Последние новости

ЦЕНУ СМЕРТИ СПРОСИ У ЖИВЫХ

Да, пожалуй, именно так - цену смерти спроси у живых... А еще спроси, в чем смысл обреченного геройства, и как и во имя чего жить, если геройство ничего не изменило, кажется, оказалось бессмысленным...

 "Только обреченное геройство и становится настоящим героизмом и дает надежду, заставляет искать новые смыслы", - отвечает на это новосозданный независимый театр "Шунч" ("Дыхание"), показавший свою первую большую премьеру, спектакль "Зуд войны".

 Сцена из спектакля 'Зуд войны'СЛЕДУЕТ ПРИЗНАТЬ, ЧТО АРГУМЕНТ В ПОЛЬЗУ "ИДТИ НА ПРЕМЬЕРУ" БЫЛ ЕДИНСТВЕННЫЙ - родилась новая независимая театральная труппа. Что до собственно спектакля, ничего, кроме сильных сомнений, он не вызывал - "о войне сразу после войны - это конъюнктура и стремление выжать слезу, а с учетом того, что труппа свободная и ей надо зарабатывать - это тройная конъюнктура". Так вот, забегая вперед, скажем, что все стандартные "рассуждения на тему" оказались мимо - успех спектакля был честным и настоящим, как и сама постановка, и измерялся он не овациями и криками "браво!", которые, конечно же, наличествовали, а той звенящей, намагниченной тишиной, в которой зритель его смотрел и слушал.

На постановку создатели театра "Шунч", теперь уже бывшая звезда ТЮЗ-а Самвел Даниелян и молодой актер Сейран Мовсисян пригласили друга и коллегу, актрису и режиссера Шушан Казарян.

"Мы долго обсуждали, чем открывать новый театр. Естественно, было понятно, что пьеса должна быть очень созвучна душе и сердцу зрителя - вызывать и эмоции, и боль, и воодушевление. А как бы страшно ни было это констатировать, такая тема - это сегодня тема войны. С другой стороны, нам точно не хотелось, чтобы это были батальные сцены и закрывание телом амбразуры. Опять же после долгих дискуссий с драматургами, мы решили, что это будет пьеса о семье, в которой каждый своей историей, своей драмой выразит любовь к Родине. Нарек предложил название, под которое строилась фабула. В результате получилась негромкая, камерная пьеса, написанная языком, понятным сегодняшнему зрителю - в ней есть темы, радующие и возмущающие, неожиданные и пытающиеся дать ответ на те сомнения, которые есть в каждом из нас", - говорит режиссер спектакля Шушан Казарян.

В результате получилась пьеса такого качества, которого современная армянская сцена давно не заполучала. Армине Бояджян и Нареку Манучаряну удалось не просто сложить историю из очень личных, лишенных всякой плакатности историй. В этих сценах и диалогах нет предсказуемых призывов любить и защищать Родину. Здесь вообще нет призывов. Здесь есть приближенная к зрителю так, что не продохнуть, вивисекция души того, кого завтра, быть может, ждет смерть. Ясное осознание этой фатальной перспективы - изначальная заданность "Зуда войны", как и осознание и осознанность вообще. Здесь патриотизм и готовность отдать за Родину жизнь - не инстинкт и не рефлексия. Это сознательная мысль - мысль как эмоция и поступок, осознанная мысль, заставляющая победить свои страхи, свои сомнения, самого себя. Наконец, эта мысль заразительна - достаточно было увидеть, с каким напряженным вниманием следит за ее развитием зритель, включаясь в ее логику.

 Сцена из спектакля 'Зуд войны'"У НАС ТОЖЕ БЫЛ СВОЙ СТРАХ. ОБРАЩАТЬСЯ К ЭТОЙ ТЕМЕ ОЧЕНЬ СТРАШНО. Мы старались с огромной осторожностью относиться к каждой фразе, чтобы, не приведи Господь, никакая мелочь не оскорбила сидящего в зале человека, прошедшего войну, или мать солдата. А в последние дни у меня был не страх даже, а настоящая паника. После потери Арцаха... Люди все потеряли, а ты призываешь - идите и защищайте!.. У нас даже была мысль все отменить. Но именно после последних трагических событий вдруг оказалась, что продажа билетов просто взлетела - а публика знала, на что идет. Так что, у нас просто не осталось выбора," - рассказывает Шушан Казарян.

