О ПОМОЩИ ЗАБУДЬТЕ!
Об истории, которая произошла с группой омоновцев в мае 1991 года, "ГА" писал неоднократно. Чтобы рассказать о правовом ее продолжении, придется в двух словах напомнить суть случившегося 22 года назад в рамках пресловутой операции "Кольцо".
ОТРЯД ИЗ 11 БОЙЦОВ ОМОНа МВД АРМЯНСКОЙ ССР БЫЛ КОМАНДИРОВАН 3 мая 1991 года в Горисский район для охраны приграничного села Корнидзор от набегов азербайджанских бандформирований. Бойцы имели на руках удостоверения личности, командировочные документы и табельное оружие. На границе двух союзных республик стояли армейские части и силы МВД СССР. Именно эти соединения подвергли 7 мая обстрелу Корнидзор с использованием тяжелой артиллерии и военной авиации, объясняя свои действия борьбой с незаконными вооруженными формированиями. Потом село было окружено солдатами с техникой. Был предъявлен ультиматум о сдаче оружия, иначе вояки грозились атаковать Корнидзор, в котором было немало детей и женщин. Защитники села усомнились в перспективе нападения советских воинов на советских детей. Но по истечении 20 минут ультиматума, после артобстрела, техника двинулась на позиции близ села. Тогда командир отряда Р.Тирабян, посоветовавшись с замначальника Горисской милиции, решил вступить в переговоры с наступающими вояками. Их представитель, капитан Волобуев, дал слово офицера, что бойцов ОМОНа отвезут в штаб, там проверят документы, установят личности, и если все по закону, привезут обратно с оружием на их же позиции.
Бойцов с оружием отвезли в штаб в азербайджанском селе, там уже отобрали оружие и сдали в руки азербайджанской милиции. 5 дней в Лачине, еще два месяца бойцы провели в тюрьме Шуши, подвергаясь каждодневным побоям, пыткам и издевательствам. Омоновцев пытались выставить террористами. И кто знает, чем бы все кончилось, если бы 10 июля бойцов не удалось обменять на захваченных в плен в приграничной стычке азербайджанских боевиков.
После освобождения здоровье омоновцев было подорвано, некоторые стали инвалидами, часть продолжила службу и приняла участие в боевых действиях. Они не знали, что еще 17 мая 1991 года распоряжением председателя Совета Министров Арм.ССР Вазгена Манукяна лицам, пострадавшим от действий армии и МВД ССР, было выделено из резервного фонда по 20 тысяч рублей в качестве материальной помощи. Эти деньги должны были выделить МВД Армении и исполкомы городов и районов с последующей компенсацией из Минфина. Помощь обошла бойцов стороной. Узнав о причитающейся им сумме, пострадавшие стали обращаться в инстанции.
Минюст и другие
В мае 2009 года Министерство юстиции посоветовало решить вопрос через суд. В июне последовал ответ из Полиции РА, где говорилось, что, так как Армения не является правопреемницей СССР, просьбу о выплате компенсации выполнить нельзя. Тогда бойцы (А. Маргарян, Р. Тирабян, Г. Авакян, Г. Багдасарян, А. Даниелян) пошли в суд с иском, в котором требовали, чтобы полицию и Минфин обязали выплатить вышеуказанные суммы.
ПОЛИЦИЯ В СУДЕ ВЫДВИГАЛА ВСЕ ТОТ ЖЕ ДОВОД о том, что Армения - не правопреемница СССР. Возражения Министерства финансов (а позже и правительства) сводились к тому, что истцы упустили время обращения (3 года), а потому дело следует прекратить или отклонить иск. Указывалось также ненавязчиво, что если выплачивать выделенную в мае 1991 года помощь, то с учетом обменного курса 1993 года (рубль-драм) 20 тысяч советских рублей равноценны 100 драмам...
Что решил Административный суд
Вердикт суда примечателен прежде всего своими временными рамками. Иск был принят в производство судьей А. Аракеляном 06.07.2010 г. 18.11.2010 г. этого судью перевели в Административный Апелляционный суд. 24.12.2010 г. дело поступило в производство судьи Каринэ Багдасарян. Она назначила день оглашения вердикта - 16.9.2011 г., но вместо этого сообщила о возобновлении производства по делу.
ВТОРОЙ РАЗ ТОЧКУ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПОСТАВИТЬ 24.02.2012г., но производство опять возобновилось. 24.03.2012 г. в деле появился еще один ответчик - правительство РА. Третья попытка оглашения вердикта была назначена на 2.11.2012 года, но производство еще раз возобновили. Истцам предложили подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока давности подачи заявления. Они отказались. И тогда судья, сославшись на ст.71 Административно-процессуального кодекса, прекратила дело, считая, что истцы упустили срок исковой давности и воздержались от ходатайства с просьбой счесть задержку уважительной. Чтобы прекратить дело, суду (06.07.2010 - 16.11.2012) потребовалось почти два с половиной года. Точка, впрочем, не поставлена, потому что подана апелляционная жалоба.
Что перерешил Административный суд
С жалобой еще предстоит разобраться, и не исключено, что этим займется тот самый А.Аракелян, который уже изучал в свое время дело в первой инстанции, пока не пошел на повышение. Чтобы не переутомлять читателя обилием правовых аргументов, приведу один из них, играющий ключевую роль.
В РЕШЕНИИ К. БАГДАСАРЯН ПРОСКАЛЬЗЫВАЕТ ЭТАКАЯ СОЧУВСТВЕННАЯ ИНТОНАЦИЯ (мол, я хотела, как лучше...), когда она пишет, что истцам предложили написать ходатайство с просьбой о признании упущенного срока уважительным, но те взяли и отказались. А раз отказались, то против закона не попрешь...
