"АРЦВАБЕРД" ПРОЗВУЧИТ ПОД НЕБЕСАМИ ШУШИ
Известный армянский композитор советской эпохи Андрей Бабаев прожил недолгую, но творчески насыщенную жизнь. Талантливому музыканту было чуть меньше 41 года, когда он покинул сей мир, однако к тому времени он уже обрел славу одного из самобытных авторов второй половины ХХ века. Его эстрадные произведения и музыка к кинофильмам до сих пор на слуху представителей старшего поколения, а монументальные оперы являются важной частью культурного наследия армянского народа.
ОДНИМ ИЗ КРАСИВЕЙШИХ СОЧИНЕНИЙ АНДРЕЯ БАБАЕВА СЧИТАЕТСЯ ОПЕРА "АРЦВАБЕРД" ("Орлиная крепость"), поставленная не только в Армении, где долгие годы не сходила со сцены Академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова, но и вошедшая в репертуар оперных театров многих городов России. Уроженец села Мсмна Мартунинского района Нагорного Карабаха Андрей Бабаев мечтал услышать свою оперу на арцахской сцене, но так и не привелось. Его мечте суждено сбыться совсем скоро: 1 сентября, накануне Дня независимости НКР, у здания знаменитого Реального училища Шуши состоится арцахская премьера оперы Бабаева "Арцваберд".
В спектакле, на который съедутся любители оперного искусства, поклонники творчества Бабаева, многие из которых знают наизусть популярные арии из оперы "Арцваберд", участвуют лучшие оперные певцы Армении, Государственный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна, Государственный камерный хор "Овер", актеры Государственного театра пантомимы, государственные хоры НКР, Карабахский государственный ансамбль танца. Художественным руководителем проекта, осуществляемого под патронатом первой леди страны Риты Саргсян, является Сарина Автандилян.
Постановка оперы "Арцваберд" в Арцахе оказалась большой неожиданностью и приятным сюрпризом для проживающей в Москве семьи композитора. Как отметили в своем приветствии супруга Андрея Бабаева Сильва Атанесовна, дочь Зара Андреевна и внук Андрей Альбертович, в предстоящем событии есть некая символика. "Мы счастливы, что "Арцваберд" наконец прозвучит в Шуши в связи с двумя важными датами – 90-летием Андрея Бабаева и Днем независимости Арцаха. Мы благодарим организаторов и желаем успеха всем участникам прекрасного спектакля, осуществленного на родине композитора".
АНДРЕЙ БАБАЕВ С РАННЕГО ДЕТСТВА ОТЛИЧАЛСЯ НЕЗАУРЯДНЫМ ТАЛАНТОМ, тягой к музыке и народным инструментам, в частности, к армянскому тару. Ему было 10 лет, когда семья переехала в Баку, где он поступил в музыкальное училище в класс тара, по окончании которого вновь подал документы в то же учебное заведение на композиторское отделение. Особое природное дарование юного музыканта, исполнительское мастерство отличали его от сверстников, что привело его в Бакинскую консерваторию, затем в Москву, где он продолжил учебу в Государственной консерватории им. Чайковского на композиторском отделении в классе замечательного композитора Юрия Шапорина.
Андрей Бабаев за короткий срок обрел популярность благодаря мелодичным песням, созданным им в эстрадном жанре, но лишь этим не ограничился. Перу композитора принадлежит опера "Багдасар ахпар", симфонии, кантаты, камерно-инструментальные произведения, фортепианные трио, музыка к кинофильмам и театральным постановкам, а также ряд произведений для эстрадных ансамблей и ансамблей народных инструментов. Он обработал удивительно большое количество народных армянских песен, а также фольклорных мелодий других народов - таджикских, туркменских, индийских, вьетнамских...
Оперу "Арцваберд" композитор написал в 1957г. Перед началом работы над этим произведением он специально приезжает в Ереван для изучения творчества Комитаса, Романоса Меликяна, Армена Тиграняна, Александра Спендиарова. Опера была создана за короткий срок – практически за несколько месяцев. Авторами либретто выступили Завен Варданян и Гурген Борян по новелле Наири Заряна "Ацаван". В тот же год 3 ноября в Ереване на сцене Академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова состоялась премьера оперы. Большую роль в создании и первой постановке оперы сыграл видный дирижер, художественный руководитель и главный дирижер Театра оперы и балета имени Спендиарова Микаэл Тавризян. Бабаев прислушивался к его советам с большим вниманием. Дирижировал первым спектаклем молодой талантливый музыкант Юрий Давтян, который, работая под непосредственным руководством Тавризяна, сумел раскрыть художественные ценности оперы, когда неожиданно - за несколько дней до премьеры "Арцваберда" - ушел из жизни Тавризян.
