Последние новости

РОЖДЕСТВО В ЗАЗЕРКАЛЬЕ

Нам лишь кажется, что открытое отношение к миру, дружба, любовь возникают сами по себе - потому что есть мама, семья, школа. Если бы все было так просто, то наши чувства зависели бы только от наших привычек. Но жизнь доказывает, что часто – не стерпится и не слюбится.

МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТР ПРИ ЦЕНТРЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ в Ереване не хочет зависеть от непредсказуемости везения или совпадения. И на роль "предсказанного случая" в создании прочных связей детей и детей, детей и взрослых он призвал игру и сценическое искусство, предложив своим зрителям новогоднее представление, которое иначе как беспрецедентным не назовешь.

Детские "елки" - непременная строка каждого театрального репертуара и почти обязательный атрибут новогодней культпрограммы каждой семьи. Чаша сия не минула практически ни один столичный театр – каждый приготовил свою рождественскую сказку с волшебством, песнями и танцами и, конечно, с хороводами вокруг елки в фойе при участии Деда Мороза и Снегурочки. В зрительных залах яблоку негде было упасть, и дети радовались от души – весело и… предсказуемо.

В Маленьком театре все новогодние трюизмы улетучились сразу с порога зрительного зала – хотя бы потому, что зал этот попросту исчез. Открывая стеклянные двери по улице Абовяна, публика сразу попадала в Страну Чудес, в Зазеркалье, в царство Снежной королевы – это уже у кого какие сказочные ассоциации. Но, пожалуй, наиболее точная аллюзия – "Щелкунчик". Хотя здесь нет заколдованного принца и войска Мышильды, но один гофмановский персонаж в Маленьком театре уж наверняка проживает: руководителя театра Ваана Бадаляна в самый раз представить гофмейстером, пришедшим на детский бал с бесконечной чередой волшебных сюрпризов.

Итак, кресла небольшого амфитеатра исчезли. Погруженный в полумрак зал освещен затейливо переплетенными, светящимися сотнями крошечных огоньков гирляндами. Пол густо усыпан снегом, и самые маленькие зрители с визгом поднимают снежные бури. На высоких тумбах очаровательные феечки в изящных колпаках, арлекины, фокусники и акробаты выписывают немыслимые па. Но они сразу сойдут со своих пьедесталов, чтобы ввести в чудо-Зазеркалье малыша, растерявшегося от непривычности действа. Огромный – ростом с двенадцатилетнего подростка - красно-сине-желтый попугай, как привет от капитана Флинта, оглашает зал громкими криками. Тем не менее самые смелые, а таких немало, выстроились в очередь, чтобы сфотографироваться с "пиратом морей". Маленькая ведунья, мелькая среди гостей, протягивает плетеную корзиночку – вытяни билетик и узнай, каким прекрасным для тебя будет грядущий год. За небольшим столом кучкуется целая группа малышей – здесь столько цветных карандашей, фломастеров, альбомов! И рисуют здесь не просто из любви к искусству, а "со смыслом". Удачный рисунок – и бонус, яркая звездочка, полученная из рук маленьких устроительниц бала. Такую же звездочку можно получить, разгадав загадку, прочитав стишок, словом, проявив талант. Ну а три звездочки – это… совсем не то, что вы подумали. Это пропуск в тайные комнаты волшебного Зазеркалья.

Гофмейстер Ваан Бадалян, как волшебной палочкой, прошелся по каждому уголку своего вот уж действительно маленького театра.ГОФМЕЙСТЕР ВААН БАДАЛЯН, КАК ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ, ПРОШЕЛСЯ по каждому уголку своего вот уж действительно маленького театра. И на глазах крошечная подсобка превратилась в чертог Снежной королевы, где она, печальная, восседает на троне в ожидании общения с гостями. В бывшей гримерке среди белого марева различимы ворожащие над столом ведуньи, которые убедят любого, что самое его сокровенное желание непременно исполнится. Ну и, конечно, отдельные апартаменты в Маленьком театре у Деда Мороза, и с ним можно не просто фотографироваться и водить хороводы, но вести беседы о самом главном…

Мы не отдаем себе отчета в том, что наше существование строится на игре. Игра как притворство, превращение, примеривание ролевых масок и функций для определенных задач и ситуаций. Игра как познавательное поведение. Видимо, Ваан Бадалян не забывает об этом даже тогда, когда, движимый своим безудержным воображением, сочиняет свою волшебную рождественскую сказку. В радостной, романтической атмосфере на светящейся поверхности светящегося серебристого новогоднего шара ясно отражается не только просветительская, но и социо-организующая функция. Достаточно понаблюдать, с каким педагогическим уменьем вовлекали в игру дети-студийцы детей-гостей, как бережно и внимательно относились более старшие к младшим, сколько внутренней свободы, которая, оказывается, отлично сочетается с воспитанностью, в маленьких артистах и как она заразительна.

О каких-то особых материальных возможностях, а тем более о государственной дотации Маленькому театру мечтать не приходится. Кстати, и билетов на новогоднее представление у театра толком не было. Был анонс на Facebook и работа "сарафанного радио". Этого оказалось достаточно, чтобы все дни спектакля Маленький театр превращался в Волшебную комнату из "Гарри Поттера", которая увеличивалась в зависимости от количества находящихся в ней людей. А на вопрос, откуда финансы на всю эту гофманиаду, Ваан Бадалян улыбается: "Какое финансирование?! Мы все сами". "Мы" - это не только маленькая, малюсенькая, можно сказать, но "в тельняшках" команда Маленького театра. Это занимающиеся здесь дети и их родители, готовые всячески поддерживать замечательные начинания тех, с кем их сыновьям и дочкам так здорово.

