Последние новости

ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ?

Жажда трона, жажда власти - ослепляющая, всепоглощающая, убивающая не только любовь, но все остальные чувства, кроме ненависти, убивающая в человеке человека. Об этом спектакль "ИГРЫ КОРОЛЕЙ", который по мотивам пьесы "Лев зимой" поставил на сцене Русского драматического театра им. Станиславского Сурен Шахвердян.

СЛОЖНО, НАВЕРНЯКА ОЧЕНЬ СЛОЖНО ДЕЛАТЬ СПЕКТАКЛЬ, который, еще не родившись, успел войти в историю национального театра. Ибо спектакль, получивший на сцене Русского театра название "Игры королей" и поставленный по знаменитой пьесе Джеймса Голдмена "Лев зимой" - последняя работа выдающегося армянского режиссера, народного артиста Армении Ваге Шахвердяна. Работа, которую он начал, но не успел завершить. Довести до конца дело отца театр пригласил сына мэтра и одного из самых интересных режиссеров среднего поколения Сурена Шахвердяна.

 Сцена из спектакля 'Игры королей' Ереванского Русского театра им. Станиславского "Было тяжело, потому что я не сразу полюбил пьесу - это был долгий путь преодоления собственного сопротивления материалу. Это же история двух дней, в которой почти нет событий - чертово колесо, которое крутилось тогда и будет крутиться сегодня и всегда... К тому же, кругом говорили "твой отец был влюблен в этот текст" - действительно, он мечтал об этой постановке 20 лет, полностью продумал и придумал свою версию. Он уже начал реализовывать свое видение, досконально поставил перед исполнителями задачи. А тут пришел я и стал требовать совсем другого! Но актеры сказали - мы согласны на все, мы пойдем за тобой, просто возьмись за эту работу. Это окрылило. Не знаю, что у меня получилось в итоге. Знаю, что у папы получился бы совсем другой спектакль. Как интересно было бы посмотреть!...", - говорит Сурен Шахвердян.

 Пьеса "Лев зимой", ставшая классикой и основой двух знаменитых экранизаций - великий фильм 1968 года с Питером ОТулом и Кетрин Хепберн и только начинающими звездный путь Энтони Хопкинсом и Тимоти Далтоном, и версия, сделанная много позже, в 2003-ем в Америке Андроном Кончаловским - с Гленн Клоуз и Патриком Стюартом.Тяжелый бэкграунд!

 "Лев зимой" - написанная американцем очень европейская пьеса. И не потому, что действие происходит в средневековой Европе. Здесь вообще мало действия - тут с режиссером не поспоришь. Зато... "Я знаю. Ты знаешь, что я знаю. Я знаю, что ты знаешь, что я знаю. Мы знаем, что Генрих знает, и Генрих знает, что мы знаем. Очень знающая семья..." - сплетенные кружевами диалоги и характеры. Мысль как действие. Здесь разят не шпагами и кинжалами, а словом. Здесь все открыто демонстрируют ненависть - и жаждут, требуют любви. Любви, которая ежеминутно сжигается в горниле одной, но пламенной страсти - страсти обладания троном.

 Замок Шинон, территория Франции, принадлежащая ныне Англии. XII век. Вся августейшая семья в сборе - Рождество, король Генрих II Плантагенет должен объявить одного из трех сыновей наследником...

НО ДЕЙСТВИЕ СПЕКТАКЛЯ СУРЕНА ШАХВЕРДЯНА ПРОИСХОДИТ не в рождественские праздник, не в наступившей для льва зиме. Оно происходит ночью. Ночь здесь не только время, но место действия - "заговорщиков час и юношей, час любовников и убийц...". Ночью назначаются тайные встречи и принимаются роковые решения, ночью затеваются интриги и плетутся заговоры. Вместе с художником Артуром Арутюняном Шахвердян-младший подробно выстраивает на почти пустом пространстве сцены эту метафорическую "ночь", то сгущая ее, то рассыпая на многие фрагменты лучами прожекторов. И одновременно рождаются картины невероятной красоты с изысканно-прихотливым рисунком. Вообще в чисто эстетическом плане "Игры королей" вполне себе королевское зрелище в стиле модерн. И то, что королева-мать, Элеонор Аквитанская в Шинон не приплыла, как в пьесе, и даже не прискакала, а въехала на сегвейе-электросамокате не вносит никакого диссонанса также, как и совсем не средневековый пластический рисунок спектакля в хореографии Ара Асатуряна. Наоборот, действо в какие-то моменты начинает напоминать нынешние большие показы haute couturе. Тем более, что костюмы, сделанные Мэри Саркисян, их жемчужно-серое мерцание и невероятная элегантность, вполне этого достойны.

