Последние новости

ОБНАРУЖЕНЫ ГЕНПЛАНЫ РАСКОПОК НИКОЛАЯ МАРРА

В НАН РА прошла презентация книги доктора искусствоведения, архитектора Армена КАЗАРЯНА "Церковная архитектура стран Закавказья VII века". Об этом замечательном четырехтомнике "ГА" писал месяц назад. Армен Юрьевич уже 20 лет живет и работает в Москве. На протяжении 10 лет он многократно посещал Ани с целью научного изучения и консультаций турецким коллегам по вопросам восстановления армянских церквей. На днях Армен Юрьевич побывал в редакции "ГА" и рассказал об этой важной работе.

- Одно из самых ярких проявлений мировой культуры, архитектура столицы средневековой Армении Ани, привлекала внимание ученых XIX века. Первое системное изучение развалин Ани проводилось российской археологической экспедицией 1904-1917 гг. под руководством Николая Марра. Интерес к древностям этого города родился со времени его первой, еще студенческой поездки в Армению в 1892-1893 годах.

Экспедиция вскоре была преобразована в археологический институт, который базировался в Ани. Там существовали музей древностей, издательство, архив. В те годы были проведены важные раскопки, выявившие структуру города и планы ряда церквей, развалины которых были сокрыты под многометровым культурным слоем. Отмечу, что в группе Николая Марра в разные годы работали ведущие российские востоковеды. В числе археологически исследованных храмов была знаменитая на весь мир церковь Сурб Григор Лусаворич, построенная царем Гагиком Багратуни в начале XI века. Ее первоначальный облик реконструировал знаменитый архитектор Торос Тораманян, с 1903 г. связавший свою судьбу с изучением Ани и армянской архитектуры. Еще одним направлением деятельности археологического института в Ани было укрепление древних построек, заложившее основу реставрации памятников архитектуры. Так в Ани были спасены от разрушения Кафедральный собор, церковь Аменапркич (Спасителя), церковь Сурб Григор рода Абугамренц, часовня церкви Аракелоц (Апостолов). Многие бесценные материалы, найденные во время раскопок, были собраны в музее.

- А что с ними стало после нашествия турецкой армии?

- В результате войны институт был расформирован, а собрание музея собирались эвакуировать в Санкт-Петербург. Однако основные экспонаты по дороге по непонятным причинам исчезли и только незначительная их часть оказалась в музейных коллекциях Еревана и Санкт-Петербурга. В советское время практически все, кто участвовал в раскопках (а это были такие выдающиеся ученые, как Овсеп Орбели, Георгий Чубинашвили, Николай Токарский и другие), перестали заниматься памятниками Ани.

- Почему?

- По всей видимости это было связано с нерешенными пограничными вопросами и атмосферой, царившей в нашей стране в сталинское время. В 1934 году Николай Марр издал книгу об Ани, которая являлась фактически сборником его лекций и записок из дневников раскопок. Это оказалось единственным обращением ученого к анийской тематике.

Следующий этап изучения древней столицы относится уже к 50-60-м годам. Это было тяжелое время, когда турки запрещали кому-либо въезд в Ани. Но некоторые самые смелые западные ученые, влюбленные в армянскую архитектуру, такие как Жан-Мишель Тьерри и Паоло Кунео, прорывали эту блокаду и попадали в Ани. Благодаря им мир узнавал о состоянии памятников культуры и об их уничтожении. Одновременно армянские специалисты проводили исследования истории и архитектуры Ани, руководствуясь в основном рукописными источниками и архивными материалами.

- Армен, а когда начался современный этап системного изучения этого уникального города?

