Последние новости

НЕ РАБОТАТЬ ИЛИ РАБОТАТЬ В ОБХОД ЗАКОНА? - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

Уж сколько раз твердили чиновничьему миру, что между выпуском продукта культурного и производством мясо-молочных продуктов есть две большие разницы! А воз и ныне там. С 1 января сего года вошло в силу новое постановление Министерства финансов, открывающее сомнительные перспективы перед государственными некоммерческими организациями, коими являются практически все госочаги культуры. Перспектива первая – всеми возможными способами обходить новоиспеченный, практически ставящий крест на творческих проявлениях закон, что чревато. Есть и вторая перспектива, не менее оптимистичная – просто перестать работать по назначению.

ИТАК, РЕШЕНИЕМ МИНФИНА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ – филармония, концертные залы, библиотеки, театры и прочее - обязаны планировать на год вперед любые закупки - от тканей на костюмы до туалетной бумаги. Закупки же можно делать исключительно в результате тендера. Любые возникающие по ходу дела изменения - максимально до 10% - допустимы только в случае согласования с Министерством финансов.

"Возможно, этот закон продуктивен для предприятий, работа которых проходит в определенных конкретных рамках, если речь идет о производстве сосисок или лекарств, но надо же учитывать специфику творческих организаций, – считает директор Ереванского государственного театра кукол Рубен Бабаян. - Театр - уникальная сфера. Это единственное учреждение, цель которого творчество, а не зарабатывание денег. Если бы речь шла только о заработке, гораздо правильнее было бы использовать его помещение исключительно в арендных целях. Пусть никто не обижается, но ни школы, ни библиотеки, никакие другие некоммерческие государственные организации такой цели не преследуют. А творчество – это всегда свободное изъявление внутренних посылов. Сфера нашей работы заключается в выявлении творческих людей. Как мы их можем выявить, если заранее все планируем, а значит - ставим кордоны? Все лучшие спектакли нашего театра возникали потому, что приходили одаренные люди со своими идеями, которые я находил возможность финансировать. Заранее, за год я не планировал. Но в итоге получались постановки, которые приносили славу нашему же государству на десятках международных фестивалей. Государство не тратило больших денег, но оно и не связывало мне руки. По нынешнему же закону я не вправе создать условия для работы молодого режиссера, который пришел с интересным проектом, скажем, в марте – ведь мы даже не имеем права распоряжаться теми суммами, которые театр сам зарабатывает, на них тоже ставится жесточайший контроль".

НЕ РАБОТАТЬ ИЛИ РАБОТАТЬ В ОБХОД ЗАКОНА? - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОСТЕМ, У КОГО ВОЗМУЩЕНИЕ АРТ-ДЕЯТЕЛЕЙ ЖЕСТКИМ КОНТРОЛЕМ вызывает усмешку, объясним, в чем заключается этот "контроль". Скажем, авиабилеты – вещь вовсе не культурно-специфическая. До недавнего времени государственные некоммерческие структуры должны были объявлять тендер, и выигравшая его авиакасса весь год поставляла билеты в случае командировок, гастролей, фестивалей. Новый закон требует каждый раз заново объявлять тендер по новому направлению. Длится он 20 дней, а со всеми вытекающими обстоятельствами, чтобы купить авиабилет, требуется как минимум месяц. За который этот самый авиабилет подорожает как минимум на сто тысяч драмов. А если выезжает группа? Платить, так или иначе, будет государственный очаг культуры или его министерство. Много ли государство выигрывает от такого "контроля"?

"Даже для покупки веника мы должны объявлять тендер среди тех организаций, которые дали заявку на участие, - возмущается директор Театра кукол. – Ладно веник, но мы часто имеем дело с материалами, которые выбирают наши художники и режиссеры после долгих поисков по магазинам и "вернисажам", находя эксклюзивный продукт. А теперь мы обязаны давать объявление с техническими данными того, что мы хотим, и получать в итоге совсем не то, что мы хотим, но то, что соответствует этим данным. Есть разные телевизоры – с одинаковыми техданными, но один - японский, а другой – китайский, и это две большие разницы. Потом бегать по судам, жаловаться на эти организации, требовать, чтобы они что-то исправили и восполнили. Ради бога! Воспринимать театр как организацию, которая производит продукт "спектакль" и продает его, в корне неверно. Спектакль - эксклюзивный и неповторимый продукт, а таковым его делает эксклюзивное отношение ко всему, начиная со световой аппаратуры и включая пошивочные материалы. Самовар, который продается в наших хозяйственных магазинах, совершенно не соответствует тому самовару, который нужен в спектакле. Вообще очень плохо, когда человек приходит в театр и видит на сцене то, что можно купить в магазине. Это неправильно. Все-таки мы имеем дело с другим. Кукла Барби не может выйти на сцену даже американского театра".