Сцена из спектакля 'Игры королей' Ереванского Русского театра им. СтаниславскогоВ такой вот подчеркнуто эстетской декорации разыгрывается "ночная" история вечной борьбы за власть, жертвой которой становится не только право наследования, но любовь и родственные связи - становится все. И это не только хорошо поставлено - это хорошо сыгранно.

 В трактовке Сурена Шахвердяна взаимоотношения Генриха и Элеонор, их глубокая любовь-ненависть не стала фокусом спектакля. Хотя в исполнении Темине Хачатрян королева-амазонка обольстительна, восхитительна и сильно опасна. Но это, скорее, не "блистательная южанка", а "французская волчица", которая будет высоко держать голову даже после поражения и сможет опять вернуться из изгнания. Впрочем, и принцесса Элис сыграна Рипсимэ Наапетян не просто хрупкой красавицей - она вполне способна скоропалительно превращаться из нежной голубки в разъяренную тигрицу и обратно, это дочь короля, сестра короля, невеста будущего короля и любовница короля нынешнего. Есть, знаете ли неизлечимые диагнозы...

 Словом, придя к неутешительному выводу, что от женщин много зла, режиссер все-таки сделал основной акцент на мужчинах и добился от "Игр королей" почти шекспировского звучания. Итак, на сцене четыре короля. Двум принцам еще предстоит стать Ричардом Львиное Сердце и Джоном Безземельным, а пока вместе с Генрихом здесь присутствует король Франции Филипп II Август, и Армен Маркарян играет того, кто умеет продавить свою позицию, не поведя бровью и ни на минуту не забывая о том, что он для Генриха все-таки сюзерен.

 Сцена из спектакля 'Игры королей' Ереванского Русского театра им. Станиславского Принцы Ричард, Джон, Джеффри - абсолютно правдоподобное театральное воплощение человеческих грехов и пороков. И настоящая школа актерского мастерства, экзамен в которой молодые актеры Арман Межлумян-Ричард и Гор Амбарцумян-Джон сдали на отлично. Межлумян, добавив к своей роскошной фактуре скрытый темперамент, проявляемый редкими рефлексиями, оказался убедительным чрезвычайно. На антитезе "лед и пламень" вспыхивающий ежесекундно Джон-Амбарцумян, нестабильный и истеричный, тем не менее вовсе не кажется капризным мальчиком, а вполне даже чудовищем, способным на многое. Что касается Джеффри в исполнении Армена Арнаутова - актер играет замечательно, играет ум - острый, воспаленный и озлобленный. Посаженный режиссером в инвалидное кресло он даже в какой-то момент напоминает Сальери в финальной сцене знаменитого фильма Милоша Формана. Чем или кем способны пожертвовать эти братья, а главное – кто сделает тот самый, фатальный и необратимый шаг?..

 Заслуженный артист РА Роберт Акопян, благодаря инициативе которого и родилась эта постановка, сыграл роль своей мечты и доказал, что мечтать не вредно. Его Генрих - могущественен и силен, растерян и раним. Актер проявляет невероятную изобретательность, буквально прогоняя зрителя сквозь строй самых разнообразных чувств. Этот Лев еще даст форы любому, но "зима" не только принесла в его сердце хоть какие-то чувства. Он понимает, что даже самый всемогущий король не может только одного – жить вечно. А как хочется!..

 Англия, XII век - с тех пор прошло почти тысячелетие. Сурен Шахвердян и творческая команда Русского театра рассказали историю невероятно эстетную, и вне историзма, вполне себе современную. Магия театра, присутствующая в спектакле "Игры королей", способна заворожить на полтора часа. Но на иллюзии, что все это - дела давно минувших дней и преданье старины, создатели спектакля совершенно не настаивают.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    • "ЗОЛОТО ИЗ МУСОРА" - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МУСОР ИЗ ЗОЛОТА
      2024-10-14 10:00

      Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал...  Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.