусства Галиной Вишневской. Это грандиозная утрата не только для России, но и для всей мировой культуры. В истории мирового вокального искусства Вишневская - явление уникальное. В ней она занимала свое, особое место: давно ставшая символом безупречного совершенства, неиссякаемого мастерства звезда Галины Павловны сияла своей исключительностью. Ее влияние на музыкальный театр России и всего мира было огромно. Блестящий вокальный стиль певицы, выразительность и виртуозность ее пения, законченность в воплощении сценических образов поставили ее в первый ряд артистических имен XX века.

На протяжении всей своей творческой жизни она не останавливалась, завоевывала новые высоты. Классика отдала ей все свои драгоценные жемчужины. На сцене Большого театра Вишневская исполнила более 30 партий, среди которых Татьяна в "Евгении Онегине" и Лиза в "Пиковой даме", Купава в "Снегурочке", Донна Анна в "Каменном госте", Аида в опере Верди, партии в "Тоске"...

Вишневская всегда была неожиданным откровением. Недаром Анна Ахматова, покоренная ее голосом, посвятила ей бессмертные строки:

"Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным.
И чего на лету ни коснется,
Все становится сразу иным..."

В 1974 году она вместе с мужем - выдающимся Мстиславом Ростроповичем - уехала на длительные гастроли за рубеж (следствие травли Ростроповича за поддержку Солженицына). Они жили во Франции, США, потом были лишены советского гражданства. Только в 90-х годах они вернулись на родину, продолжая свою творческую деятельность, активно участвуя в политической жизни.

Всюду, где выступала Вишневская, она завоевывала публику, снискала признание мировой общественности, но свою родину не забывала никогда. Вместе со своим великим мужем она стремилась быть рядом с Россией, делить ее радости и беды. А какую неоценимую помощь они оказали Армении после 1988-го! Сейчас уже трудно перечислить, сколько благотворительных концертов дали они в память жертв декабрьского землетрясения в Армении, о чем "ГА" неоднократно писал и будет писать еще. Эти великие артисты любили Армению, тесными узами дружбы были связаны с деятелями нашей культуры, и их имена золотыми буквами вписаны в историю армяно-русской дружбы. Вот одна из страниц этой дружбы.

Дни Бриттена, впервые прошли в Армении в 1965 году и вылились в праздничный фестиваль. Как отмечала союзная пресса тех лет, они не были запланированы. Просто Бриттен и его друг - певец Питер Пирс решили провести свой отдых в Доме творчества в Дилижане. Можно себе представить, какое впечатление на гостей произвел Дилижан, сама атмосфера этого сказочного уголка Армении, пронизанная музыкой. В это же время в Дилижане отдыхали Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, уже многие годы связанные с композитором творческой дружбой, благодаря которой был создан ряд произведений, в том числе Соната для виолончели и фортепиано, Симфония, посвященные Ростроповичу цикл песен на стихи Пушкина.

Примечательна история этого цикла, созданного в Дилижане. В аэропорту Лондона композитор обнаружил, что не взял с собой книги. Там же, в киоске, он приобрел небольшой сборник Пушкина в английском переводе. Вот как об этом рассказал Ростропович: "Иногда случайность может привести к созданию вдохновенных творений, которым затем суждено радовать людей долгие-долгие годы. Так было и на этот раз. В этом сборнике композитор отыскал тексты для будущих песен. Его выбор пал на шесть стихотворений: "Эхо", "Я думал", "Соловей", "Полумилорд, полукупец", "Ангел", "Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы". С удивительной настойчивостью, я бы сказал, скрупулезностью Бриттен приступил к изучению русских оригиналов. Он (не владея языком) настолько вник в сущность пушкинских шедевров, что даже нашел несколько ошибок в английском переводе. С совершенно точными ударениями читал мне Бриттен эти стихи наизусть, стесняясь своего произношения. Лишь окончательно прочувствовав все фонетические особенности пушкинского стиха, он приступил к сочинению музыки. Беру на себя смелость утверждать, что бриттеневские песни - одно из самых глубоких музыкальных прочтений пушкинской поэзии... Цикл получил название "Эхо поэта"...

Потом было решено провести фестиваль в Ереване. Как писал в своих воспоминаниях замечательный композитор Адам Худоян, идею проведения в Армении бриттеновского фестиваля воплощали в жизнь председатель Союза композиторов Армении Эдвард Мирзоян, тогдашний директор Армянской филармонии Владлен Бальян и знаменитый виолончелист Мстислав Ростропович, которого Худоян в шутку окрестил "тяжелой артиллерией фестиваля". "Помощь Ростроповича была особенной: сыграл роль и его авторитет, и личная дружба с Беном (как называл он Бриттена)".

