Последние новости

СОЗВУЧНЫЙ ВРЕМЕНИ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР

В марте месяце планируется открытие обновленного Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова. Теперь самая знаменитая площадка страны будет соответствовать если не всем, то многим параметрам, предъявляемым к пространству оперы. Тем не менее арт-деятели повторяли, повторяют и будут повторять, что театр – это не здание, а люди, которые реализуют в этом здании свои творческие устремления. И этот вопрос, особенно в части режиссеров оперных спектаклей, для Национального театра остается открытым.

С новым сезоном Опера взойдет на новую сцену. Не только опера, но и балет – после ремонта театр, как свидетельствуют очевидцы, обзавелся отдельным качественным балетным полом. Но это только малая толика материальных благ, которые заполучил Национальный академический в результате щедрого государственного финансирования, благодаря которому при бдительном подходе приглашенных австрийских специалистов Опера внутренне преобразилась от крыши до колосников, кулис и покрытия сцены.

Но, судя по всему, и на этой обновленной сцене Опера будет задаваться вопросами, которые мучают ее с уходом сначала из театра, а потом из жизни Тиграна Левоняна. Кто будет осуществлять постановки на этой модернизированной сцене? Имеет ли возможность государство каждый раз тратить многие тысячи в конвертируемой валюте, приглашая "звезд" на реализацию спектаклей? Как должна протекать жизнь театра в суровых рабочих буднях между громкими "премьерами года"? Кто должен поддерживать жизнь спектаклей, поставленных "калифами на час" - заезжими звездами? Кто должен отвечать за бесперебойную творческую работу стационарного репертуарного театра? Наконец, может ли страна, стремящаяся интегрироваться в самые современные культурные процессы, претендовать на это, не имея в запасе ни одного собственного профессионального оперного режиссера? Череду этих остро взыскующих ответы вопросов можно продолжить…

Прошел ровно год с тех пор, как директор Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова Камо Ованесян обратился в Министерство культуры РА с просьбой посодействовать в деле открытия в Государственном институте театра и кино факультета оперной режиссуры, в качестве аргументов приводя эти же самые вопросы. Которые можно было бы назвать злободневными, если бы не уверенность, что в перспективе они будут звучать еще острее. Но время идет, ГИТиК пытается актуально реформироваться, вплоть до остроумной идеи открытия отделения "театра одного актера", а проблема факультета оперной режиссуры в глазах культурных и образовательных властей предержащих до уровня актуальности, видимо, так и не дорастает.

Судя по всему, вопрос этот беспокоит лишь директора Оперного театра да Рафаэля Джрбашяна, заслуженного деятеля искусств РА, профессора ГИТиКа, отдавшего не один десяток лет жизни на формирование и воспитание не одного поколения театральных режиссеров. Из его мастерской вышла едва ли не половина сегодняшних мэтров режиссуры. Круг его профессиональных интересов и неслыханного энтузиазма всегда был невероятно широк, а в послужном списке заслуг значатся десятки статей, книги о театре его времени, переводы на армянский язык великих театральных мастеров, основоположников теорий. Его одержимость профессией заставляла открывать факультеты и отделения театральных институтов не только в Армении, но и в других городах бывшего Союза. Впрочем, открытие в нашем тогда Государственном театральном институте факультета сценографии – также его заслуга.

В Национальном театре оперы и балета Джрбашян проработал более десяти лет. Ставил сам и ассистировал - работал с Гулакяном, Тавризяном, Капланяном. Что, как считает мэтр, дает ему право не только желать, но и активно ратовать за восстановление факультета оперной режиссуры в Государственном институте театра и кино. И со свойственным ему упорством в решении творческих задач Рафаэль Христофорович продолжает убеждать всех потенциально заинтересованных лиц в необходимости создания кузницы профессиональных кадров. Удастся ли ему пополнить список своих заслуг перед отечественным театром, реально поспособствовав открытию вновь отделения оперной режиссуры?

СОЗВУЧНЫЙ ВРЕМЕНИ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР"Я глубоко болею за этот театр, ведь я проработал в нем долгие годы, - говорит Рафаэль Джрбашян. - Заблаговременная забота о контингенте объясняется тем, что на этот курс должны принимать не семнадцатилетних абитуриентов, а людей, имеющих определенное музыкальное образование, проработавших или работающих в музыкальных учреждениях: хорах, оркестрах, ансамблях и, конечно же, в самом Оперном театре. Из нашего института постоянно выпускаются радующие своей несомненной одаренностью молодые режиссеры театра и кино. Это прекрасная молодость! Но рядом с постоянно бодрствующей творческой одержимостью Оперному театру нужны зрелость и маститость. Конечно, в вопросе открытия факультета большую роль играет желание ректора института Армена Мазманяна. В институте открылся факультет телеведущих – наверное, это веление времени, очень востребованная профессия, но вряд ли это первостепенная задача института театра и кино. В любом случае кузницей телеведущих мы готовы стать, об отделении же оперной режиссуры никаких разговоров нет. Иначе не было бы забот, по крайней мере, у меня. Я хотел бы, чтобы через несколько лет в Опере работал мой выпускник, которому мне есть что дать. Хотя и сам я мог бы в каких-то вопросах консультировать.

Но Оперный театр почему-то консультироваться не любит. А напрасно. Это могло бы уберечь его от некоторых дорогостоящих промахов. Практика показала, что наша оперная сцена обладает точками, которые способствуют полету голоса певца в зал и, наоборот, точками, которые не способствуют этому чрезвычайно важному фактору оперного спектакля, а тут же глотают звук. Только кажется, что это мелочи. Нужны люди, которым известны тысячи таких мелочей. Чтобы мощно финансируемые постановки ставились не для одного фанфарного показа и следующих всего двух-трех, а спектакль шел с относительной регулярностью, сохранялся, был бы живым и подвижным.

