Последние новости

60 ТЫСЯЧ КАДРОВ СТАРОГО ЕРЕВАНА

Серия его фотографий о старом Ереване - это тоска по иному времени с иными правилами жизни. Его фильм "Исчезающая память" - протест против градостроительного произвола, царящего в нашей столице уже более 20 лет. Это боль, ностальгия и возмущение, которые испытывают ереванцы все эти годы. Детство и юность фотожурналиста Айка БИАНДЖЯНА прошли в том добром, старом, уютном и очень колоритном Ереване, который мы потеряли. И поэтому 60 тыс. фотокадров, которые он собрал, иначе как уникальными и бесценными не назовешь.

МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ ВСТРЕТИТЬСЯ С АЙКОМ В РЕДАКЦИИ. Он чуть опоздал, потому что поднялся на крышу Дома печати сделать пару снимков. "Без работы не могу ни минуты, все время хочу снимать мой любимый Ереван, потому что каждый день мы теряем все больше..."

Айк - интеллигентный, эрудированный и очень интересный человек, беседуя с которым, мысленно переносишься в 70-80-е годы прошлого века.

- Откуда такая любовь к фотографии и такая привязанность к родному городу?

- Я родился в центре Еревана, на улице Закияна, в 1977 году. У меня было доброе, хорошее советское детство. Жил в доме дедушки и бабушки. Они водили меня гулять в детский парк имени Кирова, с ними я ходил на Крытый рынок. Помню неповторимую ауру этого рынка. Он был не только местом торговли, но и местом встреч, знакомств, общения. Любовь к старому привила бабушка. Помню и ее рассказы про их первый дом на улице Рачия Кочара, где семья жила до 70-х годов. Тогда все соседи по двору жили одной дружной семьей - вместе радовались и горевали. А сейчас даже родственники мало общаются друг с другом. А как интересно она описывала улицы Еревана, встречи с Ваграмом Папазяном, Ширазом, Фрунзиком Мкртчяном, Мартиросом Сарьяном и другими... Это, по рассказам бабушки, были очень приветливые, искренние и открытые, общительные люди. К сожалению, их в Ереване становится все меньше. Я застал лишь отзвуки этой эпохи. А потом решил, что пусть хотя бы на фотографиях прежний Ереван будет жить вечно.

- А когда ты сделал первый кадр?

- В 2003 году. Тогда под площадью Республики были обнаружены интересные артефакты. Я взял фотоаппарат и вместе с археологами весь день снимал там. Эти кадры потом попали на мою первую выставку. К сожалению, главный архитектор Еревана Нарек Саркисян распорядился прекратить исследования и засыпать ямы. Затем я снял дом по ул. Пушкина, 11. Когда-то там была частная клиника Арменака Меликяна, в 30-е - персидское консульство. Здесь же жил наш замечательный композитор Артемий Айвазян. Вот с этого и началось. А когда принялись уже массово бульдозером уничтожать историю Еревана, я твердо решил, что просто обязан снимать все.

- Разрушение старого Еревана не закончилось уничтожением памятников конца XIX - начала XX веков. Теперь подступились к советской архитектуре...

- Все это очень больно и стыдно. Гостиница "Севан", кинотеатр "Давид Сасунский", Дом молодежи, Крытый рынок... Я не знаю, до каких пор это будет продолжаться, до каких пор мы будем терпеть невежество и произвол!

- Расскажи о своей картине "Исчезающая память".

- Фильм состоит из нескольких фотоисторий, которые я находил в брошенных и полуразрушенных домах центра Еревана. Под видом демонтажа было уничтожено много уникальных построек на улице Бюзанда. Я попытался показать и судьбы тех ереванцев, чьи жилища угодили под бульдозер. Многие из них ушли из жизни, некоторые боролись, но проиграли. А посвятил я этот фильм дедушке и бабушке, благодаря которым так искренне полюбил Ереван. Пусть молодое поколение хотя бы посредством фотографий и фильмов узнает, как жили их предшественники, какой город мы имели и как его потеряли.

- Айк, а как, по-твоему, почему так произошло? Почему, к примеру, в Тбилиси смогли сохранить, пусть не полностью, свой старый город, а мы... Я уже не говорю о Париже, Риме и Праге...

- Армяне - народ-строитель. Но вот парадокс, мы одновременно и разрушаем. Я не могу однозначно ответить, почему это так. Я не представляю ереванца, который скажет, что не любит свой город. Но в то же время допускаем, чтобы уничтожали нашу историю. С нелегкой руки архитектора всех времен и народов Нарека Саркисяна сегодня намереваются перестраивать и площади Еревана.

- Но он же официально заявил, что всего лишь объявлен конкурс на концептуальные проекты и ничего пока трогать не будут. А еще добавил, что любая его идея и решения воспринимаются в штыки...

- Знаем мы все эти концептуальные проекты. Это так говорят, чтобы не было негативного общественного резонанса. Сколько раз власти города заверяли, что, к примеру, Крытый рынок сохранит свой облик, что больше старые здания разрушаться не будут. А что на деле! Неужели Нарек Саркисян думает, что ереванцы ему верят?!

