ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР БАЛЕРИНЫ
6 октября на сцене Национального театра оперы и балета состоялся творческий вечер заслуженной артистки Армении Жакелины САРХОШЯН.
Жакелина рано начала свой путь балерины. Окончила Ереванское хореографическое училище в 1993г., где обучалась классическому танцу у прекрасных педагогов Жасмины Бабаханян и Людмилы Семановой. Еще до окончания училища была зачислена в труппу Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова.
НАЧАЛО ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ пришлось на самый тяжелый период в жизни республики. Темные годы, неустроенность быта, холодные репетиционные помещения. Многие не выдержали, покинули Армению в поисках лучших условий. Природные данные и профессиональная подготовка Жакелины Сархошян вполне позволяли ей также искать более теплое во всех смыслах место работы. Но она, как и другие наши ведущие балерины, Мария Диванян, Сона Арустамян, предпочла остаться на родине. Активная творческая деятельность балерины началась в 90-е годы: она заняла положение ведущей балерины нашего театра. Будучи ученицей хореографического училища, Жакелина принимает участие в спектаклях Детского музыкального театра – в постановках народного артиста России Максима Мартиросяна – "Стрекоза и Муравей", "Пахита", "Штраусиана", "Времена года", "Вальс Каприс" (последний был исполнен на сцене Большого театра).
В качестве ведущей солистки Жакелина исполняла партии Нины ("Маскарад" А. Хачатуряна – Э. Оганесяна), Дездемоны ("Павана Мавра"), Маши ("Щелкунчик"), Жизели (в одноименном балете), 7-й и 11-й вальсы в "Шопениане". Она - единственная балерина, исполнившая две ведущие партии – Гаянэ и Нуне в балете "Гаянэ" (балетмейстер - народный артист Армении Вилен Галстян). В последние годы ее послужной список пополнился значительными партиями – Фригии в "Спартаке" в постановке Юрия Григоровича (за исполнение этой партии она награждена медалью Мовсеса Хоренаци), а также Джульетты в "Ромео и Джульетте" в постановке народного артиста Армении Рудольфа Харатяна.
Природные данные, огромное трудолюбие, тщательная шлифовка каждого движения позволяют Жакелине выполнять очень сложные (включая акробатические) элементы, составляющие неотъемлемую часть современного классического танца. А кажущаяся хрупкость телосложения, большие выразительные глаза придают созданным ею образам трогательную беззащитность и глубокую трагичность. В 2009г. о ее творчестве кинорежиссер Карине Ионесян сняла фильм "Я могу".
В июле 2010 года на сцене Большого зала им. А. Хачатуряна состоялся дебют Жакелины в качестве хореографа. Она представила две композиции – фрагмент из оратории Карла Орфа "Кармина Бурана" и фрагмент из балета "Сон" на музыку Эдуарда Амбарцумяна. Снялась в главных партиях фильмов-балетов "Спартак" (Фригия) и "Ромео и Джульетта" (Джульетта).
СОСТОЯВШИЙСЯ НА ДНЯХ ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР (ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ) балерины практически полностью воплощен в жизнь ее усилиями. Впервые целиком в постановке балерины был представлен балет "Сон". Это достаточно пространная для одночастного балета хореографическая композиция. Это сложная композиция, потому что рассчитана на постоянное присутствие на сцене главной исполнительницы. Действие насыщено техническими элементами, особенно акробатическими поддержками, требующими большой гибкости и силы. Композиция – за счет содержания, хореографического языка и, что очень важно, сценографического решения - весьма современна.
Это балет о современной женщине – художнице и бизнес-леди, мечущейся в поисках смысла жизни и находящей наконец этот смысл. Материнство – вот основное, истинное предназначение женщины, избавляющее ее от одиночества и неопределенности бытия.
Одно из главных достоинств постановки "Сон" - единство основных составляющих балетного опуса: музыки, хореографии и сценографии. Особенно выделяется подвижность сценографии, что достигается современным использованием проецирования на большой экран постоянно сменяющегося и имеющего свою драматургию графического рисунка на песке, что придает мобильность и некоторую анимационность сценографии. А единство с музыкой и хореографией углубляет и проясняет содержание балета. Эта часть постановки выполняется художником Артемом Нерсесом.
Вторая часть вечера была также хорошо продумана Ж. Сархошян. Номера чередовались по принципу контраста, что не давало зрителю заскучать. В этой части выступили почти все ведущие балерины и танцовщики нашего театра. Началось отделение с лирической сцены из балета "Ромео и Джульетта" в постановке Р. Харатяна. Ее исполнили Жакелина и Агарон Петросян. Как всегда, экспрессивна, выразительна была заслуженная артистка Армении Мария Диванян, исполнившая свою постановку "Не покидай меня" на музыку Жака Бреля. Лиричное, пластичное исполнение известного номера "Умирающий лебедь" (хореография М. Фокина) заслуженной артисткой Армении Соной Арустамян сменило адажио Спартака и Фригии из постановки балета "Спартак" В. Галстяна, где Ж. Сархошян в паре с заслуженным артистом Армении Завеном Арутюняном воплотили глубокую трагичность расставания этих героев. Прекрасное владение техникой классического танца продемонстрировали Мэри Оганесян в паре с Айком Кюрджяном в адажио Одиллии и Зигфрида из балета "Лебединое озеро".
