Последние новости

ТРАДИЦИИ + НОВАЦИИ = ПЕРСПЕКТИВА

"Хочу сказать не как председатель жюри, а как человек, который следил за жизнью форума, я получил несказанное удовольствие! И от спектаклей, и от встреч, и от той лабораторной работы, которая шла. Я хочу поблагодарить всех за то, что в наше сложное время вы, мы занимаемся театром, тратим на это наши силы, нашу жизнь. На это прекрасное, может быть, немножко странное, но очень благородное дело. Занимаемся театром, который объединяет людей!" - говорил Евгений Писарев, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского драматического театра им. Пушкина.

 В начале июня в Алматы проходил V Международный молодежный театральный форум стран содружества, Балтии и Грузии.

ПАНОРАМА, ОТКРЫВАЮЩАЯСЯ С ВЫСОТЫ 20-го ЭТАЖА СКАЙ-БАРА в алматинском отеле, восхитительна. Буквально утопающий в зелени и залитый ослепительным солнцем город, со всех сторон окруженный выступающими из белой дымки горами, на вершинах которых никогда не тает снег. Какой-то узнаваемый, какой-то дилижанский пейзаж, идиллия, усиливающаяся тем, что, а главное, как здесь происходит. Молодежь, свободная в одежде, речах и творчестве, одержимая театром, открытая к любым новациям и готовая к арт-сотрудничеству - сегодня и в ином светлом завтра, которое когда-нибудь непременно наступит. Ведь именно для этого в Московской Конфедерации театральных союзов и придумали Молодежный театральный форум, который при поддержке Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ проходил в Казахстане уже в пятый раз.

Международный молодежный театральный форум стран содружества, Балтии и ГрузииНаша страна, давно снискавшая себе заслуженную славу одного из лидеров этого молодого театрального движения, была представлена во всех присутствующих форматах. Впрочем, как всегда. Единственное, что произошло впервые - ОНКС-министерство отказалось взять на себя транспортные расходы. На прошлый, проходивший в Ташкенте форум МОНКС еще оплатил авиабилеты. Наверное, потому что делом ведал Ара Хзмалян, понимающий значение молодежных контактов, этой работы на перспективу. Нынче с пониманием в министерстве напряженка... Ну и, враг с ними! "Мы не можем подвести Конфедерацию", - решил председатель СТД Акоб Казанчян, он же творческий руководитель театра им. Пароняна, который в лице своего директора Каро Шахбазяна и обеспечил присутствие на форуме спектакля из Армении.

 "Вероника решает умереть" в постановке Артура Сарибекяна успех имела совершенно бурный, а комплименты, которыми осыпали зрители и участники фестиваля наших актеров, неслись нескончаемым потоком. "У вас уникальные артисты!" - мнение, которое было практически единым. Параллельно работы сценографа Мариам Мурадян вошли в экспозицию большой выставки молодых театральных художников, а пьеса Асмик Аветисян "Вы меня видите?" - в альманах молодых драматургов. Театровед Тигран Мартиросян активно участвовал в обсуждениях молодых критиков и даже спровоцировал белую зависть тем фактом, что в Армении его усилиями открылся специализированный сайт - у остальных такого "личного пространства театральной критики", увы, нет.

 "После пандемии у нас в Казахстане наблюдается театральный Ренессанс, публика ощутила потребность в живом общении, и общаясь с коллегами, я убедилась, что в остальных странах происходит то же самое. И очень важно, что в этом быстро меняющемся, динамичном мире мы продолжаем обмениваться культурными традициями. И не менее важно, что наряду с постановками на форуме присутствует широкая образовательная программа", - говорила министр культуры и информации Казахстана Аида Балаева. На минуточку - она специально прилетела из Астаны в Алматы, чтобы встретиться с представителями театральных союзов. Это опять же про понимание...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛА БЛЕСТЯЩЕЙ. Основатель проекта "Школа театрального блогера" Глеб Ситковский вел семинары критиков. Наряду с Виктором Рыжаковым, возглавившем лабораторию молодых режиссеров, мастер-классы в рамках форума провели культовые режиссеры Роберт Стуруа и Мотои Миура. Вдохновленный фантастическим, потрясающим, почти совершенным спектаклем "Почупки" Республиканского театра белорусской драмы из Минска великий японский режиссер на следующий день читал со сцены стихотворение, которое сочинил за ночь, и в нем была сокровенная красота и тончайшие метафоры японской поэзии, и в нем был мерцающий свет человеческой души, замерзшей в долгой и глубокой ночи, но, как оказалось, еще живой...

