Последние новости

ЛАСТОЧКИ УЛЕТЕЛИ

Люблю бродить поздно ночью по моему Еревану, куда я возвращаюсь каждый год.

Так я оказался на площади перед зданием театра оперы и балета, со стороны филармонии, где в кресле восседает наш гений музыки Арам Хачатурян; напротив него в скверах сидят: справа – великий Согомон Согомонян – Комитас, а слева – гениальный Мартирос Сарьян. Перед ними под Каскадом стоит, как дирижер города, великий зодчий Александр Таманян, смотрит на свое гениальное творение – театр оперы и балета и прислушивается к беседе своих друзей.

БЫЛА ТЕПЛАЯ ОСЕННЯЯ НОЧЬ.

- Согомон, - обратился Мартирос Сарьян к Комитасу. – Что происходит? Где наш Ереван?

- Нашего Еревана уже почти нет, Мартирос, - ответил Комитас.

- Честно говоря, мне не хочется больше рисовать такой город, - грустно сказал Мартирос.

- Друзья, - вставил свою реплику Арам Хачатурян, - Ереван остается только в наших душах. И я не напишу больше ни одной ноты.

- Представляете, мне больше не хочется петь, - продолжил Комитас. – Мартирос, Арам, вы можете представить, что со мной происходит, когда я смотрю на сегодняшний Ереван? Иногда мне кажется, что те шестнадцать лет, которые я провел в Париже, в безмолвии, были намного более легкими, чем сейчас, когда я вижу, что делают с нашим прекрасным некогда городом.

Таманян благодарно улыбнулся.

- Согомон, Арам, вы не знаете, кому пришло в голову в чудесном колоритном южном городе снести весь старый центр и построить несуразный Северный проспект с небоскребами? – спросил Мартирос.

- Согомон, Мартирос, - не без юмора сказал Арам, - вы представляете, мы с вами еще легко отделались, нас от этого проспекта закрывает творение нашего друга, Александра Таманяна, а каково Ованесу Туманяну и Александру Спендиаряну, которые сидят прямо напротив него и даже не имеют возможности поговорить друг с другом, высказаться.

- Ախր, այ Ալեքսանդր, մի բան ել դու ասա, - обратились все трое к Таманяну.

- Ի՞նչ ասեմ տղաներ: Ժամանակին ես կենտրոնական կոմիտե նամակ գրեցի, որ չի կարելի Երևանում չորս հարկից բարձր շենքեր կառուցել: А кто меня послушал? – ответил Таманян.

- Арам, Мартирос, – обратился к ним Комитас, - вам "повезло", не видно, а я отсюда прекрасно вижу: прямо в начале этого проспекта за роялем сидит в одиночестве наш Арно Бабаджанян, но не играет. Он оторвал руки от клавиш, вознес их к небесам и возмущенно воскликнул: "Աստված իմ, էս ի՞նչ են անում մեր քաղաքը":

- Нет, - сказал Арам, - все мелодии, которые я сберег для моего Еревана, унесу с собой, - сказал и укутал свои ноги в одеяло, которое ему предоставил скульптор.

- Мартирос, ты помнишь наш чудесный Конд? – ностальгически вопросил Комитас.

- Как не помнить, - задумчиво ответил Мартирос и продолжил. – Я там как-то снимал комнату у Аразянов и писал много. Оттуда сквозь огромное тутовое дерево виден был Арарат…

- Погоди, погоди, - прервал Мартироса Комитас, - ты про каких Аразянов говоришь? Не Мариам звали ее?

- Да, Мариам, - ответил Мартирос, - Мариам Аразян, Аршавир и Вагаршак Аразяны. А ты откуда знаешь ее, Согомон?

- Мариам Аразян, - радостно сказал Комитас, - пела у меня в хоре, была солисткой, чудесный был голос у нее, прекрасный тембр.

- Размечтались, - вмешался Арам, - ведь и Конда уже нет. Давайте прекратим разговоры, уже светает, народ придет на нас смотреть.

