Последние новости

АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ НЕОФЕОДАЛИЗМА

В номере "ГА" от 9 июля 2013 года была опубликована статья доктора архитектуры Мариетты ГАСПАРЯН "Площадь Шаумяна можно спасти". Статья вызвала широкий резонанс в социальных сетях, были звонки в редакцию, отзывы специалистов. "ГА" приводит всего три из них.

Карен БАЛЬЯН, профессор Международной академии архитектуры:

Варианты спасения

Площадь Шаумяна можно спасти, это верно, и в этом я целиком солидарен с моей уважаемой коллегой, доктором архитектуры Мариеттой Гаспарян.

Площадь Шаумяна можно спасти, если отказаться от практики ее деформировать.

ПЛОЩАДЬ ШАУМЯНА МОЖНО СПАСТИ, ОПРЕДЕЛИВ ДЕ-ЮРЕ И ДЕ-ФАКТО все пространство площади и отдельных зданий во временных границах ХХ столетия как памятник общенационального значения (взамен фактически и, видимо, юридически утратившего в отношении архитектурных зданий и ансамблей Еревана определения "памятник республиканского значения").

Площадь Шаумяна можно спасти, восстановив гостиницу "Севан", восстановив фасады и интерьеры всех построек на противоположной стороне, объявив конкурс на перестройку юго-западного угла, приоритетом которого будет ликвидация чужеродной гостиницы и восстановление бывшего здания городской Думы.

Площадь Шаумяна можно спасти, запретив дальнейшие изменения не только ее сохранившихся и восстановленных сооружений, но и ее силуэта.

После чего распространить этот принцип на все площади и ансамбли Еревана, в отношении которых допущены или предполагаются деформации.

Нуне ЧИЛИНГАРЯН, кандидат архитектуры, профессор, вице-президент Международного научного комитета ИКОМОС "Наследие XX века":

Искромсанные ансамбли площадей

В очередной раз терзаюсь вопросом "стоит ли?...", начиная писать о том, что уже давно, по крайней мере последние полтора десятка лет, кажется совершенно бессмысленным. Но и не сказать - невозможно. Невозможно лично для меня, потому, что эти полтора десятка лет -большая часть из тех двадцати двух, в течение которых я упорно пыталась донести до студентов единственного в Армении архитектурного вуза азы профессии, без которых непредставима работа зодчего, чем бы он ни занимался - проектированием маленького газетного киоска или реконструкцией большого архитектурного ансамбля...

АНСАМБЛЯ?.. ВОТ ОДНО ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПОНЯТИЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ, которое будет в очень скором будущем неприменимо для центра Еревана. Он стремительно превращается, в том числе "благодаря плодотворной деятельности" наших недавних учеников, в хаотичное нагромождение разнокалиберных бетонно-каменно-стеклянных "сооружений"... Значит, плохо учили? Вряд ли. Просто самые "умные " из них быстренько смекнули: хочешь процветать - забудь все, чему учили, все, что в течение более пяти тысячелетий выстрадали лучшие создатели лучших городов мира. Забудь и сделай то, что приказывают власть и деньги имущие. А их приказы не отличаются разнообразием: повыше, потолще, и чтоб блестело...

В числе забытых азов - "ансамбль улицы" и "ансамбль площади". Это - ключ к пониманию гениального замысла Таманяна, а также его предшественников - великих учителей, построивших Санкт-Петербург, реконструировавших Рим, Париж... Уж он-то знал точно, что улица - это не просто длинный проезд, занятый строениями с двух сторон, а площадь - это вовсе не пустая площадка, огражденная бог знает чем по периметру. Именно это будет нашей столицей в ближайшем будущем.

Не случайно "ансамбль" в переводе с французского означает "вместе". Вместе, а не каждый сам по себе. Ведь город - это аналог человеческого сообщества, где есть старшие, заслужившие право быть выше и говорить громче, и младшие, говорящие спокойно, достойно , но... вполголоса, чтоб не заглушать тех, кто важнее и на ком больше ответственности. Архитектурный "позвоночник" города, который мы почти потеряли, - это бывшая великолепная анфилада ансамблей: площадь Оперы - площадь Республики - площадь Шаумяна - площадь Мясникяна.

Осмелюсь сравнить его замысел с анфиладой центральных площадей Парижа, по которым, уверена, неоднократно дефилировали новейшие "законодатели" армянской архитектурной мысли. Главный диаметр малого центра древней французской столицы, важнейший парижский туристический маршрут (от площади Нации на востоке через площадь Бастилии, Согласия к площади Звезды на западной оконечности) сохранил свою ансамблевую целостность, несмотря, а, скорее всего, благодаря активной строительной деятельности в течение многих столетий. И только по одной причине: каждый последующий застройщик знал точно, как надо сохранять и подчеркивать уже существующие архитектурные акценты и обновлять их окружение. Говоря обычным языком, вновь входящий в семью понимал, где старший, как надо обращаться с младшими, и занимал отведенное ему место, не покушаясь на трон...