Однако адвокат Артак Кочарян (очевидно, считая эту затею ловушкой) указывает в апелляционной жалобе, что в ходе судебного разбирательства Минфин уже выдвигал ходатайство аналогичного характера, предлагая прекратить дело из-за несоблюдения истцами срока подачи заявления. Но судья К.Багдасарян тогда отклонила ходатайство ответчиков, считая, что сроки соблюдены (к жалобе приложен диск с протоколом заседания). А потом вдруг после многочисленных отложенных точек в деле судья вынесла окончательный вердикт, который перечеркнул ее же промежуточное решение о том, что со сроками все в порядке. Разве это не процессуальное нарушение?
Посмотрим, к каким выводам придет вторая инстанция. Что касается моральной стороны этой истории, то власти (как тогда, так и сейчас) выглядят некрасиво. Тогда, в 1991-м, кто-то, вполне возможно, употребил в свое удовольствие выписанные из резервного фонда суммы. А сегодняшняя власть не спешит найти компромиссный вариант и как-то помочь людям, побывавшим в азербайджанском плену. Вместо этого официальные лица скатываются до циничных утверждений о том, что 20 тысяч рублей мая 1991 года - это сегодняшние 100 драмов. Или прикрываются щитом: Армения - не правопреемница СССР.
Это последнее мы помним и без подсказок. Но тогда, может быть, и Вазген Манукян не имеет никакого отношения к армянской государственности, и нынешний премьер-министр отвечает за выполнение только тех правительственных решений, которые подписывал сам?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-11 10:00
Московский публицист, юрист по образованию Григорий Джаншиев активно работал по освещению бедственного положения армян в Османской империи и массовых убийств в 1894-1896 годах. Под его редакцией в 1897 году был издан литературно-научный сборник "Братская помощь пострадавшим в Турции армянам". Это был сочувственный отклик русских ученых, писателей и поэтов на зверства турецких властей в отношении армянского населения страны. Одним из тех, кто оказал Джаншиеву поддержку в создании сборника, был выдающийся ученый-естествоиспытатель Климент Тимирязев.
-
2024-12-07 10:01
Август 1990 года выдался бурным. 1 августа упал самолет, выполняющий рейс Ереван - Степанакерт, до посадки оставалось 4-5 минут. Все погибли. В их числе был наш корреспондент Эрнест Багирян. 3-4 августа выбирали председателя Верховного Совета Армении. С 4-й попытки избрали Л. Тер-Петросяна, его главный соперник Владимир Мовсисян поздравил победителя, чего потом в дальнейшей истории Третьей республики так и не произошло. 13 августа премьер-министром вместо ушедшего в отставку Владимира Маркарянца становится Вазген Манукян. 20 августа Верховный Совет (в 16:10) переименовал Армянскую ССР в Республику Армения.
-
2024-11-29 10:59
В Москве вышло новое, третье издание романа Гоар Маркосян-Каспер "Пенелопа". Издательская группа "Азбука - Аттикус" - одна из крупнейших в России. В нее входят 4 издательства. Каждое специализируется на определенных нишах книжного рынка. Так, сфера "Азбуки" - русская и зарубежная классика, современная художественная литература и другие направления. За более четверти века "Азбука" выпустила 2 с половиной тысячи избранных книг общим тиражом свыше 30 млн экземпляров. Среди авторов Василь Быков, Сергей Довлатов, Виктория Токарева, Анри Труайя, Дафна Дюморье, Милорад Павич и другие. В их числе теперь и Г. Маркосян-Каспер.
-
2024-11-26 10:48
"Табель армянских нахараров" История пишется каждый день и каждый час общими усилиями. Конечно, тем, кто расположился повыше в социальной лестнице, дано больше, и от них зависит многое. Но и современники с более скромными возможностями не должны увиливать от ответственности, сваливая все на оказавшихся у руля. А вообще-то всем нам надо хорошо знать свою историю. Чтобы совершать поменьше ошибок.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-06-11 10:38
Суд трижды продлевал арест бывшего мэра Еревана и вице-спикера Альберта Базеяна, 6 месяцев он провел в камере Нубарашена без какой-либо связи с внешним миром и родными. С марта Базеян отбывает арест в домашних условиях и в курсе всех текущих событий.
-
2024-05-27 09:37
Видеозапись, запечатлевшая "преступление века", обошла все телеканалы страны: 48-летняя многодетная мать Нарине Асатрян в общине Егегнадзор швырнула в сторону Пашиняна хрупкий малиновый зонтик.
-
2024-01-17 09:42
"До пожара солдаты либо уже были мертвы, либо находились без сознания. Ребята лежали в постелях. Общественности предоставляют недостоверные сведения, это преследует целью создать неразбериху. Потерпевшие испытывают глубокое недоверие, они считают, что их детей умышленно лишили жизни", - заявил адвокат 13 из 15 погибших солдат Норайр Норикян. По его словам, потерпевшая сторона не доверяет следствию и считает, что солдат умышленно лишили жизни, дабы скрыть некое преступление, а потом замели следы пожаром.
-
2023-09-21 09:49
В недавних публикациях мы коснулись слухов о грядущем освобождении экс-министра обороны Давида Тонояна после показаний 1-2 августа на заседаниях Следственной комиссии парламента по расследованию обстоятельств 44-дневной войны под председательством Андраника Кочаряна. Тогда все издания хором написали, что показания генерала вполне соответствовали целям комиссии по снятию с Пашиняна вины за поражение в 44-дневной войне.