Последние новости

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА "АРМЯНСКАЯ ПАСТОРАЛЬ"

Прохожие задерживались у здания Гюмрийской мэрии, невольно остановился и я: через оконный проем второго этажа округлого центра фасада краном проталкивали в помещение отреставрированную фреску Минаса Аветисяна "Армянская пастораль" (4 х 25 м).

Итак, отныне эта знаменитая фреска - собственность городской мэрии и лицезреть ее смогут главным образом чиновники, старейшины мэрии... Не об этом я мечтал все эти годы: вот уже лет десять, как рядом с Академией искусств кто-то соорудил 2-этажный каркас со сверхмощными швеллерами, балками и бросил все это на произвол судьбы. Можно было бы завершить строительство и основать в нем Музей фресок Минаса Аветисяна?

Землетрясение 88-го года не пощадило никого и ничего, в том числе и гениальные фрески Минаса Аветисяна на стенах столовых предприятий Ленинакана и культурных объектов ширакских сел.

После трагедии один из журналистов республики назвал эти фрески "гениальными ошибками Минаса", имея в виду факт их создания в зоне сейсмически повышенного риска. Собственно говоря, а что было делать Минасу? Как известно, жил он не на широкую ногу, чего не очень заслуживал, а временами даже нуждался. Слава Богу, в правительстве догадались поддержать его и предложили "халтуру". Гении не умеют халтурить, они всегда творят в свое удовольствие, поэтому и рождаются шедевры искусства. Я всегда был уверен, что Великий джаджурец за свою работу получал мизерную часть действительной стоимости своих фресок - они уже сегодня бесценны.

В 1994 году на заседании правления Союза интеллигенции Гюмри была предложена схема восстановления фресок художника: основать Всеармянский фонд "Минас Аветисян", на собранные средства организовать за рубежом подготовку специалистов с тем, чтобы они, вернувшись на Родину, занялись реставрацией фресок. Тогда предложения были отвергнуты со следующими мотивировками: никогда не собрать требуемую сумму, подготовка кадров реставраторов - это обязанность государства, а не общественной организации, за гроши реставраторы не будут работать и т.д.

Время доказало, что все эти доводы были пустыми оговорками. Стоило государству, гюмрийской мэрии и олигархам обернуться лицом к фрескам Минаса, пострадавшим во время землетрясения, как стали решаться проблемы, до этого казавшиеся неразрешимыми: был основан фонд "Минас Аветисян", председателем попечительского совета которого стал сын художника Арман Аветисян, а в Италию были отправлены молодые люди для обучения реставраторскому искусству, на восстановление фрески "Армянская пастораль" Гюмрийская мэрия выделила из местного бюджета 37 млн драмов и т.д.

Общественные страсти вокруг фресок Минаса Аветисяна кипели всегда. Особого накала они достигли в Гюмри, когда фрески стали восстанавливаться и вывозиться в Ереван, устанавливаться в организациях, имеющих общественно-политическую значимость. Что плохого в том, что их будут лицезреть официальные гости Армении, которые лишь понаслышке знают нас и нашу республику, а наши соотечественники, покидающие родину навсегда, увидев фрески Минаса, еще раз задумаются над смыслом жизни и запомнят: двух родин не бывает. И в горе, и в радости - Родина одна!

Как ни странно, перенос фресок Минаса в Ереван гюмрийцы объявили незаконным (следовательно, их реставрацию тоже). Удивительно наивна и аргументация данного утверждения: "В 70-х годах за фрески Минасу выплачивались средства из фондов предприятий, создаваемых нашими родителями", следовательно, эти фрески - собственность Гюмри. Однажды я высказал мысль, что эти шедевры искусства не могут считаться собственностью ширакцев, поскольку они - общенациональное достояние. Как же тут все ополчились против меня! Как бы там ни было, напрасными были волнения этих лет, дебаты, так и не ставшие конкретным делом, обиды на правительство, таскания Армана Аветисяна, выступившего против мнения гюмрийцев, по судам и многое другое. Хотя все это уже в прошлом, но неприятный осадок остался: больно за Гюмри и гюмрийцев...

Свои фрески Минас создавал в Шираке 70-х годов, я не раз обозревал их и каждый раз отходил от них в задумчивости, проникнутый минасовским лиризмом. В чем нескончаемое обаяние произведений Минаса? Ему достаточно нескольких мазков и линий, чтобы запечатлеть присущие и самые характерные черты своей родины и ее людей, это - Армения, Ширак и его люди: Великий джаджурец был великим певцом Ширака.

Землетрясение пощадило стену столовой шлифовального завода, но испещрило "Армянскую пастораль" на 420 кусков, которые с годами стали отваливаться, и недалек был день, когда от фрески не осталось бы ничего. Правительственным постановлением от 2 февраля 2011г. было решено пригласить из зарубежья специалистов, отреставрировать "Армянскую пастораль" за счет городского бюджета и установить фреску в здании Гюмрийской мэрии.

Фабрицио Якобини из Италии согласился выполнить работу со своей командой за 37 млн драмов. Учитывая размер фрески, выходит, что за каждый квадратный метр уплачено 37 тыс. драмов, а это - никакие не большие деньги за подобную работу, что, естественно, сказалось на перерасчетах - были произведены непредвиденные расходы в пределах 7 млн драмов.

