Последние новости

"МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ"

Тургенев впервые на нашей сцене

Кажется, в наши, как принято считать, нетеатральные времена у Еревана появилась перспектива обзавестись еще одной театральной площадкой, с которой со зрителем говорят на русском языке. Ереванский Дом Москвы выступил с замечательной инициативой – осуществить на своей площадке постановку русской классики. 26 февраля на сцене Дома Москвы состоится премьера спектакля "Месяц в деревне" по пьесе И. С. Тургенева.

Эта площадка уже становилась театральной сценой. Здесь шли спектакли студенческие и моно-, просто стремящиеся показать себя ереванской интеллигенции, которая пользуется гостеприимством Дома Москвы с особым удовольствием. Однако "Месяц в деревне" - случай беспрецедентный, где Дом выступает в качестве не просто инициатора, но и продюсера. И к делу здесь подошли со всей серьезностью. Достаточно сказать, что постановку осуществляет народный артист РА Ваге Шахвердян.

"ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОСТАВИТЬ НА ЭТОЙ СЦЕНЕ РУССКУЮ КЛАССИКУ, естественно, поступило из Дома Москвы, - рассказывает Ваге Суренович. - На этой площадке происходит много интересного – литературные вечера, концерты, встречи с деятелями культуры, но театральных постановок до сих пор не было. Так что мы своего рода пионеры, а финансирует проект московская мэрия. Правда, пьесу - "Месяц в деревне" - мы выбрали сами. О достоинствах ее говорить не стоит. Скажу только, что в Армении она ставится впервые. Вообще, насколько мне известно, Тургенева на нашей сцене никогда не было. "Месяц в деревне" - это вечная тема любви. Я считаю, что любовь никогда не бывает грешной, а здесь ею дышат все персонажи. Борьба за свою любовь, борьба с этой любовью – любовь в разных вариантах, в разных проявлениях. Образ матери - материнская любовь и ревность… Хочется, чтобы спектакль был не в таких замедленных ритмах, как это было бы полтора века назад, во времена Тургенева. Мы стремимся, чтобы в спектакле звучал сегодняшний нерв - это битва, это борьба".

Для создания спектакля, в котором бушуют страсти, надо было найти не просто хороших актеров, а хороших актеров, свободно владеющих русским языком. Между прочим, выяснилось, что даже в сегодняшних реалиях задачей повышенной сложности такую необходимость не назовешь. И даже призывать все резервы Русского театра не пришлось, хотя в спектакле заняты два замечательных актера Театра Станиславского - Роберт Акопян и Юра Игитханян. В труппе Национального театра нашлись любимые публикой артисты, легко берущие языковые барьеры, - Женя Мкртумян, Марианна Мхитарян и Карен Джангиров. Обнаружились и свободно владеющие русским языком молодые исполнители - Яна Габриелян и кумир девичьих грез, звезда сериалов Ашот Тер-Матевосян. А музыку к спектаклю делает Ваге Айрапетян, хорошо известный зрителю по многочисленным музыкальным постановкам театра Камерного. Кажется, "Месяц в деревне" - это второй после "Ара Прекрасного и Шамирам" антрепризный театральный проект, создающийся отнюдь не только для развлечения и собравший вокруг себя настоящих профессионалов.

"Я ВПЕРВЫЕ РАБОТАЮ В АНТРЕПРИЗЕ, - ГОВОРИТ ВАГЕ ШАХВЕРДЯН. - Это, конечно, очень модно и, оказывается, имеет свои прелести. Открываешь для себя новых актеров. Допустим, я прекрасно знал Роберта Акопяна по работам в Русском театре, но одно дело - знать как зритель, а другое - работать вместе. Или Ашот Тер-Матевосян, можно сказать, совершенно новый человек в театре. Он очень популярен благодаря сериалам, но работа в театре - для него это достаточно сложно. Хотя я чувствую, что он по-настоящему полюбил эту роль. С другой стороны, занятость каждого из актеров не только в своих театрах, но и на телевидении создает большие проблемы, приходится подстраиваться, согласовывать. Но это – условия сегодняшней жизни, с которыми я, правда, столкнулся впервые. Меня особенно радует, что даже если у актеров возникает хотя бы один свободный час, они готовы репетировать. Наверное, потому, что это потрясающие роли, блестящий материал, и они это понимают".