ВЕЛИКОЛЕПНО ПО СВОЕЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ КАНТИЛЕНЕ СМОТРЕЛСЯ ДУЭТ "ВЕСНА" на музыку Т. Мансуряна в постановке одного из наших лучших балетмейстеров - Ашота Асатуряна. Этот номер исполнили Жакелина и солист ансамбля "Барекамутюн" Карен Матинян.
И снова "Спартак", но уже в постановке Ю. Григоровича – дуэт Эгины и Красса, наполненный чувственностью и негой, в исполнении Марии Диванян и Григора Григоряна. Томную, страстную и изысканную ориентальную хореографию Михаила Фокина во фрагменте из балета "Шахерезада" передали в дуэте Сона Арустамян и Артак Оганесян. Завершился концерт дуэтом из "Кармен-Сюиты" в постановке заслуженного деятеля культуры Армении Армена Григоряна. Исполнители - Жакелина Сархошян и Завен Арутюнян.
Организация вечера, постановка первого и удачная компоновка второго концертного отделения, прекрасный подбор исполнителей - все было выполнено на хорошем уровне. Заслуженная артистка Армении Жакелина Сархошян находится в расцвете своего творчества как исполнительница, а как хореограф сделала достаточно серьезную заявку.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2017-07-11 09:34
В память об Анне ДЖАНБАЗЯН Мы были с ней хорошо знакомы... Беседовали с ней о ее постановках. Переписывались. Общались по телефону и по скайпу. И вдруг - как гром среди ясного неба! Анны Джанбазян больше нет среди нас... В мае ей исполнилось 65 лет, она работала со своими учениками, репетировала, готовилась к 75-летию Академии танца "Джанбазян", сколько незаданных вопросов осталось без ответа! Сколько можно было еще узнать о тайнах ее прекрасного творчества!
-
2017-07-10 16:31
5 июля на сцене Театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова состоялся концерт, посвященный 30-летнему юбилею заслуженного коллектива Государственного ансамбля танца "Дружба".
-
2017-06-28 15:18
С 11 по 20 июня в Москве в Большом театре состоялся XIII международный конкурс артистов балета и хореографов. Впервые в этом, одном из самых престижных международных конкурсов принял участие танцовщик из Армении. И не только. Размику МАРУКЯНУ было присвоено звание "Дипломант конкурса" в категории "Артист балета. Младшая группа". Подготовку Марукяна, а также специальную постановку современного балетного номера для показа на конкурсе осуществил танцовщик и балетмейстер Арман БАЛМАНУКЯН. Мы взяли интервью у Марукяна и Балманукяна непосредственно после их возвращения в Ереван.
-
2017-06-01 10:23
Репортаж с генеральной репетиции балета La Boheme в постановке народного артиста Армении Рудольфа ХАРАТЯНА В.А. Моцарт, И.С. Бах, Св. Григорий Просветитель, Св. Григор Нарекаци. На сегодняшний день список постановок Рудольфа Харатяна пополнился еще одним спектаклем в жанре биографического балета или, точнее, балета-портрета. На сей раз его герой – великий шансонье Шарль Азнавур. Постановки такого жанра, осуществленные хореографом, можно условно разделить на два типа: балеты, в которых более или менее отражены биографические факты из жизни вышеперечисленных деятелей, и балеты, в которых образ героя воплощен обобщенно. В балете La Boheme эти два типа объединены. Здесь можно отметить как некоторые факты эпизоды из жизни Азнавура, так и обобщенные, иносказательные фрагменты.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-10-11 09:25
Сто раз прав был президент Международного фестиваля исполнительских искусств High Fest Артур Гукасян, когда говорил: " Тренд развития я вижу в том, что в Армению должны приезжать очень крутые коллективы больших форм - Ереван давно уже для этого созрел"! Отвальный успех спектакля «Роден, ее вечный идол» культового Санкт-Петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, два показа которого состоялись в рамках юбилейного фестиваля, стал железным аргументом в пользу того, что "Ереван давно созрел".
-
2022-05-20 10:13
Знаменитому балету "Гаянэ" Арама Хачатуряна исполняется 80 лет. Эта дата легла в основу Международного дня музеев, прошедшего в ереванском доме-музее А.Хачатуряна под знаком "Гаянэ". Был задуман необычный формат празднования юбилея, в котором традиционные подходы и технологические новшества слились воедино, собрав вокруг творчества Маэстро аудиторию разных возрастов.
-
2022-01-17 10:14
Художественные пики ушедшего года Если оглянуться на ушедший год, ситуация в стране, да и в целом мире, складывалась непросто на многих направлениях. Естественно, это отразилось и на художественной жизни. Осенью ковид продолжил свою мощную атаку, неспокойной была и политическая обстановка. В общественное сознание то и дело просачивалось бестолковое, бренное, поверхностное. Однако художественная жизнь не остановилась: некоторые руководители концертных организаций, театров проявили просто чудеса духовной твердости и непоколебимости.
-
2021-12-27 10:05
Премьера балета "Щелкунчик" И вот она состоялась - эта постановка " Щелкунчика" П.И.Чайковского, о которой в последнее время столько говорили. Много лет назад балет этот был поставлен силами учащихся Армянского хореографического училища. Но в репертуаре Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова спектакль не значился.