Последние новости

"СЦЕНА БЕЗ ГРАНИЦ" - НЕ ТОЛЬКО ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

На днях в Ереване побывала делегация Российской государственной радиокомпании "Радио России", прибывшая в творческую командировку и со странной, по нашим меркам, атавистической прямо-таки миссией – записать спектакль ереванского Русского драматического театра им. Станиславского "Гнездо глухаря" по пьесе В. Розова. Впрочем, как оказалось, это не единственная цель наших гостей.

НАШ РУССКИЙ ТЕАТР СТАЛ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА "СЦЕНА БЕЗ ГРАНИЦ". Идея проекта зародилась больше года назад в недрах крупнейшей в России государственной радиостанции "Радио России", который она осуществляет совместно с Союзом театральных деятелей РФ. Проект патронируют генеральный директор "Радио России", Вячеслав Умановский и председатель российского СТД, народный артист СССР Александр Калягин. В состав государственного радиохолдинга входит и "Культура" - радиоаналог телеканала, хорошо известного и нашему просвещенному зрителю. А посему запись лучших театральных постановок для приехавших в Ереван специалистов – часть постоянной работы.

Но вот год назад возникла идея расширить рамки. Так родился проект "Сцена без границ", который, конечно, имеет границы, но простираются они бесконечно широко, вовлекая в одно театральное радиопространство спектакли, идущие на русском языке в разных странах. Цель этого проекта - представить творчество русских театров стран СНГ и Балтии, сохранить для истории лучшие спектакли, голоса замечательных актеров, хранителей русского слова и продолжателей традиций русской актерской школы. Ереван оказался последним городом, куда в первом сезоне своего существования приехала "Сцена без границ", которая уже вобрала в свой репертуар спектакли русских театров Киева, Риги, Алматы, Кишинева. А впереди, с осени, с открытием нового сезона "безграничная сцена" охватит Вильнюс, Одессу, Таллин, Ташкент, Тбилиси и Харьков.

"Ведь это действительно большая и интересная идея! – считает Александр Григорян. - Вспомните, какой был радиотеатр в прежние годы! Я даже не говорю о качестве спектаклей – это бывало по-разному. Но так или иначе, это была информация – культурная информация народу: о том, что существуют такая-то пьеса, такой-то автор, такие-то человеческие взаимоотношения. И это фактически была часть культурного взаимоотношения государств. Наша последняя запись для России проходила двадцать восемь лет назад. И это была действительно культурная связь, приезжали образованные люди, профессионалы. Сегодня я напомнил нашим гостям об их бывшем директоре Падалке, вспомнил Сергея Арустамяна, который делал замечательные записи - политического и пропагандистского, международного и межнационального характера. Восстановление этой традиции - очередной шаг России в сторону государств, связи с которыми насчитываются иногда не одним веком. Так давайте еще раз восстановим эти связи! Я считаю, что это очень правильная акция. Тем более что они уже прошли какой-то этап – были в Латвии, Молдове, Украине. Это по-настоящему серьезное дело, от которого нельзя отлынивать. Ни один деятель культуры не должен сказать "нет" этой замечательной акции и прекрасному начинанию".

ВСЕ ВХОДЫ И ПРОХОДЫ В ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ РУССКОГО ТЕАТРА ЗАБАРРИКАДИРОВАНЫ. Даже Григоряну, не только художественному руководителю театра, но и режиссеру спектакля, велено заниматься своими делами. Даже вдалеке от сцены все передвигаются на цыпочках и разговаривают шепотом. Тихо – идет запись! Сверху, кажется, с самых колосиков, свисает бесконечное количество микрофонов. "Не надо смотреть так многозначительно – ваш взгляд никто не услышит! Здесь другие правила игры", - наставляет актеров радиорежиссер Максим Осипов.

А ведь это действительно совершенно другие "правила игры", казалось бы, забытые настолько, что и не вспомнить! Сохранить "голос" спектакля - работа не только на сегодняшнюю аудиторию, но и на историю. У радиотеатра и телетеатра есть своя неповторимая "миссия памяти" и даже культуртрегерское предназначение – эту мысль в последние годы в надежде восстановить утраченные арт-институты пытаются донести до высших культурных инстанций театральные деятели. Пытаются, увы, безуспешно.

"А ведь и у нас была эта традиция, которую безвозвратно загробили, - говорит Александр Григорян. - У нашего театра столько спектаклей в фондовых записях! Ну, может, на запись отбирались постановки идеологического характера типа "Двадцать шесть бакинских комиссаров", но не в этом суть. А может, и в этом – в конце концов, идеология может быть разной, но ее пропаганду еще никто не отменял. В любом случае, радиотеатр существовал и очень прилично государством оплачивался. Целая система была, которую разрушили. Я понимаю, что радио теперь не звучит постоянно в каждом доме, как это было прежде. Но и сегодня это мощный источник информации – в самом широком контексте. Понятие "радиотеатр" – понятие, которое может заставить людей прислушаться, заново узнать какие-то вещи. Я думаю, что его нужно возобновить. Каждый раз, как возникает этот вопрос о телетеатре, о радиотеатре – тема сразу снимается. Вот сколько мы хаем сериалы, но даже самые паршивые – их же смотрят, и как! Весь этот криминал, постоянные скандалы, унижение друг друга, безнравственность. Нет – матом не кроют, но даже я, не самый крупный специалист армянского, слышу, на каком чудовищном языке все это воспроизводится. Какой-либо пробой не пахнет. А может, если вместо этого будут спектакли – теле- и радио, они смогут повысить культуру вообще, языковую культуру. Неужели плохо, если в эфире будет звучать язык образованных, культурных людей? Я думаю, настал момент, когда за это дело надо браться. И может, стоит, чтобы, пускай не часто, рядом с культурной армянской речью звучала бы речь русская. Хуже нашему народу от этого не будет. А лучше – наверняка".

