Последние новости

ОН ПРЕВРАТИЛ КИНЕМАТОГРАФ В ИКОНУ...

50 лет шедевру поэтического кино

"Если Достоевский был убежден, что красота спасет мир, то Параджанов решил спасти красоту..."

Иосиф Бродский

В связи с приближающимся 100-летием со дня рождения самобытного украинского писателя рубежа XIX и XX веков, классика украинской литературы Михаила Коцюбинского Киевская киностудия в 1964 году поручила режиссеру Сергею Параджанову постановку фильма по его повести "Тени забытых предков".

Кадр из фильма „Тени забытых предков„.ЛЮБОПЫТЕН ТОТ ФАКТ, ЧТО ВО ФРАНЦУЗСКОМ ПРОКАТЕ лента Параджанова получила красивое и романтико-трагическое название "Огненные кони". В одном из его эпизодов между главами двух семейств вспыхивает ссора, и в ход идут гуцульские топоры. Тут-то в предсмертном видении отца главного героя Ивана возникает знаменитый кадр: кроваво-красные силуэты вздыбленных, устремленных вперед коней. Французы почувствовали уникальность метафоры, вынеся ее в заглавие фильма: "Огненные кони"... Они возвестили тем самым о рождении на Украине нового поэтического кино.

По собственному признанию Параджанова, прочитав повесть, он сразу влюбился в нее. Он полюбил гуцулов, их быт и культуру, природу их прекрасного живописного горного края. Ведь его давно тянуло к мифу и сказке, преданию и легенде. Вспомним хотя бы дипломную работу будущего великого мистификатора мирового кино - короткометражку "Андриеш" (так прозвали пастушка из молдавской народной сказки). В руках мастера легенда о любви гуцульских Ромео и Джульетты предстала на экране во всем великолепии фольклорных костюмов, обрядов, обычаев жизни украинских горцев, живущих высоко в Карпатах, во всей цветовой гармонии, подчеркнувшей красоту и величие вечной истории любви. Колдовство, ворожба, сказка, лукавое озорство притчи пропущены через магический кристалл кинематографа. "Ведь что наша жизнь? - говорит гуцул. - Как вспышка на небе, как цвет черешни... Мгновенна и мимолетна...".

Параджанов превратил кинематограф в икону... Он любил повторять: "Кино - это искусство вспышек". "Ценность "Теней" не только в великолепии красок, в беспримерных цветовых решениях и редкой мобильности камеры, - отмечает киновед Карен Калантар в своих знаменитых "Этюдах". - Этот фильм рожден любовью и состраданием к человеку, размышлениями о жизни и смерти, о природе добра и зла; поэтическим вдохновением художника, его искренностью и взволнованностью. Это постижение людского духа, народной судьбы, правды, борьбы, вечной красоты, а значит, и бессмертия. Это потрясающая картина, поразительное зрелище жизни народа, все еще связанного со старыми обычаями. Параджанов творил по наитию, подчиняясь чувству красоты. Это стихийное чувство и было сутью его мироощущения".

Кадр из фильма „Тени забытых предков„.ВЕЛИКОЛЕПНА В ЭТОМ ФИЛЬМЕ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА Ю. ИЛЬЕНКО - светопись фильма. Камера оператора Ю. Ильенко по мерке высокого искусства - неугомонная, точная, вездесущая, бездонно изобретательная. Достойным сподвижником Параджанова и Ильенко был в этом фильме художник Г.Якутович, исходивший все стежки Карпатских гор. Это во многом его заслуга, что фильм звучит как единая, целостная, гармоничная цветовая и световая симфония. Невозможно забыть божественной красоты скалы, будто рукотворные, словно выкрашенные синькой. Осенью, среди золотой листвы, выглядело это необыкновенно завораживающе...

"Параджанов проникает в сюжеты знакомых нам мифологем и архетипов, чтобы пробудить их первозданную красоту и мощную энергетику, - отмечает киновед Кора Церетели. - Его творчеству всегда была присуща взрывная эмоциональная сила, раскованная, напряженная стихийная игра воображения. Это предметный и чувственный мир архаики, однако не псевдоисторическая фактура, а подлинные исторические чувства. Невольно вспоминаем Пазолини и особенно его дилогию античной трагедии ("Царь Эдип" и "Медея"), где судьба, рок, фатум довлеют над человеком... Возникая из глубины веков, начинает звучать насыщенный первозданной энергией слог наших предков, их предзнаменования и заклинания. А также извечный дуализм - духовное и плотское, жизнь и смерть...Это эстетика древнего искусства: статичная камера, фронтальные мизансцены, плоскостное решение кадров".