А ЧТО ИМЕЕМ МЫ? А КАК ЖЕ НАША ПАРАДНАЯ АНФИЛАДА? Пройдемся гордо от замусоренной объектами "элитного общепита" площади Оперы через Северный проспект (набор безвкусных претенциозных зданий- выскочек неизвестного назначения) к площади Республики, которая, судя по заданию недавно объявленного конкурса, будет успешно "модернизирована" и "адаптирована" в угоду тем же высокорослым плебейским домам-выскочкам, выглядывающим из-за спины.

Далее вдоль так же активно модернизирующейся с двух сторон оси парка дойдем до следующего "странного" пространства с пустой серединой , осиротевшим памятником и загадочным ограждением банка-новостройки. Да-да, именно это непонятное пространство образовалось там, где была старейшая ереванская площадь Соборная, позже: площадь Шаумяна.

Начало деградации и архитектурного упадка было положено строительством гостиницы "Конгресс" - жалкого любительского китча в духе "классик" на месте снесенного здания городской Думы Меграбова. Затем уничтожили еще одного архитектурного "аристократа" - гостиницу "Севан" Буниатяна. Без сомнения, в скором времени по обе стороны площади займут места новобуржуазные бетонные "плебеи" без роду и племени, сородичи высотных уродцев, натыканных по всему центру.

А дальше - конец анфилады, площадь Мясникяна. Памятник и здание мэрии недолго держали первенство архитектурного мастерства и высокого вкуса: быстро вырос и перерос главное городское здание "конкурент" по другую сторону бульвара. Вполне себе современного, "денежного" вида. И пусть кто-то переживает по поводу забытых понятий о пропорциональном соотношении доминантных и фоновых сооружений на площади...

Вот и вся анфилада центра... Искромсанный хребет, череда потерь, демонстрация скорой безоговорочной капитуляции истинно ценного, созданного аристократами духа, мысли, зодчества... Помните бессмертное: "Затворяйте ворота, нынче будет голытьба..."? Не успели затворить. Осталось взывать о пощаде.

Андрей ИВАНОВ, профессор Международной академии архитектуры, член совета по территориальному планированию и градостроительству Союза архитекторов России:

Феодализация без любви

Пожилой ереванский таксист сказал мне однажды, комментируя высящийся над городом "замок": "ну, чистый феодализм: князь в крепости за стеной, а подданные вокруг бегают". Просвещенные в Ереване таксисты...

В УДИВИТЕЛЬНО ДОБРОТНОЙ СТАТЬЕ МАРИЕТТЫ ГАСПАРЯН "Площадь Шаумяна можно спасти" помимо обстоятельного описания исторической и сегодняшней ситуации есть и еще один, существенный, на мой взгляд, момент: признание свершившейся феодализации городских отношений. Мы хотим сохранить попавший в частные руки (в феод) памятник архитектуры - и уже не можем уповать ни на закон, ни на власть, ни на общество - успех любого дела определяется исключительно благосклонностью феодала или его сюзерена. М.Гаспарян ведь не призывает уже никого спасать эти три последние подлинные исторические здания на площади Шаумяна, она всего лишь "просит о снисхождении" одного-единственного "благодетеля" - заказчика... Больше некого... Новое средневековье?

О феодализации экономики и политики в некоторых постсоветских странах уже писали. Но разве не то же происходит и с нашей городской жизнью? В Москве, где неизвестные феодалы рушат сейчас дом Волконского, в Ереване...

Новые феодалы захватывают все новые участки городской территории и получают на них как бы право безраздельного владения. Только сейчас, в отличие от исторического средневековья, эта собственность носит безусловный характер. Это в XI веке, как пишет Википедия, "если вассал по тем или иным причинам прекращал исполнять свои обязательства перед сеньором, сеньор имел право отобрать у вассала феод и передать его другому лицу". В XXI веке в наших городах вассал может феод купить и не просто возомнить себя, но действительно стать сеньором.

То же в архитектуре. Только здесь феодом иных архитекторов становится весь город - в отношении права творить с ним что угодно, опять-таки вне законов, писаных и неписаных правил, разъяснений специалистов.

Крытый рынок: на глазах всего города одним из неофеодалов уничтожается его символ. Никто не положил этому конец.

Так же, видимо, будет и с остатком площади Шаумяна.

И потому - Мариетта Гаспарян, наверное, права, - одна надежда - на просвещение феодалов. Вот только читают ли они "Голос Армении"?