"Особое внимание было уделено пребыванию Бриттена и Пирса в Дилижане, - пишет в своих "Воспоминаниях" А.Худоян. - Сюда мы предварительно выехали с Ростроповичем, который выбрал для гостей 15-й коттедж. 13-й был предназначен самому Ростроповичу, его жене - знаменитой певице Галине Вишневской, и пианистке-концертмейстеру Азе Аминтаевой, также участвующей в фестивале...

В Дилижане я узнал, что Бриттен сочиняет здесь вокальный цикл на пушкинские тексты... Цикл, получивший наименование "Эхо поэта", автор посвятил Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу, которые и стали его первыми исполнителями (Ростропович - в качестве превосходного пианиста-аккомпаниатора). Создание пушкинского цикла стало одной из кульминаций пребывания Бриттена в нашей республике, еще одним звеном его связи с Арменией... Всем нам очень важным представлялось взаимодействие артистических сил Москвы и Еревана. Среди армянских исполнителей - вокалисты Нар Ованесян, Гоар Галачян, Лусине Закарян, Татьяна Вартанян, Армине Тутунджян, пианист Самвел Алумян, концертмейстеры Елена Тер-Гевондян и Марианна Арутюнян, симфонический оркестр Армфилармонии. Москву представлял квартет имени Прокофьева и певец Сергей Яковенко, не говоря уже о таких выдающихся артистах, как Г.Вишневская и М.Ростропович, сами имена которых могли создать имидж любому мероприятию.

Огромное значение имело участие в концертах Бриттена и Пирса. Выступления Питера Пирса - музыканта высокой культуры и безупречного вкуса - одно из незабываемых художественных впечатлений фестиваля. В качестве пианиста-аккомпаниатора свое непревзойденное мастерство показал Бенджамин Бриттен."

Почти все исполненные на фестивале произведения Бриттена оказались их ереванскими премьерами. Но была и мировая премьера - две песни из нового цикла "Эхо поэта" в исполнении Вишневской и Ростроповича...

Об этих днях пишет и Эдвард Мирзоян в своей книге "Фрагменты: "Знаменательным фактом явилось преподнесение Бриттену картины Мартироса Сарьяна - лично великим художником. После завершения работы над пушкинским циклом Бриттен посвятил его Вишневской и Ростроповичу ("Для Гали и Славы"), а еще один экземпляр собственноручно переписал и преподнес Союзу композиторов Армении. Эти ноты хранятся у меня дома. Признаюсь, давно пора этот цикл издать у нас в Армении... Общались мы с Бриттеном благодаря Ростроповичу, который добровольно принял на себя нелегкую роль переводчика. Мы все время были неразлучны. Не могу не высказать слов признательности в адрес Ростроповича, благодаря которому из всего времени пребывания в СССР Бриттен 25 дней провел в Армении..."

И вот в те августовские дни состоялся развернутый показ произведений английского композитора в Армении. Программа концертов дала возможность составить представление о творческом облике этого замечательного музыканта. В исполнении Государственного симфонического оркестра Армении звучали "Вариации на темы Перселла", "Морские интерлюдии" и вокальные сочинения композитора в исполнении автора, Питера Пирса, Галины Вишневской, Мстислава Ростроповича, Квартета им.Прокофьева, мастеров искусств Армении. В дни фестиваля гости знакомились с творчеством армянских композиторов - Эд.Мирзояна, А.Арутюняна, А.Бабаджаняна, Дж.Тер-Татевосяна.

Многие армянские слушатели до сих пор помнят потрясающий ансамбль - Бриттен, Ростропович, Пирс, исполнивший арию Баха, потрясающий цикл песен Бриттена в блестящем исполнении Вишневской. Исполняя песни этого цикла, Вишневская провозглашала свою главную тему: к радости через борьбу, к гармонии через метаморфозы трагического духа, к победе через мятеж. Зал ловил ее дыхание, каждую пропетую ноту. В эти мгновения она делала не только для публики, но и для себя на пике своей сути нечто такое, что лишь поздним разумом осознаешь, как велик был эмоциональный всплеск, который способны выразить единицы. Жаль, что наши дни мало радуют подобным пиршеством музыки и духа...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ ФЕВРАЛЯ
      2023-02-06 10:06
      2054

      Начало февраля порадовало меломанов долгожданной встречей с исключительным пианистом Денисом Мацуевым. В течение двух вечеров на сцене Большого концертного зала филармонии им. А. Хачатуряна он выступал в рамках Международного музыкального фестиваля "Ереванские перспективы-24". Нынешний год - предъюбилейный для этого фестиваля. В следующем году ему исполнится четверть века со дня основания.