- В конце 90-х годов в Ани работала французская экспедиция под руководством Жан-Пьера Майэ, сотрудничавшая с турецкими археологами. Но и эта экспедиция не смогла провести масштабного изучения, поскольку после признания Францией закона, осуждающего Геноцид армян, французско-турецкие отношения резко ухудшились. В результате экспедиция покинула территорию Турции и стала работать на армянской стороне совместно с гюмрийскими археологами. Турецкие специалисты уже в те годы стали реставрировать памятники Ани, не имеющие прямого отношения к армянской церковной архитектуре. Они укрепили и частично обновили фрагменты многокилометровых оборонительных стен города, возведенных царем Смбатом Багратуни, а также так называемый дворец Парона. Эти реставрации считаются крайне неудачными, поскольку содержат огромные участки новодельных стен и явные ошибки. Следующий этап реставрации памятников Ани начался в 2008 году.

Реставрация церкви Аменапркич.- А как вы попали туда?

- Этот этап проходил под эгидой Международного фонда памятников при ЮНЕСКО. Я уже давно считаю, что между армянскими и турецкими учеными в вопросе сохранения наших культурных памятников должен быть налажен диалог. С 1991 года я имею довольно тесные контакты с турецкими специалистами, а во второй половине 2000-х участвовал во всех научных конференциях и рабочих встречах, созывавшихся организацией "Анадолу култур" и исследовательским центром университета "Коч" в Стамбуле. На них вначале обсуждались вопросы сближения точек зрения армянских, турецких и грузинских специалистов. В дальнейшем вектор был направлен на Ани. И последние две встречи были посвящены вопросу охраны памятников средневековой армянской столицы. Министерство культуры Турции стало тесно сотрудничать с Международным фондом памятников, и под их эгидой и при совместном финансировании началось укрепление культовых сооружений Ани.

Возможно, из политических соображений было решено начать реставрационную деятельность с двух памятников - одной мечети, а именно мечети Мануче, и одной церкви - Сурб Григор Лусаворич, основанной Тиграном Оненцем в 1215 году. Этот памятник имеет снаружи бесподобные барельефы, а изнутри великолепную роспись. Церковь напоминает анийский Кафедральный собор. К счастью, эта церковь не имела особых проблем с реставрацией. Турецкие ученые во главе с архитектором Явузом Озкая справились с этой задачей неплохо, хотя с армянской стороны была критика, и не без основания.

- Это был первый этап раскопок. Сейчас идет второй. Расскажи о нем.

- Второй этап включает реставрацию трех армянских церквей – Сурб Григор (Абугамренц), Кафедрального собора, церкви Аменапркич. Явуз Озкая, возглавляющий проектное бюро "Промет проджет", ведет реставрацию и этих построек. По его приглашению я посещал Ани в последние два года в роли эксперта по армянской архитектуре. А с середины этого года я являюсь научным консультантом реставрационной фирмы по восстановлению церкви Аменапркич.

- А на каком этапе сейчас находятся восстановительные работы?

- В 2012 году у церкви Аменапркич осуществлена расчистка завалов и раскопки. Выявлены и тщательно разложены блоки, относившиеся к той половине церкви, которая, как известно, в 50-е годы прошлого века обрушилась. Оставшаяся половина храма имеет глубокие трещины. Предстоит колоссальный объем работ по консолидации сохранившейся части памятника. Отмечу, что на сей раз привлечена также группа экспертов из Всемирного фонда памятников, в их составе опытные архитекторы, инженеры, историки. Они проявляют большой интерес к армянским памятникам, и у нас сложилась абсолютное взаимопонимание.

- А к вашим рекомендациям прислушиваются?

- Я считаю, что да. К тому же я работаю с архивами Москвы и Санкт-Петербурга с целью поиска фотографий памятников. В этом году я обнаружил генпланы раскопок Николая Марра вокруг церкви Аменапркич, которые никогда не публиковались. Это очень важно для восстановления точного облика всех армянских памятников и городской структуры.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • РУКИ МАТЕРИ В "ДЫХАНИИ ВЕКОВ"
      2021-01-17 10:35
      1290

      "Возраст – не самое страшное в жизни. Гораздо страшнее потери, когда уже некому сказать: "а знаешь, мам..." или "послушай, пап...". И этот ветер перемен сбивает вас с ног, и дует в никем не прикрытую спину. Вы остаётесь на этом сквозняке один на один. Самого возраста бояться не стоит. Гораздо страшнее то, что приходит с ним. Так, что цените это время без сквозняков!"