- Погоди, Арам, - сказал Комитас - Мартирос, ты помнишь, в наши с тобой времена в городе было полно ласточек?

- Конечно, помню, Согомон, - ответил Мартирос, - я их в Конде очень много рисовал. Природа их наградила гениальными линиями.

- Согомон, - не без сарказма спросил Арам, - а кто написал песню "Цицернак"?

- Арам, ты не думай, что с моей памятью что-то случилось, нет, "Цицернак" - это народная песня, а вот обработку сделал я, - ответил Араму Комитас. – Кстати, Мартирос, а ведь сейчас в городе нет ласточек. Куда они делись?

- Согомон, дорогой, ласточки улетели, а прилетели вороны, - подытожил Мартирос.

- А вы говорите մի բան ասա, - вставил Таманян.

- Ребята, вы случайно не знаете, кто это стоит перед нами на площади, маленький такой человечек на постаменте? И почему наша площадь называется Французская? – спросил Арам.

- Говорят, - со знанием дела ответил Мартирос, - Роден его прислал. Ну, стоит себе и стоит, пусть стоит. Роден все же наш коллега.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОЛОКОЛА
      2017-04-24 15:20

      Суд был неправедным. Люди возмущались, требовали справедливости. Обращались во все инстанции. Но тщетно! Народный вердикт был единодушен: звонить во все колокола!

    • КОСЯК ЖУРАВЛЕЙ
      2016-09-30 16:25

      - Люди - и - и - и- и... - кричал он над толпой. - Оторвитесь на минутку от мобильников, поднимите головы - ы -ы - ы - ы... Посмотрите на небо - о - о - о - о... Какая красота - а - а - а - а... Какие краски - и - и - и - и... Люди и - и - и - и - и... Посмотрите, какое яркое солнце, как оно свет - и - и - и - т... Люди - и - и - и - и... Оторвитесь на минутку, поднимите головы, посмотрите, как высоко летают птицы - ы - ы - ы - ы... Люди - и - и - и - и - и - и - и... - не переставал взывать он.

    • НОБЕЛЬ
      2015-01-21 15:04

      Мне надоело искать спонсоров и ждать от них денег, чтобы снять фильм. Разозлившись, я сел и написал пару рассказов и отправил в Норвегию, в Осло. Потому что премии выдают то шведы, то норвежцы, в общем, люди скандинавской национальности.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОНД СОВЕРШЕННО НЕ ИЗУЧЕН
      2021-02-18 10:54

      Комитет по градостроительству РА выступил с предложением организовать открытый международный конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию развития, возрождения, проектирования туристических инфраструктур в историко-градостроительной среде ереванского квартала Конд.

    • САМОСТРОЙ В ЗАКОНЕ
      2021-01-15 10:41

      Премьер обещал переходное правосудие. Мэр кричал – абсурд Архитектурному позору Еревана положат конец, обещал больше двух лет назад бывший главный архитектор столицы Артур Месчян. Зачастую сталкиваешься с такими вопиющими случаями, говорил он, что невольно задаешься вопросом: кто вообще мог выдать разрешения на подобное строительство.

    • Артур МЕСЧЯН НЕ РЕАЛИЗОВАЛ НИ ОДНОЙ ПРОГРАММЫ
      2020-09-04 11:26

      Бывший главный архитектор Еревана Артур Месчян при вступлении в должность обещал построить две станции метро, новую канатную дорогу, восстановить зеленую территорию вокруг Оперы и покончить с градостроительным беспределом. Однако все это осталось на бумаге. Корр. "ГА" попросил высказать свое мнение о деятельности Месчяна председателя Палаты архитекторов Мкртича МИНАСЯНА.

    • Президент Арцаха: Развитие Степанакерта - наш главный приоритет
      2020-08-22 15:23

      В ближайшие годы планируем полностью решить проблемы аварийных домов Степанакерта. Об этом написал на своей странице в Facebook президент Арцаха Араик Арутюнян.