В ГЮМРИ – КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЕ
Еще в декабре 2012 года на заседании Совета глав государств - участников СНГ в Ашхабаде была утверждена программа "Культурные столицы Содружества". Как известно, одной из трех таких культурных столиц был объявлен наш Гюмри. Бесспорно, здесь сыграли роль уходящие вглубь культурные корни славного города. А еще, думается, тот факт, что бывшие сосидельцы по СССР двадцать с лишним лет назад общими силами стремились поднять город из руин страшного землетрясения. Как хорошо, что времена меняются! Сегодня усилия уже направлены на то, чтобы вернуть воскресшему городу его былую культурную славу.
21 ЯНВАРЯ ЗАВЕРШИЛСЯ ДЕД-ЛАЙН – ДО ТОГО СРОКА ВСЕВОЗМОЖНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ все еще могли вносить свои предложения по мероприятиям, которые позволят гюмрийцам не просто не ударить в грязь перед гостями, но и доказать соотечественникам, что местами переходящая в форс гордость жителей города за свой вклад в культуру имеет серьезную, веками унавоженную почву. "Это решение Совета глав стран СНГ - большая честь и ответственность для нас, и мы должны достойно ответить на оказанную честь, - сказал по этому поводу мэр Гюмри г-н Баласанян. – Тем более что город имеет реальный потенциал, он всегда считался городом искусства. Мы обязаны быстро провести все подготовительные работы. Гюмри должен быть представлен как разными сферами искусства, так и культурно-историческими памятниками. Мы должны сделать все возможное, чтобы не только гости, но и местные жители почувствовали, что живут в действительно культурной столице.
Для воплощения мечты о культурной столице уже составлена программа, предусматривающая более 50 мероприятий – это фестивали, концерты, спектакли, выставки, просто экскурсии по памятным местам города. Весь этот арт-ассортимент появится в городе с мая и будет предлагаться до самого ноября. А для окончательного утверждения генерального плана культурной столицы в Армении недавно побывала делегация Международного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ во главе с Михаилом Швыдким. Да и состав делегации был куда как солидный – от олимпийской чемпионки Ирины Родниной и короля эстрады Евгения Петросяна, политолога Николая Сванидзе и артиста Дмитрия Харатяна до деятелей культуры Казахстана, Беларуси и прочее. Гости побывали в Гюмри, встретились в неформальной обстановке с президентом РА Сержем Саргсяном – словом, есть все основания полагать, что "квартет пойдет на лад".
Главной площадкой грядущего пролонгированного праздника культуры станет не просто город Гюмри - практически семьдесят процентов всех мероприятий пройдут в Гюмрийском драматическом театре им. Аджемяна. И независимо от большой государственной программы у его художественного руководителя, народного артиста РА Николая Цатуряна есть твердое убеждение, что театру также предстоит отстаивать честь мундира.
"МНЕ БЫ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ НАШ ТЕАТР СТАЛ НЕКОЙ ШТАБ-КВАРТИРОЙ этого масштабного мероприятия, - говорит Николай Ервандович. - И для этого в первую очередь необходимо придать нашему зданию ту театральность, которой ему явно не хватает: нормальные афиши на фасаде, макеты спектаклей, театральные костюмы в фойе. На открытие хотелось бы пригласить труппы, специализирующиеся на уличных представлениях. А дальше, скажем, чтобы в фойе театра все семь месяцев проходили разнообразные выставки – живописи, фотографии. Перед театром огромная площадка – там можно проводить детские конкурсы, чтобы малыши рисовали на асфальте. Хотелось бы организовать в театре кинопоказы для взрослых и мультиков для детей. Объявить специальные дни – Фрунзика Мкртчяна, Аветика Исаакяна, Дживани, Шираза. Ну вот приехали гости, с утра порепетировали – и что им делать до вечера? А если театральный буфет заработает в новом формате – блюда армянской кухни, – можно совмещать полезное с приятным, чтобы была возможность открытого общения, а не традиционно наскучившие экскурсии по ресторанам. Еще хотим инициировать фестиваль пива, которым Гюмри тоже славится – разливать пиво, сопровождая это дело веселой культурной программой".
В дни, в которые Гюмри объявлен культурной столицей, в городе планируется показать десять спектаклей театров столичных. Но такое резкое повышение конкуренции худрука Гюмрийского драматического не смущает.