НА ЭТОЙ ПРИЗЫВНОЙ НОТЕ МОЖНО БЫЛО БЫ ПОСТАВИТЬ ТОЧКУ, НО ТУТ, ИЗВИНИТЕ, ЗАПЯТАЯ. Поскольку в составе прибывшей к нам делегации не только радиорежиссер и начальник службы "Радио Культура" Максим Осипов, обозреватель Наталья Бехтина, звукорежиссер Дмитрий Чернов, но и театральный обозреватель "Радио Культура" и продюсер проекта "Сцена без границ" Марина Багдасарян. Не имей сто рублей, а имей соотечественников за границей, которые болеют за свою страну! "Мы уже побывали и поработали в пяти столицах, но хочется, чтобы в Ереване все было по-другому", - говорила продюсер проекта задолго до того, как "Сцена без границ" вобрала в себя и Армению. "По-другому" и получилось. Записью еще одного спектакля на русском языке дело не ограничилось. Кажется, Ереван – первая столица, куда в контексте "Сцены без границ" приехал и генеральный директор "Радио России".

"Радио России"– это огромная аудитория слушателей, более 80 миллионов человек ежедневно. Ведь вещание идет на всю огромную страну, – говорит Марина Багдасарян. - Плюс для Москвы, плюс интернет. Среди слушателей огромное число представителей армянских общин, живущих по всей России. Не знаю, насколько модно сейчас об этом вспоминать, но в юбилейный для двух стран год - 185 лет вхождения Армении в состав России - "Радио России" готово предложить создание цикла программ об истории и культуре Армении, об ее современной жизни. Мы готовы оказывать информационную поддержку проектам, которые армянская сторона организует на территории России".

Возможность реализации подобных перспектив генеральный директор "Радио России" Вячеслав Умановский обсуждал в прошлую пятницу с министром культуры РА Асмик Погосян и руководством нашего государственного теле- и радиовещания в лице Рубена Джагиняна и Армена Амиряна. Словом, есть все основания надеяться, что проект "Сцена без границ" принесет дивиденды не только ереванскому Русскому театру им. Станиславского. Ну а первый нетеатральный "армянский эфир" "Голоса России", который смогут услышать не только проживающие в России наши соотечественники, но и вся восьмидесятимиллионная аудитория сразу по возвращении наших гостей в Москву, – интервью с премьер-министром РА Тиграном Саркисяном.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ, УВЫ, ВСЕ СТРАШНО УПРОСТИЛОСЬ..."
      2024-09-09 10:21

      У нашей встречи с Мариам КАЗАНЧЯН, замечательной актрисой и основательницей театральной школы имени своей бабушки, великой Гали НОВЕНЦ, была предыстория.  На ученом совете Ереванского Государственного института театра и кино, последовавшем после вступительных экзаменов, высветилась проблема. Нынче каждый второй, хоть раз снявшийся в телесериале, открывает школу своего имени - и за нехилые деньги. Ребята с дипломами этих школ уверенно приходят поступать и срезаются на первом же экзамене. Дальше - слезы, истерика и скандал. Остановить этот процесс мучительной боли за бесцельно потраченные годы и деньги не представляется возможным... Театральная школа им. Гали Новенц на этом фоне не просто выгодно отличалась. Она была признана эталоном среднего профильного учебного заведения. Прозвучало даже предложение как-то официально оформить ее отношения с ГИТиК-ом.

    • "ВОЗВРАЩЕНИЕ" СОСТОЯЛОСЬ, "НОВОСЕЛЬЕ" - В ТУМАННОЙ ДЫМКЕ
      2024-09-09 10:15

      "Обещанного семь лет ждут" - пословица, означающая, что на быстрое решение вопроса рассчитывать не приходится. Но в случае с Ереванским Государственным театром пантомимы ничего идиоматического в этом выражении нет. Ровно семь лет он ждет, что ремонт полученного им здания завершится, и он обретет крышу над головой. Причем, последние два года государственный театр ждет, чтобы государство "за семь лет" завершило то, что можно сделать за месяц.

    • "ЛАКОТ" К ЮБИЛЕЮ СОСА САРКИСЯНА - ПРО ЛЮБОВЬ С ЛЮБОВЬЮ
      2024-09-07 10:07

      Про большую любовь... С большой любовью... С любовью, в которой дышит почва и судьба... С любовью, которая трепещет, обретает крылья, летает над зрительным залом, вовлекая в свое магическое поле всех. Театр "Амазгаин" готовится к премьере. К главной премьере сезона, посвященного 95-летию основателя театра, своего учителя, народного артиста СССР Соса САРКИСЯНА, имя которого носит театр. Здесь юбилей Мастера решили ознаменовать не вечером памяти, но рождением. Рождением спектакля "Лакот" ("Щенок") - по повести Соса Саркисяна. Спектакль про любовь как признание в любви.

    • КОГДА ВЛАСТИ ГОВОРЯТ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ЗНАЙ: ГДЕ-ТО ЧТО-ТО РАЗРУШАЮТ
      2024-09-06 09:55

      Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края...  Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • ФЕСТИВАЛЬ В АРТАШАТЕ - ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ
      2023-11-01 14:00

      Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!