Реставрация фресок - это сложная и многоэтапная работа. Отсутствующие куски фрески реставраторы покрыли более бледными красками, подчеркнув линии и мазки, не принадлежащие кисти Мастера. В начале сентября реставраторы приступили к последнему этапу работы - удалению слоя клея с фрески. Согласно договоренности, мэрия обязана была выплатить к этому времени оставшиеся 6 млн и сумму непредвиденных расходов, но она не торопилась: высшие чины мэрии, крайне обиженные на власти и гюмрийцев в связи с выборами в местные органы самоуправления, самоустранились от дел. Тогда им было не до фресок Минаса.

Как тебе на новом месте, "Армянская пастораль, измученная землетрясением, бесхозностью и пересудами?

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЕРОИЧЕСКИЙ ХОЛМ В ГЮМРИ
      2020-08-19 10:47
      2056

      10 лет назад, 20 августа 2010 года, в Гюмри состоялось открытие Холма чести, мемориального комплекса, посвященного русским офицерам, погибшим в русско-турецких войнах 1828, 1855 и 1877 гг., в котором приняли участие президенты России и Армении Дмитрий Медведев и Серж Саргсян.

    • "НОР АТИК": ПРОДУКТЫ ИЗ КУКУРУЗЫ
      2018-12-07 16:17
      3689

      Летом прошлого года в приграничном селе Бавра Ширакской области состоялось официальное открытие мини-завода "Нор атик" по производству продуктов из кукурузы. Капитальное обновление здания было осуществлено усилиями  Фонда "Айастан" (помогли три семьи аргентинских армян через программу ENPARO), а оборудованием производство оснастила организация промышленного развития UNIDО ООН.

    • ГЮМРИЙСКИЕ СТАРИКИ ОПЯТЬ ЖДУТ
      2018-12-05 15:48
      1773

      В Гюмри сегодня много стариков, одиноких, лишенных опоры и больных. В течение 30 лет несколько раз был произведен переучет бездомных, нуждающихся в квартирах, многие старики по состоянию здоровья не могли простаивать часами в очередях за справками. Так они лишились права на квартиру. Сработал и другой вариант: отпрыски вернулись из-за границы, обзавелись справками, получили квартиры, продали их и преспокойно вернулись к себе, вновь оставив престарелых родителей на произвол судьбы…

    • УЧЕБНИК ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И СЕЙСМОЛОГОВ
      2018-12-05 15:20
      1589

      В связи с 30-летием Спитакского землетрясения вышел в свет иллюстрированный альбом, посвященный декабрьской трагедии 1988 г. Подборку материалов и комментарии этого научно-популярного издания осуществил доктор геологических наук Сергей НАЗАРЕТЯН. 21 ноября в зале заседаний радио "Мариам" состоялась презентация книги-альбома, а днями раньше она была представлена в Ереване.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГЮМРИЙСКИЙ МАНИФЕСТ АНДРЕЯ ИВАНОВА
      2021-04-21 10:16
      4759

      16 апреля в Музее-институте архитектуры им.А.Таманяна состоялась презентация книги профессора Международной академии архитектуры Андрея ИВАНОВА "ГюмрИ: вернакуляр черного туфа". Она издана в издательстве "Коллаж" при поддержке Благотворительного фонда "Гюмри 20-25" Это базовая, фундаментальная и в первую очередь научная работа с элементами личного эмоционального подхода автора к материалу.

    • ВЕСЬ МУЗЕЙ В ОДНОМ ТОМЕ
      2021-03-03 11:05
      5110

      "Земля как живое существо. Она имеет свою душу. И без родной земли, без тесной связи с родиной нельзя найти себя, свою душу..." "Без духовных ценностей все народы одинаковы: едят, спят, рожают детей. И только духовные ценности, созданные народом, определяют его лицо. А духовные ценности народ создает, питаясь родной землей…" "В горах чувствуешь, что у земли есть душа, воспринимаешь мир как живое существо. Тысячелетиями земля кормила моих предков - простых земледельцев. Они несли в горы землю в кожаных мешках, чувствуя ее тяжесть..."

    • ХУДОЖНИК НЕ УХОДИТ БЕССЛЕДНО
      2021-02-07 10:37
      7116

      Жизнь самое хрупкое, что есть в этом мире, и самое невосполнимое. Художник театра и кино, живописец Гурген МАНУКЯН прожил интересную жизнь, наполненную встречами с лучшими людьми своей эпохи, любимой работой, которой он был предан до конца своих дней. Весть о его уходе пришла из далекой Америки, где он прожил свыше трех десятков лет. И вот уже осталось тире между двумя датами: 1937-2020. Xудожник уже не принадлежит самому себе. Всё, что он совершил в жизни, его творения открываются заново с исчерпывающей глубиной, возвышенно и чисто.

    • "ЛЮБЛЮ КРАСНЫЙ, СИНИЙ И ОРАНЖЕВЫЙ..."
      2021-01-26 09:50
      4003

      Недавно "ГА" опубликовал статью под названием "Познакомьтесь с девушкой из Каира" об известной армянке, выросшей в Египте. В эксклюзивном коротком интервью газете Пегги Хинаекян, известная писательница и художница армянского происхождения, рассказала о живописи, литературном творчестве, своих планах. Она участница многочисленных выставок, получила также известность благодаря любовному роману "О Джулии и мужчинах".