"У нас получается очень плотный график занятости площадки, но это только подстегивает, - говорит Николай Ервандович. – Фактически до мая я должен успеть сделать спектакль, который у меня в планах. Давно хотел поставить несколько рассказов классиков нашей литературы - Мндзури, Сароян, Степан Зорян, Тотовенц. И литература гораздо качественнее драматургической, и возможность для подростков приобщиться к классике. А дальше – я уже неоднократно говорил, что на базе гюмрийского театра мы готовимся провести фестиваль "Дуэт" - спектаклей на двоих. Мы хотели начать скромненько, с республиканского уровня, но в контексте грядущих событий министр Асмик Погосян предложила сразу расширить рамки и взять международный старт. Но мне очень хочется, чтобы это не было провинциально. Чтобы статуэтки для победителей были качественные, чтобы дипломы участников были в нормальных рамках, а главное, чтобы спектакли были не ниже планки.
Ну и еще у меня в последнее время появилась мечта - сделать спектакль о Монте. Я даже обсуждал эту тему с президентом Сержем Саргсяном. Президент сказал – попробуйте, но вы понимаете, насколько это сложно? Конечно, надо собирать материал, писать пьесу, найти художника, композитора. Это все требует средств. Я уже поговорил с Анаит Агасерян – она хороший драматург. Знаете, что меня в этом образе больше всего привлекает? Когда-то я читал Челепяна, и меня таким потрясла одна вещь. Когда зоравар Андраник предлагает солдатам уже советской Армении идти на Карс, в ответ он слышит – это же не наша родина! А потом, когда он призывает своих гайдуков направиться в Зангезур, слышит те же слова. Вот в этой связи мне очень интересно - как это происходит, когда армянин западного корня с гарвардским образованием идет воевать и отдает жизнь за "не свою землю", которая для него самая что ни на есть родина? Этот феномен, становление такого человека меня очень интересует".
Как хорошо, что времена меняются! Как хорошо, что в восставшем из руин Гюмри теперь уже заботятся о духовном воскресении. И оно – если взяться за это дело всем миром – непременно наступит. Вернутся в новой славе – вспомнят славу былую.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-20 11:25
Вечная классика и острая актуальность. Большой спектакль и большой стиль. Сюртуки и кружевные воротнички. Социальные сети и камеры наблюдения. И все это - в выверенной до миллиметра и полной театральности эстетике. В Ереванском Государственном Русском драматическом театре им. Станиславского готовятся к премьере. Руководитель театра Сурен Шахвердян работает нал спектаклем "ДЕНЬГИ. СТРАСТЬ. ВЛАСТЬ" - именно так интерпретирует режиссер роман классика русской литературы И. Гончарова "Обыкновенная история". Это уже второй проект, реализуемый в нашем Русском театре при финансовой поддержке московской некоммерческой организации "Русские сезоны".
-
2024-09-09 10:21
У нашей встречи с Мариам КАЗАНЧЯН, замечательной актрисой и основательницей театральной школы имени своей бабушки, великой Гали НОВЕНЦ, была предыстория. На ученом совете Ереванского Государственного института театра и кино, последовавшем после вступительных экзаменов, высветилась проблема. Нынче каждый второй, хоть раз снявшийся в телесериале, открывает школу своего имени - и за нехилые деньги. Ребята с дипломами этих школ уверенно приходят поступать и срезаются на первом же экзамене. Дальше - слезы, истерика и скандал. Остановить этот процесс мучительной боли за бесцельно потраченные годы и деньги не представляется возможным... Театральная школа им. Гали Новенц на этом фоне не просто выгодно отличалась. Она была признана эталоном среднего профильного учебного заведения. Прозвучало даже предложение как-то официально оформить ее отношения с ГИТиК-ом.
-
2024-09-09 10:15
"Обещанного семь лет ждут" - пословица, означающая, что на быстрое решение вопроса рассчитывать не приходится. Но в случае с Ереванским Государственным театром пантомимы ничего идиоматического в этом выражении нет. Ровно семь лет он ждет, что ремонт полученного им здания завершится, и он обретет крышу над головой. Причем, последние два года государственный театр ждет, чтобы государство "за семь лет" завершило то, что можно сделать за месяц.
-
2024-09-07 10:07
Про большую любовь... С большой любовью... С любовью, в которой дышит почва и судьба... С любовью, которая трепещет, обретает крылья, летает над зрительным залом, вовлекая в свое магическое поле всех. Театр "Амазгаин" готовится к премьере. К главной премьере сезона, посвященного 95-летию основателя театра, своего учителя, народного артиста СССР Соса САРКИСЯНА, имя которого носит театр. Здесь юбилей Мастера решили ознаменовать не вечером памяти, но рождением. Рождением спектакля "Лакот" ("Щенок") - по повести Соса Саркисяна. Спектакль про любовь как признание в любви.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.
-
2024-04-13 10:02
Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.
-
2024-03-04 10:40
Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.
-
2024-02-20 10:33
Охота к переименованиям... Ее можно было бы воспринимать как веру в то, что если имя - это судьба, то новое красивое имя может стать путем в рай. Только вот общий контекст заставляет сильно опасаться такой охоты - как благих намерений, которыми вымощена дорога в ад.