Ваге Шахвердян – поклонник большого театрального стиля, спектакли которого всегда отличал не просто масштаб, но полнота символических, порой монументальных мечтаний. Камерная сцена Дома Москвы на первый взгляд кажется клеткой для пестрой птицы воображения мастера.

"Мне действительно было не вполне понятно, как можно на этой сцене делать серьезный проект, - комментирует режиссер. - Я все-таки привык работать на больших площадках. Правда, за последние два года два раза делал спектакли на сцене Союза театральных деятелей, и малые формы вдруг начали меня увлекать. В последнее время я начал очень любить пустое пространство сцены. В молодые годы – помню свое оформление "Хаоса" - о! – громоздкие декорации, драпировки. Теперь все это словно ушло. Длинную и неглубокую сцену Дома Москвы загружать декорациями невозможно, но она словно диктует свои методы. Мы привлекли к работе прекрасного художника по костюмам Мэри Саркисян. А вот оформление возникло из концепции спектакля. Я искал решения, соответствующую атмосферу, и вдруг возникло – цветы! "Как хороши, как свежи были розы!.." - эта знаменитая тургеневская фраза стала ключом. Весь пол застлан цветами пастельных тонов! Хотя выяснилось, что это дорогое удовольствие, я даже попросил своих студенток – кто умеет, делает для спектакля искусственные цветы… Цветы, которые топчут эти же дышащие любовью герои. Это может вызвать у зрителя какое-то странное ощущение, даже негодование. Но персонажи не чувствуют этого. Ведь и в жизни, даже очень любя, мы иногда не чувствуем, как мы убиваем собственное чувство, уничтожаем любовь. Естественно, это форма - посмотрим, как удастся ее воплотить. В принципе все это для меня совершенно новые проявление, и, повторяю, родились они от условий сцены".

ВРЕМЕНА ИЗМЕНИЛИСЬ – ВЕШНИЕ ВОДЫ ТЕКУТ С УДЕСЯТЕРЕННОЙ СКОРОСТЬЮ, а тургеневские девушки воспринимаются исключительно метафорой далекой культуры. И все-таки перспектива увидеть этих самых девушек с искристо-циничными современными манерами – перспектива почти угрожающая. Хотя, кажется, Ваге Шахвердян впадать в крайности не намерен.

"Если речь идет об эффекте ради эффекта, о стилизации на потребу дня – для меня это недопустимо. Думаю, некое приближение во времени возможно при одном условии – если у тебя есть четкость замысла и все твои приспособления способствуют реализации этого замысла. Кстати, признаюсь, я впервые ничего не менял в пьесе, не переставлял сцен, как это делал и в "Без вины виноватых", и в "Маскараде". Наверное, это действительно очень сильная драматургия, и она все дает. Хотя я стараюсь, чтобы спектакль получился не про любовь тургеневских времен, а про любовь вне времени. Для меня не важно, "как было во времена Тургенева" - мы стараемся говорить о чувствах, над которыми ничто не властно. Если это настоящее, глубокое чувство, если это человечно - значит, это на все времена. Конечно, понятие любви сегодня претерпело такие изменения! Если удастся, чтобы зритель хотя бы на полтора часа вникнул в глубину этих чувств, той борьбы, которую герои ведут ради этого чувства, мы сможем сказать, что спектакль получился".

Этого хотелось бы не только создателям спектакля. И дело не только в том, что появление на сцене в Ереване Тургенева – факт, отрадный сам по себе. Очень хотелось бы, чтобы замечательная инициатива Дома Москвы стала поводом к рождению новой театральной площадки.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ХОЧЕШЬ 100 РУБЛЕЙ - ЗАИМЕЙ ДВУХ ДРУЗЕЙ
      2020-01-16 13:45
      1344

      И на театральную улицу пришел праздник! Точнее, главного праздника ждать еще два с лишним месяца (27 марта, в Международный день театра, состоится церемония награждения ежегодной премией "Артавазд"), но уже сейчас есть надежда, что в нынешнем сезоне она наконец обретет царские одежды.

    • РУССКИЙ ТЕАТР - НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ
      2020-01-14 13:23
      2581

      Приказом министра НОКС Араика Арутюняна Марианна МХИТАРЯН назначена директором Государственного русского драматического театра им. Станиславского. В культурном ведомстве прошел конкурс, в Русском театре - экзамен, продлившийся полгода в роли "и. о." . И тот и другой сданы. И впереди - большая работа.

    • ВЫ ХОЧЕТЕ ПЕСЕН - ИХ ЕСТЬ У МЕНЯ!
      2020-01-10 09:57
      2115

      Антон Палыч Чехов однажды заметил, что умный любит учиться, а дурак учить… А еще Антон Палыч Чехов однажды заметил, что самое губительное обстоятельство для творчества - это обязательство успеха. В чем мы могли убедиться в контексте "премьера песни", возникшего прямо в преддверии Нового года. Точнее, премьер было две. Одна - долгожданная - прошла практически незаметно. Другая - совершенно неожиданная - в одночасье стала хитом и может, по крайней мере по количеству просмотров, претендовать на высокий титул "Песня года".

    • 25 МЕЖДУНАРОДНЫХ НАГРАД - ВОТ ТАКОЕ КИНО!
      2019-12-30 13:00
      4644

      Фильм "Лорик" народного артиста РА Микаела ПОГОСЯНА установил рекорд, и не только личный, - 25 призов с международных кинофестивалей с географией от моря до моря за уходящий год. Сам артист считает, что все это - удачный год. А вообще-то это постоянный, без стопов, художественный поиск. И еще постоянный поиск доброты, милосердия и взаимопонимания, которых нам так не хватает.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Скончалась Галина Волчек
      2019-12-26 20:51
      358

      Народная артистка СССР Галина Волчек умерла в московской клинике на 87-м году жизни. Как передает Арменпресс со ссылкой на РИА новости, об этом сообщили в театре "Современник".

    • "МЫ НЕ РАЗРУШАЕМ ЗДАНИЕ - МЫ ЕГО СПАСАЕМ!"
      2019-12-20 09:33
      2007

      Обещанного, как известно, ждут 7 лет. Государственному театру пантомимы для того, чтобы обзавестись собственной крышей над головой, понадобилось целых 22 года. Но он все-таки дождался! Рабочие уже вошли на территорию по ул. Геворка Кочара, 21, над которой уже возвышается строительный кран. И вдруг выяснилось, что бедному жениться - и ночь коротка…

    • Амбарцум КАБАНЯН: "ХОЧУ ВНОВЬ НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ НА АРМЯНСКОМ"
      2019-12-18 10:02
      2521

      Московский актер Амбарцум Кабанян на днях побывал в Ереване в составе съемочной группы фильма "Танец с саблями", в котором исполнил главную роль: выдающегося армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна. Это не первый приезд Амбарцума на историческую родину. Летом в рамках кинофестиваля "Золотой абрикос" он побывал в Гюмри и Ереване, где с коллегами по фильму участвовал в  фестивальных показах. За несколько лет до этого Амбарцум Кабанян приезжал в Ереван с театральными гастролями в составе знаменитого московского театра "Мастерская Петра Фоменко".

    • Театр пантомимы наконец обретет свой дом в Ереване
      2019-12-12 18:27
      395

      У Ереванского государственного театра пантомимы наконец появится свое здание, располагаться оно будет по адресу Геворга Кочара 21. Художественный руководитель театра Жирайр Дадасян надеется, что здесь труппа в конечном итоге обретет свой дом. Об этом он заявил журналистам в четверг после церемонии открытия строительства.