ВЕДЬ НАМ ЛИШЬ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОТКРЫТОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ, ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ возникают сами по себе - потому что есть мама, семья, школа. Жаль, что ни один из сказочных персонажей спектакля не мог сотворить чуда и явить сказочному миру каких-нибудь чиновников из культурного и образовательного ведомств.

Думается, даже они не оказались бы здесь в образе Огурцова. Думается, им стоило воочию увидеть и замечательный костюмированный парад начала, и сияние детских глаз при виде комнат с чудесами, и карнавальную дискотеку финала. Им стоило воочию услышать, с каким одинаковым воодушевлением кричали "Браво!" и малыши, и "средние школьники", и, кстати, сбросившие не один десяток лет взрослые. Им стоило бы увидеть воочию, как она работает в реальности – педагогика сотрудничества, способная повышать, как нынче говорят в Европе, "качество личности и качество общения". Тогда, того и гляди, в чьей-нибудь голове и возникла бы мысль сделать Маленькому театру государственный заказ на подобный спектакль – без новогодней привязки, который можно играть репертуарно. И это была бы не постановка для галочки, а шаг на пути соединения усилий для развития социальной, культурной, образовательной среды общения. Будет укрепляться эта среда – станет надежнее и обоснованнее пресловутая уверенность в завтрашнем дне. "Спасибо" скажут и взрослые, и дети.

Дети, как известно, максималисты – в любви и благодарности особенно…

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "НАШЕ ВСЕ", ОТЛОЖЕННОЕ НА ПОТОМ
      2020-08-05 10:26
      1306

      "Я знаю - саду цвесть!" - раз за разом повторяют государственные мужи разных уровней. А сад, точнее, парк, который должен окружать территорию Культурного центра-музея Гранта Матевосяна и который должен носить имя малой родины писателя, Ахгидзор, с мостом, носящим имя княгини Наны, с лабиринтом, символизирующим творческий путь классика литературы, все не цветет. Как, впрочем, и сам центр, здание которого, за исключением самой малости, полностью построено и давно уже могло стать моделью матевосяновского космоса.

    • "ОТ МАШТОЦА ХОТЯТ ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО БУКВЫ"
      2020-07-30 10:02
      4308

      Недавно Размик ДАВОЯН отметил свое 80-летие. Отметил выходом новой книги. Книги Поэта – о Поэте Всех Армян Туманяне. Наверное, это дань туманяновской традиции – осознание, что все, что происходит с твоей страной, твоей историей и культурой, происходит лично с тобой.

    • ВНОВЬ СТАТЬ "ПРОРАБАМИ ДУХА"
      2020-07-29 11:31
      4286

      Назначение самого молодого заслуженного деятеля искусств РА Ваана БАДАЛЯНА директором Национального центра эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна многие сочли единственным не просто вменяемым, но достойным поступком Министерства НОКС. Когда-то Андрей Вознесенский в своем эссе восхищался "Прорабом духа" Генрихом Игитяном и его уникальным творением. Сверхзадача нового директора – вернуть Центру его некогда блистательную репутацию.

    • НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ
      2020-07-28 09:44
      1047

      В христианской цивилизации есть и День благодарения, и Прощенное воскресенье… Но за все ли поблагодаришь и, главное, все ли простишь? Можно ли - и не когда-нибудь, когда затянутся раны, а здесь и сейчас, христосоваться, благодарить и прощать того, кто пришел с мечом на твою землю, кто здесь и сейчас убивает твоего отца, сына, брата? "Можно и нужно", - говорят носители "европейских ценностей", плодящиеся с неожиданной скоростью и на этой скорости крайне плохо успевающие переварить эти самые "европейские ценности". Нельзя, невозможно, ибо это не выше даже, а вне человеческих сил - отвечает им христианская цивилизация, ибо "кто пришел к нам с мечом, тот от меча и погибнет".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Детский центр технологий создадут в городе Берд
      2020-07-30 11:53
      451

      Детский центр технологий "Тумо" создадут в городе Берд, у границы с Азербайджаном. Постановление о выдаче территории для центра было принято на заседании правительства Армении 30 июля.

    • «ПЧЕЛКИ» ИЗ ЛОРИ
      2020-06-26 11:30
      4155

      Молодые учителя Грачья Апинян и Ани Мартиросян, преподающие в средней общеобразовательной школе села Благодарное Лорийского марза, задумали основать в соседнем Мехваовите детскую игровую площадку. С этой целью они взялись за раскрутку необычного проекта, в основу которого положили творчество юных жителей села. Как связаны между собой строительство площадки и творчество детей? Что привлекло учителей Благодарного в Мехваовите? Ответы на эти и другие вопросы корреспонденту «Голоса Армении» удалось получить в беседе с Грачьей Апиняном.

    • HIGHFEST: ФЛАГМАН ВЫХОДИТ В РЕЙС
      2019-09-30 15:29
      1314

      Президент Международного фестиваля исполнительских искусств HighFest Артур ГУКАСЯН на интервью приехал буквально с трапа самолета. Прямо в преддверии фестиваля, который возьмет старт 1 октября, Гукасян на один день слетал в Брюссель. По поводу! Повод приятный и почетный - за наградой. Ереванский HighFest вошел в топ лучших фестивалей Европы. Точнее, его признала таковым престижная и авторитетная EFA - Европейская фестивальная ассоциация.

    • МАННА НЕБЕСНАЯ И ВЛАСТЬ МЕСТНАЯ
      2019-09-26 14:46
      1750

      Фестиваль "Театральный Гавар", прошедший с 16 по 24 сентября в стенах нового здания Драматического театра им. Л. Калантара, стал не просто настоящим праздником. Он заставил задуматься над тем, почему это праздник, "который не всегда с тобой", и что делать, чтобы он перестал быть для местных жителей неожиданным подарком от Союза театральных деятелей Армении.