НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО В ЗАЩИТУ НАСЛЕДИЯ
Прошедшая в Национальной академии наук Армении научная конференция «Основные задачи историко-культурного наследия в постсоветский период» собрала ученых из разных стран. Грузия, Германия, Польша, Россия, Венгрия, Литва и, конечно, Армения-Арцах. Представители научных и вузовских сообществ этих стран выступили с разными докладами, касающимися как угрозы, нависшей над национальным наследием армянских республик, еще четверть века назад входящих в состав одного государства, так и вопросов, связанных с применением современных технологий в науке.
КОНФЕРЕНЦИЯ БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИМ ФОНДОМ «ГЕГАРД», действующим неполный год, но успевшим за столь короткий период времени организовать три крупных научных мероприятия. Нынешняя конференция, по словам председателя фонда Роберта Казаряна, нацелена на рассмотрение вопросов историко-культурного наследия, имеющегося в регионе Южного Кавказа и связанного, в первую очередь, с Арменией и Арцахом.
«Мы хотим поднять голос в защиту объективной реальности и обоснованных научных фактов, в свете которых рассматривается историко-культурное наследие бывших социалистических республик. Не секрет, что в результате распада СССР культура разных этносов и наследие народов оказались в зонах конфликтов, и сегодня налицо реальна угроза их уничтожения. Делаются попытки фальсификации исторических фактов и событий, присвоения культуры и истории коренного населения. Это неотъемлемая часть политики некоторых государств, направленной на искажение истории региона. Это - не что иное как преступление в отношении цивилизации и ее ценностей, - отметил Роберт Казарян. - Речь, в первую очередь, идет об историко-культурном наследии армянского народа, которое находится сегодня под контролем Азербайджана. К сожалению, мы видим, как в Азербайджане проводится неприкрытая политика уничтожения не только образцов культуры, созданных в Арцахе за последние 30 лет, но и огромного пласта армянской истории, насчитывающего несколько веков и тысячелетий».
Ученый подчеркнул, что официальный Баку также продолжает претворять в жизнь политику албанизации армянского христианского наследия и делает это путем фальсификации истории, фактов и отказа от научного подхода. Подобная программа преследует две основные цели: присвоение истории и наследия армянского народа путем превращения их в «азербайджанские» и закрепление их за собой с дальнейшим уничтожением армянских памятников, как это происходило в Нахиджеване. Роберт Казарян привел в качестве примера армянские хачкары Джуги, которые сначала были объявлены официальным Баку «албанским наследием», затем начали постепенно уничтожаться, а в 2005-2006 годах были окончательно стерты с лица земли. А ведь огромное поле хачкаров имело мировое цивилизационное значение, однако ни этот факт, ни прямая фиксация разрушения средневекового армянского памятника культуры не остановили преступный вандализм режима Алиева.
Осознавая, что в сложившейся ситуации, в век цифровых технологий и активности социальных сетей недостаточны организация лишь научных форумов и издание научных трудов, фонд «Гегард» в ежедневном режиме в интернете публикует материалы и информацию, связанную с фальсификацией, вандализмом и другими проявлениями политики Азербайджана в отношении памятников армянской истории и культуры.
«В ПУБЛИКАЦИЯХ НАШЕГО ФОНДА В СОЦСЕТЯХ МОЖНО УВИДЕТЬ ВИДЕО- И ФОТОМАТЕРИАЛЫ, статьи, заметки, научные публикации не только на армянском, но и на иностранных языках, в том числе - на азербайджанском. Мы пытаемся донести, в том числе и до азербайджанских пользователей, правду о происходящих событиях, раскрыть им глаза на историческую действительность, - продолжил Роберт Казарян. – Нам удается привлечь внимание азербайджанской общественности, которое нередко перерастает в интересные дискуссии вокруг разных вопросов, касающихся истории, культуры, наследия, армяно-азербайджанского конфликта и т.д. Наши рабочие языки, в первую очередь, - это английский, русский, азербайджанский, что позволяет вынести проблему за пределы армянской среды, сделать ее международной и показать широким слоям мировой общественности объективную картину прошлого и настоящего нашего региона. Мы не добавляем и не убавляем что-либо к историческим фактам, а лишь показываем реалии, обоснованные научным подходом».
Публикации фонда «Гегард», нацеленные на азербайджанскую общественность, не ограничиваются лишь материалами на тему истории и культуры. Как отметил Роберт Казарян, затрагиваются также другие вопросы, например, события в армии Азербайджана, касающиеся участия военных этой республики в 44-дневной Арцахской войне и многочисленных случаев самоубийств после ее завершения, продажа донорских органов, социально-экономическая ситуация, организации, занятые сегодня в строительных работах в оккупированном Арцахе, то, насколько вовлечен в них режим Алиева и т.д. Это, по словам Роберта Казаряна, вопросы, которые волнуют азербайджанское общество.
