ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЕЛИКОГО ШАНСОНЬЕ
Репортаж с генеральной репетиции балета La Boheme в постановке народного артиста Армении Рудольфа ХАРАТЯНА
В.А. Моцарт, И.С. Бах, Св. Григорий Просветитель, Св. Григор Нарекаци. На сегодняшний день список постановок Рудольфа Харатяна пополнился еще одним спектаклем в жанре биографического балета или, точнее, балета-портрета. На сей раз его герой – великий шансонье Шарль Азнавур. Постановки такого жанра, осуществленные хореографом, можно условно разделить на два типа: балеты, в которых более или менее отражены биографические факты из жизни вышеперечисленных деятелей, и балеты, в которых образ героя воплощен обобщенно. В балете La Boheme эти два типа объединены. Здесь можно отметить как некоторые факты эпизоды из жизни Азнавура, так и обобщенные, иносказательные фрагменты.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАРТИТУРА – 12 ПЕСЕН ИЗ РЕПЕРТУАРА ШАНСОНЬЕ в его же исполнении (балет идет под фонограмму). Песни отобраны и расположены по принципу соответствия их содержания действиям и переживаниям героя: от появления честолюбивого молодого человека в художественной жизни Парижа – на Монмартре, его неуклонный путь по ступеням славы до полного триумфа.
На первый взгляд, новая постановка Харатяна отличается от других его балетов. Здесь нет символических знаков и композиций, вклинивающихся и сочетающихся с элементами и композициями современного классического танца. Исключением до настоящего времени был спектакль La Revanshe del Tango. Однако, постепенно вникая в детали и суть действия, начинаешь понимать, что все компоненты спектакля – сценография, тип использования сценического пространства, сценические атрибуты и, естественно, действующие лица – образы и пластика, отдельные движения – все функционально и несет определенную смысловую нагрузку.
Действие развивается в трех плоскостях. Сама сцена разделена на две части – условно "партерную", далее как бы второй приподнятый пласт и задник. На плоскости партерной части развивается основное действие.
В последнее время все чаще в театральных постановках используется проекция на задник фото и видео. Иногда этого бывает так много, что отвлекает от основного сценического действия, и в результате полностью сосредотачиваешься на заднике. Чаще всего это не помогает, а мешает восприятию спектакля. Ведь современный зритель привык в основном смотреть на экран телевизора, монитор компьютера и экран смартфона. И, увы, далеко не всегда "экранное" действие сочетается с действием сценическим и даже никак не дополняет его.
В постановке La Boheme задник сцены обыгран с тонким художественным вкусом: легкий графический рисунок базилики Святого Сердца на Монмартре и цветное освещение, которое в основном является фоном, дополняющим сценическое действие. Только в третьей и предпоследней сценах задник становится подвижным. В третьей сцене – на Монмартре - действие развивается как "трехголосное", трехслойное. На заднике калейдоскопически сменяются тени, исполняются парные танцы, чередующиеся с тенями пешеходов, падающих и взлетающих людей. В то же время на "партерной" и приподнятой сценах развивается пластический дуэт – герой внизу, а его возлюбленная на возвышенности. Постепенно тени исчезают, превращаясь в реальные фигуры, которые спускаются на основную сцену, в целом образуя переходящий из виртуального в реальный многоликий Монмартр.
В ПРЕДПОСЛЕДНЕЙ СЦЕНЕ НА ЭКРАН ПРОЕЦИРУЕТСЯ ВИДЕОФРАГМЕНТ – Шарль Азнавур, исполняющий песню, а герой на сцене исполняет пластический монолог, обобщенно передающий смысл, содержание и образ песни.
Подлинная функция второй приподнятой плоскости проявляется в завершающей картине – это сцена на сцене, "театр внутри театра", где герой, достигший славы, раскланивается под аплодисменты и хореографически воплощает песню La Boheme, а "партерная" сцена – это зал со зрителями. В конце герой спускается на основную сцену, где продолжает свое пластическое пение. В целом возникает ассоциация со знаменитым высказыванием Шекспира "Весь мир – театр, а люди в нем актеры…"
На сцене почти нет бутафории, за исключением второй сцены, где фигурирует кровать, но основным и многофункциональным бутафорским реквизитом становятся стулья, которые воспринимаются то как скамейки на Монмартре, то как зрительские кресла в зале. В восьмой сцене при помощи стульев представлена хорошо известная детская игра, когда стульев становится на один меньше, чем принимающих участие в игре. Тот, кто не успел сесть, выбывает из игры. Побеждает последний, успевший сесть на последний оставшийся стул. Эта детская игра становится символическим действием борьбы за первенство, которое прошел великий шансонье.
В спектакле нет кордебалета в его обычном понимании, т.е. массы, сопровождающей танцы героев, хотя в нем задействованы более 20 актеров, каждый из них персонифицирован. Иногда это очень маленькие эпизодические персонажи (велосипедист, катающиеся на роликах, акробаты, цветочница и т.д.). Местами, объединяясь в одной сцене, персонажи все же не становятся сопровождающей массой, но создают многоликий облик богемы.
