АРМЕНИЯ ПРИНЯЛА ЭСТАФЕТУ У КИТАЯ
XXXIV Конгресс Международного института театра пройдет в Ереване
Примерно в это же время 2014 года подведет итоги Всемирный конгресс Международного института театра (МИТ) ЮНЕСКО, который на этот раз пройдет в Ереване. А пока министр культуры РА Асмик Погосян и генеральный секретарь МИТ Тобиас Бьянконе, недавно посетивший Армению, подписали соответствующий меморандум.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА - САМАЯ БОЛЬШАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ театральная организация, созданная в целях поощрения международных связей между театральными деятелями и в интересах изучения теории и практики театра. Институт был создан в Праге в 1948 году, почти сразу после окончания Второй мировой войны, когда арт-деятели европейских стран окончательно убедились, что красота просто обязана спасти мир. Если еще в 1975 году у МИТ было 54 национальных центра, то сегодня в его состав входят 99 стран-участниц. Институт - международная неправительственная организация, поддерживающая, однако, тесное сотрудничество с ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Организация способствует установлению контакта между театрами разных стран и обмену информацией. По инициативе МИТ с 1956 года ежегодно 27 марта отмечается Международный день театра под девизом "Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами". Международный центр МИТ находится в Париже. Представители национальных центров МИТ собираются каждые 2 года на конгресс, являющийся верховным органом института. Последний, XXXIII Всемирный конгресс МИТ прошел в китайском городе Сямэнь (провинция Фуцзянь, юго-восточный Китай) в 2011 году. В нем принимали участие свыше 400 представителей более чем из 60 стран и регионов мира.
Где найти еще один Китай, чтобы провести следующий форум, - вот вопрос, которым было сильно озабочено руководство МИТ, махнувшее рукой на европейские страны, константный кризис которых ну никак не позволяет им роскошествовать во имя мирового театра. Но тут случился в Киеве фестиваль "Ведлунья", на котором встретились генеральный секретарь Международного института театра Тобиас Бьянконе и председатель нашего СТД, глава национального центра МИТ Акоп Казанчян. И вторая Поднебесная нашлась в лице Армении.
"МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ТОБИАСОМ БЬЯНКОНЕ В КИЕВЕ, - РАССКАЗЫВАЕТ КАЗАНЧЯН. - Он искал варианты места для проведения конгресса, вернее, у него уже была договоренность с конкретной страной. Но после ее посещения он вернулся с грустными впечатлениями. Там ставили какие-то "тоталитарные" условия, требовали согласования чуть ли не каждой фамилии. Я предложил ему приехать в Армению. По возвращении встретился с Асмик Степановной, она попросила предварительную смету этой акции, а ознакомившись, сказала, что такая перспектива может рассматриваться. Тем более что МИТ в свою очередь берет на себя значительную часть расходов, у них есть свои спонсоры, в основном представители Арабских Эмиратов, которые тоже приедут на конгресс".
Кстати, конкретная страна, с которой уже была договоренность, которая оставила не самое благоприятное впечатление на генерального секретаря МИТ и о которой не стремится распространяться председатель СТД, - это наши непосредственные соседи. Почему Азербайджану вздумалось "согласовывать" каждого участника конгресса, кто его знает? "Каждый деятель культуры - армянский резидент..." - согласитесь, в этом что-то есть. В итоге соседи утешились тем, что недавно в рамках II Международного фестиваля кукольных театров Cırtdan в Баку прошло собрание исполнительного комитета Международной ассоциации кукольных театров UNİMA. В связи с этим заместитель министра культуры и туризма Азербайджана Адалят Велиев особо подчеркивал, что в Азербайджане развитию театрального искусства уделяется исключительное внимание. Вот и славно.
Тем временем Тобиас Бьянконе - драматург, театральный критик, писатель, поэт, издатель, президент Международного форума драматургов при ЮНЕСКО, генеральный секретарь Международного института театра, член совета Швейцарского центра МИТ приехал в Ереван и встретился с министром культуры Армении Асмик Погосян. В результате этой встречи было подписано соглашение, а затем исполнительный комитет Международного института театра принял решение, что конгресс пройдет в Ереване.
"ДУМАЮ, НАМ НАДО ПОСТАРАТЬСЯ, ЧТОБЫ ЭТО БЫЛ НЕ ПРОСТО КОНГРЕСС, а творческий форум, с мастер-классами, лекциями, дискуссиями, - считает Акоп Казанчян. - Чтобы наши артисты и режиссеры, особенно молодые, имели возможность творческого общения людей театра с мировым именем. Еще я думаю над международным театральным проектом, премьера которого может состояться в эти дни. Во время недавнего пребывания в Ереване руководителя Московского центра Мейерхольда Виктора Рыжакова мы договорились о проведении совместной режиссерской лаборатории магистрантов школы-студии МХТ и наших ребят. Стоит подумать над тем, чтобы провести ее в те же сроки, что и конгресс, и расширить рамки, чтобы она была не только русско-армянской".