За фильм "Тени забытых предков" режиссер был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве "За талантливый художественный поиск и новаторство". Навсегда врезалась в память статья Сергея Параджанова, написанная в этой связи в журнале "Искусство кино", озаглавленная многозначно, поэтично и метафорично - "Вечное движение". Сразу же после премьеры в прессе появились восторженные отзывы критиков. Фильм получил премии Британской академии, приз на "Фестивале фестивалей" в Риме, премию за лучшую режиссуру и приз ФИПРЕССИ в Мар-дель-Плата. Всего за два года проката за рубежом "Тени" собрали 28 призов на международных фестивалях в 21 стране. В адрес советского режиссера пришли поздравительные телеграммы от корифеев мирового экрана - Феллини, Антониони, Годара, Куросавы... Они уже считали Параджанова своим.

Этому шедевру мирового кино предшествовали "Первый парень", "Украинская рапсодия", "Цветок на камне", а за ним последовали "Киевские фрески", "Цвет граната" ("Саят-Нова"), "Легенда о Сурамской крепости" и самое барочное произведение мастера (которому присуща своеобразная театральность, оперность - словом, стилизация) "Ашик-Кериб" по турецкой сказке Михаила Лермонтова... Четверо великих задумали фильмы о своем детстве - о самой главной поре жизни человеческой, и только трое из них успели осуществить свои замыслы: Феллини в "Амаркорде", Тарковский в "Зеркале" и Бергман в "Фанни и Александр". Последний неоконченный автобиографический фильм Параджанова "Исповедь" посвящен городу его детства - Тифлису, его интимным чувствам и ностальгическим переживаниям, связанным с ним. Было снято всего лишь несколько кадров во дворе, где он родился, вырос и жил последние 12 лет...

Кадр из фильма „Тени забытых предков„.ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА ПАРАДЖАНОВА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НУЖНО ИСКАТЬ именно в его этнической принадлежности, в его генотипе. Его родной город был для него как Витебск для Шагала. Там на стыке 3 культур и 3 религий сложился своеобразный этнический феномен. Город-театр, город-праздник - настоящий мастер-класс режиссуры и драматургии. Дионисийское карнавальное начало, стихийное суеверное языческое мироощущение, пантеистическое одухотворение природы. Параджанов был последним истинным эпикурейцем... Многоголосый грузинский хорал и мелодика армянской песни создавали полифонию старого города, воспетого некогда Пиросмани, Карапетом Григорянцем, Александром Бажбеук-Меликяном, Геворком Григоряном (Джотто), Иосифом Караляном, Элибекянами...В творчестве Параджанова усматривается экспрессивное аскетическое начало творчества Джотто и гедонизм Бажбеук-Меликяна, а также жанровое предметное бытописание, вещизм Караляна. Пафос гуманизма в царстве красоты...

Вклад Параджанова в мировое кино состоит прежде всего в том, что он создал уникальный кинематографический язык. Мир фильмов Параджанова - это волшебное сочетание цвета, пластики, музыки и слова. В кадрах его картин - великое знание восточной культуры и искусства, буйный фонтан неугомонной фантазии и выдумки... Особенно большое внимание он оказал на современный иранский кинематограф. Об этом в открытую заявляют его видные и яркие представители - Аббас Кияростами, Мохсен Махмальбаф. Но в первую очередь Параджанов был художником, живописцем, колористом с большой буквы. В его многочисленных коллажах, рисунках, куклах, созданных им, тонкой феерической кружевной вязью слышатся отголоски разных культур Востока и Запада. В предметном мире художника все по-библейски аскетично, бедно и по-библейски значительно... Коллажи, сделанные из журнальных репродукций, кусочков ткани, ветоши, кожи, стекла, воска, удивительно глубоки, таинственны, выразительны и пластичны. Великий визионер кино не дожил до того времени, когда его признают как истинного Поэта, и ушел в Вечность, в мир обитания Духа...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕХОД" О КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х
      2016-11-02 15:00

      Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.

    • "АБРИКОСОВОЕ ДЕРЕВО" ЗАЦВЕЛО В ОКТЯБРЕ
      2016-10-26 16:19

      В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.

    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ "ОБЕЩАНИЕ"
      2016-10-25 12:02

      В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2016-10-24 15:45

      Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…