 Международный молодежный театральный форум стран содружества, Балтии и Грузии "Форум на протяжении всех его лет не только представительская история - конечно же, это прежде всего обмен. И чем мы можем обменяться? Своими культурными кодами, культурным наследием. Сегодня мы говорим о форуме молодежном, а значит, мы не можем не говорить о новации. Традиции и новации - это и есть единственный перспективный путь. Нельзя построить новое, не опираясь на прошлое, на свои уникальные традиции. Все, что здесь происходит, дает возможность поверить, что искусство, театр - это территория свободы, где можно обмениваться ценностями, которые созидали поколения, и в этом пространстве мы напитываемся энергией, без которой театр не существует. Не может сепаратизм стать предметом театра - только интеграция культур может сделать нас богаче и приблизить тот момент, когда мы будем говорить на языке искусства совершенно свободно, невзирая на границы, которые строят между нами предлагаемые обстоятельства этого непростого мира", - говорил Виктор Рыжаков, режиссер и профессор Школы-студии МХТ. 

 "Нам очень приятно, что наша эстафетная палочка передалась Алматы, куда приехали участники из 9 стран, нас здесь более 200 человек, с ребятами работают прекрасные педагоги. От лица всех коллег хочу высказать самые искренние слова благодарности за то, что форум организован на самом высочайшем уровне. У вас прекрасные театры и прекрасный зритель - мы все это отмечаем, как ощущаем каждую минуту традиционное гостеприимство жителей вашей прекрасной страны. Для нас этот форум очень-очень важен, потому что мы единственное профессиональное сообщество, которое не распалось, а в 1992 году приняло решение сохранить наш творческий союз, и основным его мероприятием является проведение таких вот форумов молодых деятелей театра", - сказала на встрече с министром культуры Казахстана Карина Цатурова, Генеральный секретарь МКТС.

 Спасибо такому теплому во всех смыслах Казахстану и до следующей встречи через два года! Пока неизвестно где, но непременно в ином, светлом завтра, которое обязательно наступит. По крайней мере, наблюдая, что, а главное, как происходит на Молодежном театральном форуме, в это очень легко поверить.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ЛАКОТ" К ЮБИЛЕЮ СОСА САРКИСЯНА - ПРО ЛЮБОВЬ С ЛЮБОВЬЮ
      2024-09-07 10:07

      Про большую любовь... С большой любовью... С любовью, в которой дышит почва и судьба... С любовью, которая трепещет, обретает крылья, летает над зрительным залом, вовлекая в свое магическое поле всех. Театр "Амазгаин" готовится к премьере. К главной премьере сезона, посвященного 95-летию основателя театра, своего учителя, народного артиста СССР Соса САРКИСЯНА, имя которого носит театр. Здесь юбилей Мастера решили ознаменовать не вечером памяти, но рождением. Рождением спектакля "Лакот" ("Щенок") - по повести Соса Саркисяна. Спектакль про любовь как признание в любви.

    • КОГДА ВЛАСТИ ГОВОРЯТ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, ЗНАЙ: ГДЕ-ТО ЧТО-ТО РАЗРУШАЮТ
      2024-09-06 09:55

      Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края...  Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".

    • "КУЛЬТУРА - САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ КОНТАКТА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ"
      2024-09-05 09:57

      Похода в Национальный театр кукол им. Ов. Туманяна на этот раз была имел конкретную цель. Поговорить о туре по Китаю, из которого театр только что вернулся. Но на входе едва не растянулась, оступившись о какой-то кабель - в театре кипит ремонт. Мама дорогая! Таких, простите, туалетов, в смысле санузлов, даже в наш гламурный век вы не видели и видеть не могли. Микс кукольного домика с праздничным тортом, все такое сиренево-мятное, прозрачно-возушное. И умывальнички установленные по росту маленького зрителя - отдельной песней. Молодой директор театра Арташес БАБАЯН не только заработал имидж прекрасного арт-менеджера и человека способного работать 24 на 7, но и человека, рядом с которым так работают все остальные. И результат налицо.

    • ВПЕРВЫЕ
      2024-08-29 10:11

      Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • "СЕЛЕНИЕ ЭСТЕБАНА" – КАК РОЖДАЕТСЯ В ЛЮДЯХ ПЕСНЯ
      2024-02-28 11:08

      "...И показывая на мыс, горой из роз поднявшийся на горизонте Карибского моря, скажут на четырнадцати языках, смотрите, вон там, где ветер теперь так кроток, что укладывается спать под кроватями, где солнце светит так ярко, что подсолнечники не знают, в какую сторону повернуться, там, да, там находится селение Эстебана...", - так говорил Габриель Гарсиа Маркес.  "Селение Эстебана" - не как символ недостижимого элизиума, а как символ готовности людей воплотить свою мечту. Но прежде чем воплотить, мечту надо узнать, услышать и обрести. И если она толкает к внутреннему преображению, совершенно не важно, из чего мечта родилась - из миража, из ничего или даже из выброшенного на берег морской волной утопленника.  Об этом спектакль "Эстебан", поставленный по рассказу Г.Г. Маркеса "Самый красивый утопленник в мире" Надеждой ИСРАЕЛЯН на сцене Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна.