Последние новости

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ЭКСПОНАТ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ЕРЕВАНА

На днях Музей истории города Еревана пополнился еще одним экспонатом – таманяновским генеральным планом строительства нашей столицы, «переизданным» в новой версии и предназначенным для посетителей, имеющих проблемы со зрением. Новый, инклюзивный образец генплана размещен рядом с оригиналом и включен в постоянную экспозицию музея.

НЕОБЫЧНЫЙ ЭКСПОНАТ УДАЛОСЬ ПОЛУЧИТЬ БЛАГОДАРЯ ПРОЕКТУ «ГОВОРЯЩИЕ ПОЛОТНА», проводимому культурной общественной организацией «Сарер» во главе с Эрной Ревазовой. Летом прошлого года организация презентовала результат своей первой работы на данном поприще, передав в Национальную галерею Армении особые копии пяти известных полотен знаменитых армянских художников, предназначенные для лиц с проблемами зрения. Это картины «Севанская Богородица» (ХVII в., неизвестный художник), «Армения» Мартироса Сарьяна, «Хлеб в горах» Григора Ханджяна, «Хноци» («Маслобойка») Минаса Аветисяна и «Комитас. Последняя ночь» Саргиса Мурадяна. Все они обладают особой рельефностью, полученной при помощи специального гипоаллергенного пластика. Проводя рукой по поверхности картины, инклюзивные посетители могут ощутить детали изображенных персонажей, объектов природы, предметов быта и т.д., преобразовать их в мыслительные образы и восстановить в воображении. Картины-копии дополнены тифлокомментариями и информативными табличками на алфавите Брайля, а также аудиогидом в исполнении известных актеров, дающих краткое описание полотна.

Проект был продолжен и после создания инклюзивных картин-копий. Ведь, как считает Эрна Ревазова, приобщение людей, имеющих проблемы со зрением, к высокому искусству важно не только с образовательной и эстетической, но и психологической стороны, так как позволяет им справиться с разными проблемами, продиктованными физическим недугом, преодолеть стереотипы и сделать шаг к духовному обогащению.

«Цель нашего проекта - привлечь слабовидящих и слепых жителей Армении, а также зарубежных гостей с подобными проблемами к искусству через ощущения. Все мы знаем, что в музеях и галереях запрещено прикасаться к экспонатам, но ведь люди с проблемным зрением «видят» именно через осязание, - отметила Эрна Ревазова. - Целевая группа проекта «Говорящие полотна» - все имеющие проблемы со зрением вне зависимости от возраста. Мы намерены дать им возможность получить представление о произведениях искусства через прикосновение, звук, голос. Наш выдающийся поэт Егише Чаренц выразился об Александре Таманяне, чей генплан Еревана в инклюзивной версии мы презентуем сейчас, очень ярко и красочно: «Он увидел солнечный город...» Мы также хотели, чтобы наши слабовидящие или вообще не видящие сограждане смогли «увидеть» Ереван глазами Таманяна и ощутить солнечность столицы нашей страны».

Совет народных комиссаров СССР утвердил разработанный Александром Таманяном генеральный план реконструкции Еревана 3 апреля 1924 г., однако данный градостроительный проект начал создаваться еще в 1919 г., в годы Первой Республики Армения, когда ее премьер-министр, также известный и талантливый архитектор Ованес Каджазнуни пригласил академика Таманяна из Санкт-Петербурга на родину предков для помощи в ее развитии.

ТАКТИЛЬНАЯ КОПИЯ ГЕНПЛАНА ЕРЕВАНА ПОЗВОЛЯЕТ ИНКЛЮЗИВНЫМ ПОСЕТИТЕЛЯМ «рассмотреть» шедевр Таманяна посредством рельефности изображения. На данном образце все запланированные Таманяном зеленые зоны выделены пунктирным рельефом, городские кварталы представлены отдельными осколочными фрагментами. Рельефное изображение дублируется также звуковой информацией, передающей историю создания генплана, и поможет увидеть, какой представлял и изобразил в итоге 12-ю столицу Армении великий архитектор.

«Дети знакомятся и приобщаются к культуре с раннего возраста. Аудиокниги, аудиоэнциклопедии, радиотеатр – все эти формы помогают слабовидящим людям не отставать от сверстников, не имеющих подобных проблем. Однако изобразительное искусство все еще во многом им недоступно. Этот пробел постепенно восполняется благодаря инклюзивному проекту «Говорящие полотна», - подчеркнул звукорежиссер проекта Ваан Нагапетян, выступающий также главным экспертом инициативы «Говорящие полотна».

Добавим, что инклюзивный проект «Говорящие полотна» реализуется при поддержке мэрии Еревана.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕРЕВАН: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
      2024-12-21 11:20

      В Национальном музее-институте архитектуры им.Александра Таманяна проходит выставка «Ереван: вчера и сегодня», демонстрирующая летопись нашей столицы в камне. В экспозиции, занявшей весь главный зал, представлены уникальные карты, чертежи, образцы реконструкций, макеты, раритетные фотографии, инструменты именитых архитекторов, их награды и другие интересные материалы, по которым можно представить как, кем и когда строился Ереван на протяжении веков.

    • РАСКРОЙ СВОЮ ИСТОРИЮ – УЗНАЙ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СТРАНЫ
      2024-12-20 09:48

      В Центре искусств «Нарекаци» состоялась презентация необычного сборника, который можно отнести к нескольким дисциплинам одновременно. Литература, история, источниковедение, архивы – эти и другие направления интеллектуальной деятельности, с одинаковой глубиной отраженные в книге, стали плодом кропотливой исследовательской работы, проведенной армянскими школьниками.

    • БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ «МИЛАГРИ» ВСЕГДА ВМЕСТЕ
      2024-12-19 11:04

      «Последние 4 месяца мы с большой любовью, заботой и старанием готовились к этому дню. Сегодня с радостью и гордостью представляем нашу вкусную арцахскую выпечку – разные виды гаты и пахлавы, отменный вкус которых невозможно забыть. Но «коронным номером» нынешнего мероприятия остается хлеб – тот, который позволил нам выжить в тяжелейших условиях блокады в Арцахе, и сейчас, надеемся, поставит на ноги хоть несколько арцахских семей, которые после изгнания с родины пытаются вернуться к нормальной жизни в Армении».

    • ДЖЕК ПОГОСЯН: «У МЕНЯ ДВЕ РОДИНЫ В АМЕРИКЕ, НО МОИ КОРНИ В АРМЕНИИ»
      2024-12-17 10:40

      В Армении с рабочим визитом находится известный аргентинский кинематографист Джек Погосян. За две недели в Ереване он принял участие в ряде крупных мероприятий, которые, по его словам, позволили приобрести новые знания в сфере кино, поделиться собственным опытом, познакомиться с кинодеятелями из разных стран и на новом подъеме вернуться на свой континент, чтобы продолжить знакомить две свои родины – Аргентину и Уругвай с прошлым и настоящим армянского кинематографа.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