Последние новости

ЦЕНУ СМЕРТИ СПРОСИ У ЖИВЫХ

Да, пожалуй, именно так - цену смерти спроси у живых... А еще спроси, в чем смысл обреченного геройства, и как и во имя чего жить, если геройство ничего не изменило, кажется, оказалось бессмысленным...

 "Только обреченное геройство и становится настоящим героизмом и дает надежду, заставляет искать новые смыслы", - отвечает на это новосозданный независимый театр "Шунч" ("Дыхание"), показавший свою первую большую премьеру, спектакль "Зуд войны".

 Сцена из спектакля 'Зуд войны'СЛЕДУЕТ ПРИЗНАТЬ, ЧТО АРГУМЕНТ В ПОЛЬЗУ "ИДТИ НА ПРЕМЬЕРУ" БЫЛ ЕДИНСТВЕННЫЙ - родилась новая независимая театральная труппа. Что до собственно спектакля, ничего, кроме сильных сомнений, он не вызывал - "о войне сразу после войны - это конъюнктура и стремление выжать слезу, а с учетом того, что труппа свободная и ей надо зарабатывать - это тройная конъюнктура". Так вот, забегая вперед, скажем, что все стандартные "рассуждения на тему" оказались мимо - успех спектакля был честным и настоящим, как и сама постановка, и измерялся он не овациями и криками "браво!", которые, конечно же, наличествовали, а той звенящей, намагниченной тишиной, в которой зритель его смотрел и слушал.

На постановку создатели театра "Шунч", теперь уже бывшая звезда ТЮЗ-а Самвел Даниелян и молодой актер Сейран Мовсисян пригласили друга и коллегу, актрису и режиссера Шушан Казарян.

"Мы долго обсуждали, чем открывать новый театр. Естественно, было понятно, что пьеса должна быть очень созвучна душе и сердцу зрителя - вызывать и эмоции, и боль, и воодушевление. А как бы страшно ни было это констатировать, такая тема - это сегодня тема войны. С другой стороны, нам точно не хотелось, чтобы это были батальные сцены и закрывание телом амбразуры. Опять же после долгих дискуссий с драматургами, мы решили, что это будет пьеса о семье, в которой каждый своей историей, своей драмой выразит любовь к Родине. Нарек предложил название, под которое строилась фабула. В результате получилась негромкая, камерная пьеса, написанная языком, понятным сегодняшнему зрителю - в ней есть темы, радующие и возмущающие, неожиданные и пытающиеся дать ответ на те сомнения, которые есть в каждом из нас", - говорит режиссер спектакля Шушан Казарян.

В результате получилась пьеса такого качества, которого современная армянская сцена давно не заполучала. Армине Бояджян и Нареку Манучаряну удалось не просто сложить историю из очень личных, лишенных всякой плакатности историй. В этих сценах и диалогах нет предсказуемых призывов любить и защищать Родину. Здесь вообще нет призывов. Здесь есть приближенная к зрителю так, что не продохнуть, вивисекция души того, кого завтра, быть может, ждет смерть. Ясное осознание этой фатальной перспективы - изначальная заданность "Зуда войны", как и осознание и осознанность вообще. Здесь патриотизм и готовность отдать за Родину жизнь - не инстинкт и не рефлексия. Это сознательная мысль - мысль как эмоция и поступок, осознанная мысль, заставляющая победить свои страхи, свои сомнения, самого себя. Наконец, эта мысль заразительна - достаточно было увидеть, с каким напряженным вниманием следит за ее развитием зритель, включаясь в ее логику.

 Сцена из спектакля 'Зуд войны'"У НАС ТОЖЕ БЫЛ СВОЙ СТРАХ. ОБРАЩАТЬСЯ К ЭТОЙ ТЕМЕ ОЧЕНЬ СТРАШНО. Мы старались с огромной осторожностью относиться к каждой фразе, чтобы, не приведи Господь, никакая мелочь не оскорбила сидящего в зале человека, прошедшего войну, или мать солдата. А в последние дни у меня был не страх даже, а настоящая паника. После потери Арцаха... Люди все потеряли, а ты призываешь - идите и защищайте!.. У нас даже была мысль все отменить. Но именно после последних трагических событий вдруг оказалась, что продажа билетов просто взлетела - а публика знала, на что идет. Так что, у нас просто не осталось выбора," - рассказывает Шушан Казарян.