«Понятно, что достучаться до общества в соседнем государстве, где все построено на антиармянской пропаганде, непросто: медиаполе в Азербайджане полностью находится под контролем соответствующих служб страны. И тем не менее, мы должны работать по данному направлению», - подчеркнул председатель фонда «Гегард».
Координатор научного центра «Орбели» Микаэл Яланузян отметил, что историческая память имеет неоценимое значение, так как она - основа строительства настоящего и будущего. Для стран и государств, наций и народов память прошлого и наследие являются столпами, на которые они опираются. Для формирования коллективной общественной памяти самым важным остается культурное наследие, которое не только объединяет поколения, давая формулу бытия на века и тысячелетия, но также укрепляет и придает онтологический смысл жизни.
«Армянский народ веками боролся не только за физическое существование своего государства, но и за сохранение своей культуры. Независимо от трагических поворотов истории, наш народ не жалел сил в вопросах охраны и передачи поколениям своего культурного наследия, - сказал Микаэл Яланузян. – Развал СССР и создание независимых государств сопровождались для армянского народа тяжелыми потрясениями, кровавой войной, насильственным выселением с исторической родины наших соотечественников Арцаха и потерей культурного наследия. Но как бы ни было сложно, научная общественность Армении продолжает исследовать историко-культурный пласт во всем его многообразии как на территории современной Армении, так и за ее пределами».
Сегодня в Армении издаются книги, статьи, монографии, снимаются фильмы, которые знакомят мир с богатством нашего наследия, а ученые поднимают свой голос против несправедливости и варварства, с которыми мы сталкиваемся за последние десятилетия. Противники Армении не жалеют сил, делая все, чтобы подтасовать историю и факты, присвоить армянскую культуру, прекрасно осознавая, что потеря историко-культурного наследия приведет к ослаблению национального самосознания армянского народа. По мнению Микаэла Яланузяна, ученым необходимо удвоить усилия, чтобы противостоять подобным вызовам.
Добавим, что с интересными и важными докладами на форуме выступили Грануш Харатян, Михаил Ильченко (Германия), Рубен Галичян, Алам Помиченски (Польша), Тамаз Гоголадзе (Грузия), Шахбан Хапизов (Россия, Дагестан) и другие.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-10-11 09:50
- Кинематограф – это синтез нескольких видов искусства: театра, музыки, живописи, литературы. Через кино можно познать многообразие культуры того или иного народа, и именно поэтому уже много лет мы проводим в Армении Фестиваль японских фильмов, позволяющий армянской общественности и гостям нашей страны соприкоснуться с богатой культурой Японии, - сказала на открытии декады японского кино в Армении председатель Армяно-японской культурно-образовательной общественной организации «Хикари» Карине Пилипосян. Фестиваль, инициированный ОО «Хикари», по традиции открылся 9 октября, и в формате 9 показов продлится до 19-го числа. Лучшие фильмы японских режиссеров будут показаны не только в Ереване. Жителей Вайка, Гюмри, Вагаршапата, Ехегнадзора также ожидает встреча с кинематографом Японии, который отличается философской глубиной, самобытной эстетикой, традиционной структурой и умением донести до зрителя ценные мировоззренческие идеи.
-
2024-10-10 10:23
На прошедшей в Национальной библиотеке Армении (НБА) Международной научной конференции «Сохранение наследия во имя стабильного будущего» была рассмотрена и тема историко-культурного наследия Арцаха. На одном из заседаний прозвучали доклады Нунэ Сарумян и Овика Аванесова – разные по проблематике, но имеющие логическую взаимосвязь.
-
2024-10-09 10:21
Именитый дирижер, заслуженный деятель искусств Армении Арам Карабекян прожил недолгую, но насыщенную жизнь. За неполные 60 лет он успел пройти обучение и развернуть деятельность в разных странах мира: США, Италии, Германии и других. Однако своим домом он всегда считал Ереван, где на протяжении долгих лет трудился на благо развития классической музыки, будучи главным дирижером и художественным руководителем Государственного камерного оркестра Армении. Ереван не остался в долгу у маэстро Карабекяна. На днях в центре нашей столицы состоялось открытие памятной именной таблички, украсившей вход в здание по адресу ул. Спендиаряна, 5, где жил этот прославленный музыкант.
-
2024-10-07 09:13
В разных странах мира установлены десятки мемориалов в память о жертвах Геноцида армян, ассирийцев и понтийских греков, совершенного Османской империей в начале ХХ века. За сто лет после массовой резни младотурками представителей этих народов на мировые киноэкраны вышло немало разножанровых фильмов о Геноциде, снятых как армянскими, так и зарубежными кинематографистами.