    • ПОТОМОК АЙВАЗОВСКОГО: АЛЕКСЕЙ ГАНЗЕН
      2023-01-28 10:12
      5525

      Лет десять назад на одном из наших вернисажей искусствовед Шаэн Хачатрян познакомил меня с интересной молодой женщиной - Ириной Федоровной Касацкой, правнучкой Алексея Ганзена. Как выяснилось, она давно и основательно занимается родословной потомков Айвазовского, многое делает для того, чтобы восстановить утраченную связь времен, возродить былой интерес к творчеству своего талантливого прадеда – Алексея Ганзена.

    • И СНОВА "КАРМЕН"
      2023-01-24 09:32
      4577

      Обычно рецензия на спектакль появляется после торжественной премьеры, а о дальнейшей его судьбе критики, как правило, не задумываются. Но ведь порой, перейдя в текущий репертуар, спектакль нередко меркнет, теряет свои краски, свежесть звучания.  Связано это со множеством причин, о которых не раз говорилось на страницах "ГА", и иногда с новыми солистами, введенными в спектакль и не справляющимися с новыми художественными задачами, и.т.д. И в результате в спектакле, покорившем некогда публику, начинает преобладать некий усредненный подход к музыкальному материалу, теряется ощущение музыкальной драматургии.

    • СМЕХ И БОЛЬ ВЕЛИКОГО АРТИСТА
      2023-01-23 09:27
      4154

      23 января Карпу Хачванкяну исполнилось бы 100 лет. Невозможно вновь испытать те эмоции, что захватывали зал, когда в театре шли спектакли с участием вечного премьера Карпа Хачванкяна. Они давно сошли со сцены, и нет среди них их героя. В театре, действительно, нельзя остановить мгновение, как бы прекрасно оно ни было. Есть, конечно, некоторые записи спектаклей, но саму ауру, атмосферу спектакля они в полной мере не смогут передать. Неизбежно исчезает тайна. Спектакль – явление единственное. Но дистанция времени позволяет отчетливо осознать, суть и смысл того, что вызывает столь живой и сильный отклик души.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ФЕСТИВАЛЬ UNIVERSE ART НАЗВАЛ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
      2023-01-30 10:36
      5433

      Второй Международный конкурс-фестиваль «Universe Art» (Universe Art International Festival), прошедший под лозунгом «Мы хотим жить на мирной планете», подвел итоги. В столичном «Доме Москвы» состоялась торжественная церемония вручения призов и подарков победителям. Но прежде в Союзе художников Армении открылась выставка работ участников из разных регионов Армении и Арцаха, вовлеченных в живопись и декоративное искусство.

    • 24 ПЕСНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
      2023-01-28 10:21
      4266

      «С детьми и для детей» - этот принцип лег в основу музыкально-издательского проекта «Хах у Пар» (Игра и Танец), презентация которого прошла на днях в Национальном центре эстетики. Проект представляет собой сборник детско-юношеских песен, созданных композитором-песенником и продюсером Зарой Петросян и преподнесенных с использованием новых технологических возможностей.

    • СЛОВО И ДЕЛО САБИРА СТЕПАНЯНА
      2023-01-13 10:21
      3680

      К 90-летию со дня рождения Биография крупного хозяйственника, организатора производства, заслуженного геолога Армянской ССР Сабира Николаевича СТЕПАНЯНА (1933 - 2016 гг.) так богата знаменательными событиями и датами, что одно только их перечисление займет немало места. Выделю главное.

    • ТАЛАНТЛИВЫЙ ОРГАНИЗАТОР НАУКИ
      2022-12-12 09:53
      1736

      К 100-летию со дня рождения Эмиля Гайковича Мирзабекяна Основатель и руководитель нового для Армении научного направления - радиофизика сверхвысоких частот, директор Института радиофизики и электроники (1960-1980), академик АН Арм. ССР, вице-президент Академии, заслуженный деятель науки и техники Арм. ССР, член Международного астрономического союза – эти и другие должности и звания принадлежат одному человеку, прожившему короткую и яркую жизнь.