- Айк, неужели ничего нельзя сделать, чтобы спасти положение?

- Я думаю, что многое, что мы потеряли, восстановить вряд ли удастся. Но остановить этот процесс можно и нужно. Недавно узнал и хорошую новость. Банк "Америа" приступает к ремонту двух своих зданий на площади Шаумяна. Они очень старые и ценные. Я, честно говоря, приятно удивился, когда узнал, как грамотно и профессионально подошло руководство банка к реставрации этих домов. Это единственный случай, когда на ограждении выставлены стенды, рассказывающие историю зданий, кто и когда построил, а также заверения нового владельца о том, что облики домов будут сохранены, а новый корпус появится сзади. Дай бог, чтобы владелец сдержал обещания и этот пример стал прецедентом.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЮМРИЙСКИЙ МАНИФЕСТ АНДРЕЯ ИВАНОВА
      2021-04-21 10:16
      1053

      16 апреля в Музее-институте архитектуры им.А.Таманяна состоялась презентация книги профессора Международной академии архитектуры Андрея ИВАНОВА "ГюмрИ: вернакуляр черного туфа". Она издана в издательстве "Коллаж" при поддержке Благотворительного фонда "Гюмри 20-25" Это базовая, фундаментальная и в первую очередь научная работа с элементами личного эмоционального подхода автора к материалу.

    • АМБАРЦУМ КАНДИЛЯН "ВЕРНУЛСЯ" НА РОДНУЮ КОЛЕЮ
      2021-04-14 10:32
      2521

      9 апреля в локомотивном депо Гюмри состоялась торжественная церемония сдачи в эксплуатацию именного электровоза компании "Южно-Кавказская железная дорога" "Амбарцум Кандилян". После 28-летнего перерыва бессменный руководитель Армянской железной дороги Амбарцум Кандилян вновь "вернулся" на свою родную колею. Это уже второй именной электровоз, названный в честь бывших начальников железной дороги Армении. Первым в 2013 году стал "Арарат Хримян".

    • ПЕРВОМУ В МИРЕ МУЗЕЮ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА 50 ЛЕТ
      2021-04-12 11:15
      2448

      Первому в мире  Музею детского творчества в прошлом году исполнилось 50 лет. Его основатели – искусствовед Генрих Игитян и его супруга Жанна Агамирян. Руководство музея во главе с нынешним директором Армине Игитян планировали организовать различные выставки, концерты, посвященные этой знаменательной дате. Но пандемия и война изменили все планы. Благодаря усилиям Армине вышел в свет сборник рисунков детей, воспитанников Национального центра эстетики.

    • КРОМЕ ПУСТЫХ ОБЕЩАНИЙ НИЧЕГО НЕ СЛЫШИМ
      2021-04-12 10:50
      2002

      9 апреля группа журналистов, направляющаяся на поезде в Гюмри, застряла на перегоне Агин - Баяндур. Железную дорогу перекрыли жители близлежащих сел, требующие возвращения пленных. Российский самолет накануне вечером должен был доставить в Ереван армянских военнопленных из Азербайджана, однако  на борту был только командующий российской миротворческой миссией в Нагорном Карабахе, генерал-лейтенант Рустам Мурадов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 100 ХРАМОВ - 100 ДВЕРЕЙ
      2021-01-07 10:49
      3205

      В большом зале Союза художников Армении прошла эксклюзивная фотовыставка-продажа "100 дверей", сбор от которой будет направлен на помощь социально необеспеченным семьям военнослужащих, погибших в ходе войны в Арцахе.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ К АРЦАХУ
      2020-11-15 10:48
      5078

      В Национальном центре эстетики Еревана открылась выставка работ известного фотографа Гагика АРУТЮНЯНА, озаглавленная "Бесконечное возвращение". Представленные экспонаты - а их отобрано 29 - сделаны автором в годы первой Карабахской войны и спустя немного времени после нее.

    • "АЛХИМИК" ИЗ ГЮМРИ АРМЕН ТЕР-МКРТЧЯН
      2020-09-17 11:38
      3940

      Фотограф Армен Тер-Мкртчян - один из самобытных мастеров, разрушивших своим творчеством представления о фотографии как о фиксации мгновения здесь и сейчас. Работающий в одной из старых техник - резинотипии, сегодня он входит в число редких специалистов мира, увлеченных этим видом альтернативной фотографии.

    • ХУДОЖНИКИ В ЗЕРКАЛЕ COVID-19
      2020-08-19 11:18
      4329

      Пандемия, карантин, изоляция, оторванность от мира и людей... Ситуация особенно тяжело сказалась на людях творческих профессий, для которых общение с внешним миром сродни живительному роднику. Пережив первую волну шока, художники, скульпторы, фотографы и деятели других видов изобразительного искусства стали осмыслять  единственно актуальную в разных уголках мира тему. Их творческий прорыв заметила известный фотограф Татев МНАЦАКАНЯН, решив собрать на единой площадке работы артистов разных художественных направлений.