    • СДЕЛАТЬ ВСЕ ДЛЯ ЕДИНЕНИЯ НАЦИИ
      2021-01-17 10:22
      1287

      Имя народного артиста СССР, почетного гражданина Еревана, руководителя Государственного театра "Амазгаин" Соса Саркисяна хорошо известно миру, причем не только как артиста, но и гражданина, патриота своей страны. Его уже более 7 лет нет с нами. Корр."ГА" несколько раз брал у него интервью. Сос Арташесович был не просто очень интересным собеседником. Беседы выходили далеко за рамки искусства. Он был действительно совестью нации. Cос Саркисян стоял у истоков зарождения карабахского движения. Сегодня имеет смысл напомнить, что он сказал в своем последнем интервью "ГА".

    • ЦЕНЫ БЬЮТ РЕКОРДЫ
      2021-01-14 11:19
      2657

      Не успело население Армении оправиться от послевоенного скачка цен, как они c начала января вновь ринулись вверх. Как прогнозировал ряд экономистов и финансистов, в послевоенный период Армения столкнулась с резкой девальвацией драма.

    • ТАК ЛИ ОПАСЕН "АНГЛИЙСКИЙ МУТАНТ"?
      2021-01-13 11:08
      1626

      Все страны должны "сделать больше" перед лицом тревожной ситуации, вызванной распространением на планете нового, более заразного варианта коронавируса, впервые обнаруженного в Великобритании. Об этом говорится в распространенном заявлении Всемирной организации здравоохранения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА НАРИНЕ ЗАРИФЯН
      2021-01-19 10:37
      402

      В середине прошлого сентября в издательстве "Артагерс" вышел в свет музыкальный сборник "Песни и джазовые баллады" из 10 авторских сочинений композитора Нарине Зарифян. Профессор Ереванской государственной консерватории им.Комитаса, заведующая кафедрой джазовой и популярной музыки Нарине Карловна начала искать "окно" в плотном рабочем и творческом графике для презентации издания. Однако представить новую работу публике ей не удалось: война в Арцахе разрушила планы.

    • МАДРАСА ИЗ АРМЯНСКОЙ КРАСНОЙ КНИГИ
      2021-01-16 11:05
      1577

      Каждое существо имеет ареал своего происхождения и распространения. Границы эти по ряду причин меняются в ту или иную сторону. Данная особенность касается и народов с их историческими взлетами и падениями. Уступленная чужим своя территория увеличивает шансы нации угодить в Красную Книгу цивилизации.

    • ЭДУАРД БАГДАСАРЯН И ЕГО РОМАН С РОМАНСОМ
      2021-01-06 10:16
      4012

      Держу в руках совсем свежую книгу "Не петь я не мог", на почти 500 страницах которой вся жизнь известного армянского певца, заслуженного артиста Армянской ССР Эдуарда Багдасаряна. Издание захватывает с первых фраз, унося вглубь прошлой эпохи и рассказывает об уникальной судьбе зангезурского мальчика, преодолевшего многое и добившегося больших высот благодаря природному таланту, вовремя улыбнувшейся фортуне, встрече с прекрасными людьми и огромной любви к певческому искусству.

    • "МИКАЭЛ" - НА РУССКОМ, "АРАМЯНЦ" - НА АРМЯНСКОМ
      2021-01-05 11:16
      3962

      Серия книг издательства "Эдит Принт" о великих меценатах армянского происхождения, сыгравших заметную роль в предпринимательстве и благотворительности, пополнилась еще одним образцом. Вниманию читателей на днях предложен перевод на армянский язык романа "Микаэл" доктора философских наук, профессора, члена ряда международных академий, арцахского писателя Карена ОГАНДЖАНЯНА, выступающего под псевдонимом Огандж. Армяноязычная версия книги названа "Арамянц", автор перевода - писатель Давид Самвелян.