А еще режиссер уверена, что залог успеха любого спектакля - это точная актерская работа. В этом спектакле, где мало театральности и много психологизма, она стала абсолютной доминантой. Вообще, Армине Бояджян, одна из соавторов пьесы - любимая ученица Рубена Овсепяна, так что неудивительно, что "Зуд войны" больше похож на киносценарий, чем на театральную пьесу. Кинематографическая достоверность - этого добивалась и добилась от актеров Шушан Казарян.

...Война была не завтра - она была через час. 60 минут - прежде чем уже прошедший две войны полковник и двое его сыновей снова отправятся на передовую. 60 минут - и мать и жена снова останется одна, чтобы ждать и молиться. За эти 60 минут актеры театра "Шунч" прогоняют зрителя сквозь целую гамму чувств и мыслей, буквально заставляя встать на место своих персонажей...

"Есть такая профессия - Родину защищать", - из такого теста сделан герой Самвела Даниеляна. Но сам актер, умный и тонкий, даже не пытался играть корневого фидаина-патриота - в нем не было угара и было много идущих от опыта тревожных предчувствий. В его тихом голосе рождалось то, что не опишешь и почти не сыграешь - хриплый ад страха, ярость, скрежет зубов, с которым надо бороться за Родину и родных, и сознательная уверенность в том, что иного не дано. На контрасте с ним Сейран Мовсисян, Айк, весь - молодой порыв, жажда минутой раньше оказаться среди товарищей по оружию, уверенность, что если стоять живым заслоном, то обязательно выстоишь... На долю Саши Сукиасяна выпала роль сложная и нетривиальная. Его Давида Апрельская война не только надолго усадила в инвалидное кресло. Ошибка, за которую было заплачено слишком дорогой ценой. Его агрессия, напоминающая цинизм его личная правда - это невозможность что-либо изменить, искупить собственную вину...

 "Я понимаю и оправдываю каждого из этих героев", - говорит режиссер спектакля. Именно способность актеров понять и оправдать каждого из героев сделала их такими живыми и настоящими.

 Сцена из спектакля 'Зуд войны' Но мы ничего не сказали о Сирануш Лазян в роли жены солдата и матери солдата. Именно глядя на эту тонкую, красивую женщину, сжатую, как пружина, и лишь иногда выплескивающую эмоции, понимаешь, почему, несмотря на все противоречия, в этой семье умеют так любить - не только Родину, но друг друга. Она никого не пытается удержать от поездки на фронт - она пытается удержать каждого от нелюбви. И когда мужчины уйдут, долго (по сценическим меркам, казалось бы, непозволительно долго) будет стоять перед закрывшейся дверью окаменевшая женская фигура на фоне колеблющегося занавеса. Этот дышащий тревогой и становящийся парусом надежды белый занавес стал основной эмблемой спектакля...

КАЖЕТСЯ, ЭТО И ЕСТЬ ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ. ВЕРНУТСЯ ЛИ МУЖЧИНЫ ДОМОЙ? Это может лишь додумывать зритель.

"По ходу работы у нас постоянно были сомнения - кто из них должен вернуться? - признается Шушан Казарян. - Скажу честно, у нас даже была версия, согласно которой никто не возвращался. Но на одном из последних прогонов мы играли именно в этой трактовке, и на нем присутствовала моя сестра, актриса Татев Казарян. Она просто на стенку полезла - "Вы что, хотите совсем доконать этот народ! Хоть какая-то надежда должна оставаться?!". И я с ней согласилась - потому что в итоге наш спектакль именно об этой надежде".

 Так уж вышло, в ночь после премьеры "Зуд войны" выехал в Испанию, а затем во Францию, где будет показан в Барселоне и Лионе для наших соотечественников.

 Когда после недолгого отсутствия спектакль вернется, на него стоит сходить. Не только ради театрального удовольствия посмотреть классную пьесу в крепком актерском исполнении. Но ради того, чтобы вместе с его героями, возможно, суметь прийти к заключению, что бороться за Родину - это не только основной инстинкт, который, как оказалось, не у каждого работает. Это осознанная мысль, заставляющая победить свои страхи, свои сомнения, самого себя.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    • "ЗОЛОТО ИЗ МУСОРА" - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МУСОР ИЗ ЗОЛОТА
      2024-10-14 10:00

      Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал...  Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.