КАК ПОКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЯ, ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРИДЕТ, ТАК ИЛИ ИНАЧЕ. Но то, что наступит она слишком поздно для уничтожаемого на наших глазах подлинного старого Еревана, становится все яснее. И все же. Я понимаю, что мне не объяснить ценность обшарпанной двери среднего знания (дома С.Тиграняна), видевшей Чаренца... Но, вспоминая фото великолепного главного зала Сельхозбанка, я НЕ ПОНИМАЮ, как его новый владелец мог не полюбить этот зал и согласиться на его снос. Одно только сохранение этого интерьера могло бы прославить его имя в веках. Как, скажем, Лоренцо Медичи. Тоже был феодал.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГНЕЗДО ЧЕРНОГО ГРИФА В ВАЙОЦ ДЗОРЕ
      2024-04-12 09:42

      Во время работ, проводимых армянским филиалом Немецкого союза охраны природы (NABU) в рамках программы "Исследование и сохранение хищных птиц в Армении" в Вайоцдзорском марзе обнаружено гнездо черного грифа, сообщает пресс-служба NABU. "Подобный случай в этом марзе был описан всего один раз в Красной книге 1987 года, однако ссылки на гнездование нет", - говорится в сообщении.

    • ВОСКЕПАР ГОТОВ СТОЯТЬ ДО КОНЦА!
      2024-04-11 11:16

      Власти Армении объявили о возможном начале процесса делимитации и демаркации границы между Тавушским марзом страны и Азербайджаном. Недавно на встрече с жителями села Воскепар премьер-министр Никол Пашинян заявил о возможной передаче Баку четырех неанклавных сел. Жители прилегающих к ним населенных пунктов бьют тревогу и говорят об угрозе этнических чисток со стороны Баку.  Корреспондент "ГА" побывал на приграничных территориях и побеседовал с жителями Воскепара.

    • ХРАМ В ВОСКЕПАРЕ – ВОРОТА РОДИНЫ
      2024-04-11 10:16

      7 апреля Армянская Апостольская Церковь отметила праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Церемония прошла и в церкви Святой Богородицы в героическом Воскепаре. "Это село стало символом борьбы и победы, а храм свидетельствует о Божьем покровительстве, защите и символом воскрешения жизни",- сказал во время литургии предводитель Тавушской епархии ААЦ, епископ Баграт Галстанян.

    • 100 ПРОЕКТОВ АРМЯНСКОГО МОДЕРНИЗМА
      2024-04-10 10:25

      В Национальном музее архитектуры имени А. Таманяна открылась выставка под названием "Армянский модернизм". На ней представлены 100 уникальных проектов, эскизов и макетов лучших представителей одного и самых интересных архитектурных направлений.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ИЗ МОСКВЫ С ДВУМЯ ГРАН-ПРИ
      2022-10-18 11:18

      Второе воскресенье октября в Армении считается днем ее столицы – города Еревана, который долгие годы праздновался в рамках проекта «Ереван – Эребуни». В этом году праздник не состоялся: ситуация вокруг Армении и в мире тревожная.

    • «СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ»: СВЕРХУ И СНИЗУ (Видео)
      2022-10-12 09:36

      В Европе стартует показ нового документального фильма об Армении и Арцахе «Армения Сакра» (Armenia terra sacra), 65-минутный документальный фильм французско-армянского режиссера Нарека Восканяна, будет показан в Париже и других городах Европы в ближайшее время. Фильм является вторым полнометражным документальным фильмом режиссера после «Сокровищ Армении». Принимаются любые предложения, связанные с показом фильма...

    • КНИГА-АЛЬБОМ О ДАДИВАНКЕ ПРЕДСТАВЛЕНА В ИТАЛИИ
      2022-03-04 09:55

      На днях широкие круги итальянской общественности получили возможность познакомиться с одной из жемчужин армянского средневекового зодчества – монастырем Дадиванк и его знаменитыми фресками. Произошло это в итальянской провинции Беллуно, где в музее замка Палаццо Фульчис (Palazzo Fulcis) двое самоотверженных специалистов – архитектор-реставратор Ара Зарян и художник-реставратор Кристин Ламуре организовали презентацию авторской книги-альбома «Монастырь Дади – Дадиванк: консервационная реставрация фресок 1297 г. в церкви Катогике, построенной в 1214 г.».

    • ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА ТРЕБУЕТСЯ КОНКРЕТНАЯ РАБОТА
      2022-02-24 10:17

      В последнее время, в связи с поступающей информацией о возможном визите экспертов ЮНЕСКО, а также известным заявлением министра культуры Азербайджана, тема защиты культурного наследия на оккупированных территориях Республики Арцах вновь чрезвычайно актуализировалась. Со всех сторон раздаются требования предпринять соответствующие меры для защиты культурного наследия и предотвращения культурного геноцида. Мы же попытаемся в настоящей статье в этом контексте рассмотреть вопрос о том, что именно мы можем и должны сделать, какая подготовительная работа должна быть проведена и как необходимо реагировать на существующие вызовы.