В прошлом году Международный институт театра запустил в Мексике новую образовательную программу. В ней приняли участие 24 человека из 10 стран Европы и Латинской Америки. Обучение в творческих мастерских проекта было сформировано по принципу заочной системы - раз в полгода студентов в течение месяца ожидали интенсивные занятия с преподавателями, остальное время было посвящено индивидуальной работе. "В этом контексте европейские страны интересуют нас не в первую очередь. В иных культурах большая вероятность встретить новое, необходимое для развития театрального искусства. Вне зависимости от масштабов проектов их целью являются инновации в театре, поэтому самое важное - молодые люди, готовые к новому", - говорил по этому поводу Тобиас Бьянконе.
Любые формы творческих контактов хороши. "Для нас этот конгресс станет исключительной возможностью открыть новые двери для сотрудничества с разными театрами мира", - считает председатель СТД Армении.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-01-30 10:32
Законопроект "О дополнениях и изменениях в законе РА об основах культурного законодательства" вызвал очередной девятый вал возмущения. В нем предлагается заменить слово "Национальный" в названиях очагов культуры, пребывающим в этом статусе, на "Общегосударственный". Волна возмущения заставила давать по этому поводу объяснения как депутатов НС, инициировавших поправки в законе, так и министра ОНКС. Согласно этим объяснениям, в названии соответствующих учреждений культуры слово "Национальный" остается - "Общегосударственным" становится их официальный статус, а название - пусть себе! Словом, история мутная. Председатель Совета директоров театров и концертных организаций, заслуженный деятель искусств Рубен БАБАЯН уверен, что в законопроекте гораздо больше подводных течений, чем тезис об отмене слова "национальный", которой формально не будет.
-
2025-01-28 09:42
До церемонии главной театральной премии страны, "Артавазда", которая традиционно состоится 27 марта, в Международный день театра - ровно два месяца. Но уже сегодня принято решение, которое наполняет праздник особым смыслом. В конце прошлой недели состоялась встреча председателя СТД Армении Акоба Казанчяна и директора Капанского Драматического театра им. Ал. Ширванзаде Тиграна Атаяна с марзпетом Сюника Робертом Гукасяном. Результат встречи - церемония "Артавазда", которой будет предшествовать недельный показ спектаклей лучших театров страны, состоится в Капане и будет посвящена 90-летию капанского театра.
-
2025-01-21 10:15
"Поэтов тираны не понимают, когда понимают, тогда убивают"... До убийства, слава Тебе, Господи, дело не дошло, но Следственный комитет Армении возбудил уголовное дело против поэта, писателя, сатирика и публициста Ваграма СААКЯНА по п. 3 ч. 2 ст. 329 УК: публичное высказывание, направленное на возбуждение или пропаганду ненависти, дискриминации, нетерпимости или вражды. В этом контексте нас всех можно поздравить в связи с еще одним большим шагом на пути к полной диктатуре. Ибо диктаторская сущность системы определяется не способностью вождя готовить яичницу или отсутствием таковой. Диктаторская сущность системы проявляется особенно ярко, когда она начинает сажать за высказывание, - публичное, а дальше уже и непубличное.
-
2025-01-20 10:18
«Столь беспечны и равнодушны мы, что не знаем даже, какие древности, оставленные нам в наследие предками, имеются на нашей родине, не знаем, какая память об исторических древностях скрывается в окружающих нас горах, ущельях и лесах, не знаем, какие надписи, освещающие темные места нашей национальной истории, сохранились на стенах разрушенных ныне монастырей и церквей, часовен и пустынь, на хачкарах и плитах надгробных, в памятных записях пергаментных рукописей. Пользу от нашего равнодушия извлекают чужаки», - так начинается книга-исследование епископа Армянской Апостольской Церкви, путешественника, писателя, этнографа, археолога и педагога Макара Бархударянца.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-12-21 11:03
"Пап, а это кто? - Турок. - А это? - Турок. - А вон тот? - Тоже турок. - Пап, а тогда почему ты сказал, что мы едем в Западную Армению?". Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха - это так, гипотетически... Вопросы, которыми задается звезда и действительно один из лучших наших актеров среднего поколения Самвел ТОПАЛЯН в авторском проекте "8 000 километров", отнюдь не гипотетические. И путь поиска ответов на них - мучительный, особенно когда тебе со всех сторон предлагают "альтернативные версии". Возможно, это путь гораздо более сложный, чем преодоление 8 000 километров, но это - дорога к Дому.
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.