Помнится, в прошлом худсовет театра приглашал представителей музыкально-театральной общественности на обсуждение будущего репертуара, предлагаемых художниками эскизов и макетов постановок. Сегодня это считается лишним".

Как это ни парадоксально, две "академические", то есть по определению консервативные, театральные сцены страны стали площадкой для экспериментов в поисках новых форм управления театрами. Но даже подобный поиск не отменяет заботы о подготовке профессионалов – для будущего, которое непременно настанет.

"Что мешает открыть факультет оперной режиссуры или хотя бы экспериментальный курс, где исполнители в равной пропорциональной мере изучали бы и вокал, и актерское мастерство? - задается вопросом Джрбашян. - Это единственный реальный путь заполучить настоящий, созвучный времени Оперный театр. В конце концов это требование времени: ни один вид искусства, даже оперное, которое всегда считалось консервативным, не стоит на месте. Мы просто обязаны задействовать огромную силу эстетического воспитания, которую несет в себе оперное искусство, и превратить его в постоянно действующую школу воспитания нравственных критериев, духовного формирования молодого поколения, тем более что такая потребность сегодня ощутима, как никогда. Я очень надеюсь, что руководство нашего института разделяет мою тревогу и готово сегодня закладывать основу твердого творческого будущего нашего Оперного театра".

Добавить к этому, кажется, нечего.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ХОЧЕШЬ 100 РУБЛЕЙ - ЗАИМЕЙ ДВУХ ДРУЗЕЙ
      2020-01-16 13:45
      662

      И на театральную улицу пришел праздник! Точнее, главного праздника ждать еще два с лишним месяца (27 марта, в Международный день театра, состоится церемония награждения ежегодной премией "Артавазд"), но уже сейчас есть надежда, что в нынешнем сезоне она наконец обретет царские одежды.

    • РУССКИЙ ТЕАТР - НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ
      2020-01-14 13:23
      1601

      Приказом министра НОКС Араика Арутюняна Марианна МХИТАРЯН назначена директором Государственного русского драматического театра им. Станиславского. В культурном ведомстве прошел конкурс, в Русском театре - экзамен, продлившийся полгода в роли "и. о." . И тот и другой сданы. И впереди - большая работа.

    • ВЫ ХОЧЕТЕ ПЕСЕН - ИХ ЕСТЬ У МЕНЯ!
      2020-01-10 09:57
      2093

      Антон Палыч Чехов однажды заметил, что умный любит учиться, а дурак учить… А еще Антон Палыч Чехов однажды заметил, что самое губительное обстоятельство для творчества - это обязательство успеха. В чем мы могли убедиться в контексте "премьера песни", возникшего прямо в преддверии Нового года. Точнее, премьер было две. Одна - долгожданная - прошла практически незаметно. Другая - совершенно неожиданная - в одночасье стала хитом и может, по крайней мере по количеству просмотров, претендовать на высокий титул "Песня года".

    • 25 МЕЖДУНАРОДНЫХ НАГРАД - ВОТ ТАКОЕ КИНО!
      2019-12-30 13:00
      4637

      Фильм "Лорик" народного артиста РА Микаела ПОГОСЯНА установил рекорд, и не только личный, - 25 призов с международных кинофестивалей с географией от моря до моря за уходящий год. Сам артист считает, что все это - удачный год. А вообще-то это постоянный, без стопов, художественный поиск. И еще постоянный поиск доброты, милосердия и взаимопонимания, которых нам так не хватает.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТЕАТР В СЕРДЦЕ СТОЛИЦЫ
      2020-01-15 13:30
      982

      Среди новогодних кинопремьер наступившего года фильм "Театр, излучающий свет" режиссера Эдуарда Амбарцумяна, снятый на студии "Контакт Медиа" для Общественного телевидения Армении и показанный им 2 января. Фильм рассказывает о Национальном театре оперы и балета им. Александра Спендиарова, истории его создания,  царящем в нем духе и о многом другом, связанном с этим неповторимым очагом культуры Армении.

    • Юсиф Эйвазов опроверг обвинения в отказе выступать с Рузан Манташьян
      2020-01-14 11:10
      325

      Муж всемирно известной оперной певицы Анны Нетребко, тоже певец и азербайджанец по национальности Юсиф Эйвазов опровергает обвинения в том, что отказался выступать с армянской певицей Рузан Манташьян.

    • ДРАМАТИЧЕСКИЙ БАРИТОН МИРОВОГО УРОВНЯ
      2019-12-25 13:01
      9271

      "В Риме экскурсий для туристов не счесть, но поездку по самым темным страницам человеческих мыслей в этот вечер устроил пугающе демонический Скарпия Геворга АКОПЯНА. Армянский баритон стал в принципе самым ярким впечатлением, которое с этого вечера мы уносили с собой. Его Ua Toska идеально смешала в себе вездесущий приток негативной энергии с божественной святостью, а уровень накала - в лучших традициях театральной драматургии - постоянно нарастал.

    • Константин Орбелян о проблемах Академического театра оперы и балета Армении
      2019-12-24 17:48
      1621

      Гастроли необходимо планировать за много лет вперед, а то, что у нас получилось, получилось лишь благодаря моим личным связям и сложившейся ситуации. Так было и тогда, когда мы поехали в Дубай и Кувейт. Об этом на итоговой пресс-конференции в Ереване заявил 24 декабря художественный руководитель и директор Академического театра оперы и балета Армении им. А. Спендиарова Константин Орбелян.