Основываясь на традиции армянской классической оперы, Бабаев создал оперу, полную лиризма, чувственности и национального музыкального колорита. Богатейшая песенность тем пронизывает оперу от начала и до конца. Автор вселил в свое монументальное произведение национальный дух, приблизившись к армянскому фольклору. "Арцваберд" унаследовал мелодичность и симфонизм двух важнейших армянских опер - "Ануш" А.Тиграняна и "Алмаст" А.Спениарова. В основе оперы - идея торжества справедливости и добра над злом. Сюжет "Арцваберда" построен на истории любви Рубена и Маро. Композитор раскрывает внутренний мир героев, возвышенность и чистоту положительных персонажей, с одной стороны, злость и неизбежную гибель врагов, с другой. Опере присуща яркая напевность. Используя элементы армянского народного творчества – мелодические, ритмические и ладовые, Андрей Бабаев стремился максимально приблизить национально-самобытные формы музыки к классическим оперным формам.
НЫНЕШНЯЯ ПОСТАНОВКА ОПЕРЫ "АРЦВАБЕРД" - ПОЭТИКО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС в историю армянского народа, попытка показать основные вехи в жизни нации через призму конкретной жизненной истории посредством символических обобщений. Несмотря на то что опера создана в определенную эпоху, она воспевает общечеловеческие ценности - любовь, патриотизм, веру в будущее. Это история о борьбе светлого и темного, нового и старого и о неизбежной победе добра и справедливости. Партитура пронизана дыханием народной музыки. В спектакле заняты Ованнес Айвазян, Рубен Бавеян, Ирина Закиян, Нарине Ананикян, Айк Тигранян, Ованнес Нерсисян, Карен Мкртчян, Нанар Шаграманян, Перч Каразян, Ованнес Андреасян.
Создатели внесли в оперу свежее дыхание оригинальной задумкой выбрать в качестве места постановки здание Реального училища Шуши – этого уникального архитектурного сооружения, возведенного в начале XIX в. на капитал потомственного почетного гражданина Шуши Григория Арафелова. Здание включено в список исторических памятников НКР и охраняется Министерством культуры НКР. Здесь под открытым небом и прозвучит опера Андрея Бабаева. "Для меня постановка оперы "Арцаберд" в Арцахе – своего рода молитва", - говорит художественный руководитель проекта Сарина Автандилян. Уверена, что и слушатель, который побывает на премьере "Арцваберда" в городе-крепости Шуши, окажется во власти прекрасной музыки талантливого композитора, достойного сына Арцахской земли Андрея Бабаева.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-01-10 10:26
23 юных музыканта из Арцаха получат профессиональное образование в сфере классической музыки. Это стало возможным благодаря образовательной программе «Родился в Арцахе», которая в конце декабря прошлого года подвела окончательный итог в рамках конкурсных слушаний, остановив выбор на самых одаренных мальчиках и девочках в возрасте от 8 лет до 21 года.
-
2025-01-09 09:25
В издательстве Ереванского государственного университета (ЕГУ) вышла в свет книга «Политика продолжения Геноцида в Смирне», предназначенная для геноцидологов, востоковедов, историков и широкого круга читателей, заинтересованных темой массового уничтожения армян и греков в первой четверти ХХ века. Автор книги - старший научный сотрудник Музея-института Геноцида армян (МИГА), специалист по международным отношениям, геноцидолог, кандидат исторических наук Тегмине МАРТОЯН. Презентация состоялась в конце декабря в конференц-зале МИГА в присутствии директора МИГА Эдиты Гзоян, его сотрудников, представителей ЕГУ, гостей из Ливана – представителя Конгрегации мхитаристов, дьякона Арутюна Арбояна и ответственной, бухгалтера армянского Дома престарелых Майды Антонян, а также потомков армян, спасшихся от Геноцида в Смирне. Собравшихся приветствовала Эдита Гзоян.
-
2025-01-08 09:52
Музей истории Армении вновь порадовал посетителей новой экспозицией, открывшейся в конце декабря и посвященной одной из славных страниц в истории армянского народа – Киликийской Армении. Выставка названа «Киликийское армянское царство: волею Бога» и представлена хоть и не очень большим числом экспонатов, но представляющим значительный интерес, что позволяет проследить за процессом становления Киликийского царства, создания армянской государственности и ее развития.
-
2025-01-07 10:31
Минувший год для Трио имени Хачатуряна прошел под знаком юбилея и подвел итог многогранной творческой деятельности, которую этот прославленный коллектив разворачивает на музыкальной арене мира уже 25 лет. Стартовав весной гастролями в Китае, год плавно перешел в «армянский период» жизни трио, когда его неизменный состав музыкантов Армине Григорян (фортепиано), Карэн Шахгалдян (скрипка) и Карен Кочарян (виолончель) выступал с концертами на родине – в Ереване и регионах.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-07-23 09:42
"Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением". "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.
-
2024-05-23 10:39
Для внесения вопроса об импичменте в повестку парламента оппозиционным фракциям не хватает одного голоса. С 12 мая в обращение запущены слухи о том, что покинувший фракцию "Честь имею" Ишхан Закарян мог бы подписать соответствующий документ. После его общения с архиепископом Багратом Галстаняном оппозиция не исключает подобное развитие ситуации. В связи с этим мы решили напомнить читателям самые яркие эпизоды карьеры этого политического персонажа.