В целом балет решен языком современного классического балета, включая его формы дуэтов, трио, квартетов, монологов и тип "коды" - обычного финала классических балетов, где исполняются самые виртуозные па. Однако эта "кода" расположена не в финале, как принято, а в середине (N7) балета. Впрочем, перестановка частей традиционных форм классического балета является одним из основных приемов, свойственных композициям, созданным Харатяном. Отметим также совмещение и чередование классических движений балета с акробатическими, включение своеобразной трактовки цыганского танца в эпизоде, где исполняется известная песня Азнавура – переработка романса "Две гитары".
КОСТЮМЫ И СЦЕНОГРАФИЯ, ВЫПОЛНЕННЫЕ АСТХИК СТЕПАНЯН, ассоциируются с красочными гравюрами, выполненными живописцами Монмартра.
Поскольку в целом постановку можно интерпретировать как монобалет в "многоликом интерьере", то, естественно, в первую очередь нужно отметить исполняющего заглавную роль Жан-Шарля – Гарегина Бабеляна. На его долю выпала огромная нагрузка. Партия технически сложная и объединяет все действия других исполнителей. Бабелян на протяжении последних лет зарекомендовал себя как виртуозный и выразительный исполнитель. Он точно воплотил многогранный образ героя. Отметим также Татевик Григорян, исполнившую роль возлюбленной Жан-Шарля – мечтательной, лиричной и вместе с тем раскованной, местами эксцентричной, короче - типичного дитя Монмартра.
К достоинствам балета относится и то, что в его составе в основном молодые исполнители, которым в настоящей постановке предоставлена возможность проявить себя.
Новый балет Харатяна безусловно должен войти в число репертуарных спектаклей Национального театра оперы и балета им. Спендиарова.
Назеник САРГСЯН, старший научный сотрудник Института искусств НАН РА, доктор искусствоведения
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2017-07-11 09:34
В память об Анне ДЖАНБАЗЯН Мы были с ней хорошо знакомы... Беседовали с ней о ее постановках. Переписывались. Общались по телефону и по скайпу. И вдруг - как гром среди ясного неба! Анны Джанбазян больше нет среди нас... В мае ей исполнилось 65 лет, она работала со своими учениками, репетировала, готовилась к 75-летию Академии танца "Джанбазян", сколько незаданных вопросов осталось без ответа! Сколько можно было еще узнать о тайнах ее прекрасного творчества!
-
2017-07-10 16:31
5 июля на сцене Театра оперы и балета им. Ал. Спендиарова состоялся концерт, посвященный 30-летнему юбилею заслуженного коллектива Государственного ансамбля танца "Дружба".
-
2017-06-28 15:18
С 11 по 20 июня в Москве в Большом театре состоялся XIII международный конкурс артистов балета и хореографов. Впервые в этом, одном из самых престижных международных конкурсов принял участие танцовщик из Армении. И не только. Размику МАРУКЯНУ было присвоено звание "Дипломант конкурса" в категории "Артист балета. Младшая группа". Подготовку Марукяна, а также специальную постановку современного балетного номера для показа на конкурсе осуществил танцовщик и балетмейстер Арман БАЛМАНУКЯН. Мы взяли интервью у Марукяна и Балманукяна непосредственно после их возвращения в Ереван.
-
2016-11-02 15:16
Армянские средневековые миниатюры – это волшебное царство, в котором перед нами оживают образы актеров, музыкантов, танцоров и акробатов далекого прошлого. Cегодня этот пласт культуры представляет большой интерес для широкого круга исследователей и читателей. Именно поэтому новый труд известного ученого, этнографа, доктора исторических наук Эммы ПЕТРОСЯН, "Театр в средневековых армянских миниатюрах" (Ереван, "Тигран Мец", 2014), безусловно, достоен внимания.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-07-20 10:03
Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона вновь предстал перед ереванским зрителем. Театр уже посещал Армению в марте 2023 г., представив балет «Дон Кихот». Тогда питерские артисты смогли показать ереванскому зрителю непревзойденный русский балет.
-
2022-10-11 09:25
Сто раз прав был президент Международного фестиваля исполнительских искусств High Fest Артур Гукасян, когда говорил: " Тренд развития я вижу в том, что в Армению должны приезжать очень крутые коллективы больших форм - Ереван давно уже для этого созрел"! Отвальный успех спектакля «Роден, ее вечный идол» культового Санкт-Петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, два показа которого состоялись в рамках юбилейного фестиваля, стал железным аргументом в пользу того, что "Ереван давно созрел".
-
2022-05-20 10:13
Знаменитому балету "Гаянэ" Арама Хачатуряна исполняется 80 лет. Эта дата легла в основу Международного дня музеев, прошедшего в ереванском доме-музее А.Хачатуряна под знаком "Гаянэ". Был задуман необычный формат празднования юбилея, в котором традиционные подходы и технологические новшества слились воедино, собрав вокруг творчества Маэстро аудиторию разных возрастов.
-
2022-01-17 10:14
Художественные пики ушедшего года Если оглянуться на ушедший год, ситуация в стране, да и в целом мире, складывалась непросто на многих направлениях. Естественно, это отразилось и на художественной жизни. Осенью ковид продолжил свою мощную атаку, неспокойной была и политическая обстановка. В общественное сознание то и дело просачивалось бестолковое, бренное, поверхностное. Однако художественная жизнь не остановилась: некоторые руководители концертных организаций, театров проявили просто чудеса духовной твердости и непоколебимости.