То, что новое решение Министерства финансов не вывело деятелей театра на улицы вослед стоматологам, можно объяснить разве что профессиональной социальной пассивностью. Потому что в кулуарах культурные работники рвут и мечут и в выражениях не стесняются. Рубен Бабаян, правда, старался отставить эмоции в сторону.

"ГОСУДАРСТВО ЭТОЙ СИСТЕМОЙ ГОСЗАКУПОК СТАВИТ МЕНЯ ПЕРЕД ДИЛЕММОЙ – нормально работать или быть нечестным, - признается Рубен Арташесович. - Я не хочу нарушать закон – совершенно в этом не заинтересован. Если посмотреть на деятельность наших фискальных органов, возникает ясная картина – все проверки приводят к тому, что обнаруживаются нарушения. Неужели все руководители сплошь непорядочные люди? Может, закон не очень хороший? Может, не стоит ставить во главу угла пополнение бюджета с помощью штрафов? Может, лучше строить все это на продуктивной и качественной работе? Вольтер говорил, что государство ослабляет не нехватка денег, а нехватка людей и дарований. Это очень верно. Даже самый последний чиновник Министерства культуры понимает абсурдность этого постановления – в личных разговорах они это все говорят. Тогда мне непонятно, с кем консультировалось Министерство финансов. Любой закон работает тогда, когда соответствующая работа проведена с профессионалами. Мы же не враги, чтобы за нашей спиной принимать решения, которые просто мешают работать. Приходите, проверяйте, как я трачу каждую луму! Я готов отвечать за каждый потраченный драм, предоставить все необходимые документы и обосновать. Но зачем же связывать мне руки? Уже февраль – а мы до сих пор составляем и обосновываем документы. Это неправильная финансовая политика - заполнить бюджет любой ценой, где штрафы несут такую же идеологическую нагрузку, что и налоги. Любой руководитель, к которому когда-либо приходили с проверкой, может повторить то, что сейчас скажу я. Любой проверяющий считает – раз уж мы пришли, мы должны что-то найти и оштрафовать: если мы вернемся без штрафа, нас не так поймут. Ну и закон по этой логике должен быть таким, чтобы ты обязательно проштрафился. Законы не облегчают работу, не делают ее более продуктивной. Директор любого культурного учреждения вам скажет – работать стало намного труднее. Не воровать труднее, а работать. Этот огромнейший бумажный хлам, который мы должны заполнять, расширение штатов – потому что нужны специалисты, которые будут составлять все эти графики. Дайте деньги, придите проверьте, как они потрачены. Неправильно – накажите! Правильно – благословите, поцелуйте в лобик – действуй дальше! Все очень просто, когда есть правильное желание".

Между прочим, высокий чин из Министерства финансов, инициатор новоиспеченного уложения в Минфине больше не работает. Для государства все что мог, он уже совершил. Теперь открыл собственный бизнес, который закручен на консультациях и множестве других услуг, предоставляемых некоммерческим государственным предприятиям в связи с годовым планированием и объявлением тендеров. Кажется, бизнес приносит приличный доход. Государство же будет штрафовать. Внакладе остались одни артисты.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • НАЛОГ С ОБОРОТА: АЛЬТЕРНАТИВА ИЛИ СОБЛАЗН?
      2024-02-29 10:34

      Очередные изменения в налоговом законодательстве Армении по сложившейся в последние годы традиции опять-таки нацелены на ужесточение и увеличение налоговой нагрузки. В зоне внимания действующих властей на сей раз оказалась система налога с оборота.