А еще режиссер уверена, что залог успеха любого спектакля - это точная актерская работа. В этом спектакле, где мало театральности и много психологизма, она стала абсолютной доминантой. Вообще, Армине Бояджян, одна из соавторов пьесы - любимая ученица Рубена Овсепяна, так что неудивительно, что "Зуд войны" больше похож на киносценарий, чем на театральную пьесу. Кинематографическая достоверность - этого добивалась и добилась от актеров Шушан Казарян.

...Война была не завтра - она была через час. 60 минут - прежде чем уже прошедший две войны полковник и двое его сыновей снова отправятся на передовую. 60 минут - и мать и жена снова останется одна, чтобы ждать и молиться. За эти 60 минут актеры театра "Шунч" прогоняют зрителя сквозь целую гамму чувств и мыслей, буквально заставляя встать на место своих персонажей...

"Есть такая профессия - Родину защищать", - из такого теста сделан герой Самвела Даниеляна. Но сам актер, умный и тонкий, даже не пытался играть корневого фидаина-патриота - в нем не было угара и было много идущих от опыта тревожных предчувствий. В его тихом голосе рождалось то, что не опишешь и почти не сыграешь - хриплый ад страха, ярость, скрежет зубов, с которым надо бороться за Родину и родных, и сознательная уверенность в том, что иного не дано. На контрасте с ним Сейран Мовсисян, Айк, весь - молодой порыв, жажда минутой раньше оказаться среди товарищей по оружию, уверенность, что если стоять живым заслоном, то обязательно выстоишь... На долю Саши Сукиасяна выпала роль сложная и нетривиальная. Его Давида Апрельская война не только надолго усадила в инвалидное кресло. Ошибка, за которую было заплачено слишком дорогой ценой. Его агрессия, напоминающая цинизм его личная правда - это невозможность что-либо изменить, искупить собственную вину...

 "Я понимаю и оправдываю каждого из этих героев", - говорит режиссер спектакля. Именно способность актеров понять и оправдать каждого из героев сделала их такими живыми и настоящими.

 Сцена из спектакля 'Зуд войны' Но мы ничего не сказали о Сирануш Лазян в роли жены солдата и матери солдата. Именно глядя на эту тонкую, красивую женщину, сжатую, как пружина, и лишь иногда выплескивающую эмоции, понимаешь, почему, несмотря на все противоречия, в этой семье умеют так любить - не только Родину, но друг друга. Она никого не пытается удержать от поездки на фронт - она пытается удержать каждого от нелюбви. И когда мужчины уйдут, долго (по сценическим меркам, казалось бы, непозволительно долго) будет стоять перед закрывшейся дверью окаменевшая женская фигура на фоне колеблющегося занавеса. Этот дышащий тревогой и становящийся парусом надежды белый занавес стал основной эмблемой спектакля...

КАЖЕТСЯ, ЭТО И ЕСТЬ ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ. ВЕРНУТСЯ ЛИ МУЖЧИНЫ ДОМОЙ? Это может лишь додумывать зритель.

"По ходу работы у нас постоянно были сомнения - кто из них должен вернуться? - признается Шушан Казарян. - Скажу честно, у нас даже была версия, согласно которой никто не возвращался. Но на одном из последних прогонов мы играли именно в этой трактовке, и на нем присутствовала моя сестра, актриса Татев Казарян. Она просто на стенку полезла - "Вы что, хотите совсем доконать этот народ! Хоть какая-то надежда должна оставаться?!". И я с ней согласилась - потому что в итоге наш спектакль именно об этой надежде".

 Так уж вышло, в ночь после премьеры "Зуд войны" выехал в Испанию, а затем во Францию, где будет показан в Барселоне и Лионе для наших соотечественников.

 Когда после недолгого отсутствия спектакль вернется, на него стоит сходить. Не только ради театрального удовольствия посмотреть классную пьесу в крепком актерском исполнении. Но ради того, чтобы вместе с его героями, возможно, суметь прийти к заключению, что бороться за Родину - это не только основной инстинкт, который, как оказалось, не у каждого работает. Это осознанная мысль, заставляющая победить свои страхи, свои сомнения, самого себя.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.  

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.

    • ГАСТРОЛИ "КАНАРЕЙКИ" – ПРИЕМ, ДОСТОЙНЫЙ КАЛЛАС
      2024-04-10 10:10

      "Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.