HIGH FEST-2024 - МЫ НЕ ПЕРЕСТАНЕМ МЕЧТАТЬ!
Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024.
Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.
- Я правильно понимаю, что отличие нынешнего фестиваля - фокус на крутую уличную программу?
- Главное отличие в том, что в этом году случилось решение мэра - они будут нас поддерживать. Мы писали очень красивые письма с очень правильными презентациями, но это мы делаем каждый год. Наверное, большую роль сыграли какие-то знакомые, друзья... В общем, в этом году критическая масса давления дошла до нужной точки, и мэрия согласилась! Вот только окончательное согласие она дала буквально неделю назад. Так что, сама понимаешь... eVenti Verticali, который открывает фестиваль, - это очень круто, это дорого, это сложная логистика. Но я надеюсь, что это шоу привлечет внимание тех, "кто решает вопросы", они поймут, что театр безграничен. Такого типа спектакли могут украсить День города, о чем мы и говорим многие годы. И такие очень раскрученные труппы, которых не было в регионе - ни у кого! - могут привлечь в Ереван много людей.
Дело в том, что я уже вижу тенденцию, которая меня немного пугает. То, что спонсоры говорят: привези людей, которых не надо гуглить, чтоб узнать, кто они, - это нормально. Но когда так начинает говорить государство, хочется крикнуть "Не-ет!" Вы должны делать так, чтобы развивался тот или иной сегмент культуры - это ваша задача! Не надо финансировать Snoop Dogg - этим пусть занимаются спонсоры, это коммерческий проект. А вот какой-то супер-скрипач - этим должно заниматься государство, чтобы у людей вкус развивался.
Я надеюсь, что придет мэр со товарищи и увидит: то, что мы привезли, очень красиво и, что важно, - это искусство! Плюс огромное количество людей будет все это снимать и распространять по соцсетям, напишут - вот, увидели в Армении такой прекрасный спектакль! И это будет вызывать интерес не только в нашей стране. Вот это из главных концептуальных подходов.
- Помнится, пару лет назад была не просто идея, а договоренности привезти мегазвезд, и все это разбилось о политический контекст. Испугались снова войти в эту реку?
- Ну да. В прошлом году под Малковича, Диану Вишневу и Сати Спивакову мы собрали порядка 350 тысяч спонсорских долларов. Для нашей страны это очень много - мы очень много работали. На начало сентября было продано билетов на 40 миллионов драмов. А за неделю до открытия фестиваля случилась трагедия в Арцахе, и, естественно, все отменилось...
В этом году повторили попытку, но ... "У вас нестабильный регион, давайте 400 тысяч долларов депозита". Три "ха-ха!" - кто нам их даст? Но от этой мысли мы не отказываемся. Сейчас вышли на людей, которые представляют британских и американских звезд, имеют прямой контакт с их агентами и работают с восточно-европейскими странами. Уже начали переговоры, чтобы кто-то из кинозвезд, которые пишут в своих контрактах, что они должны время от времени играть в театре, обязательно были у нас. А это артисты класса Джуда Лоу, Камбербетча, Хекмана, Хелен Миррон, Кейт Бланшет. У меня просто бзык, чтобы кого-то из них привезти! И это нужно и в имиджевом плане, и потому, что будут реагировать спонсоры, и это будет в плане культуры не стыдно, поскольку речь о больших артистах, а не репперах! Тогда мы сможем генерировать больше средств...
- Словом, широкий формат оставлен до лучших времен?
- Пожалуй, да. Из больших спектаклей в нынешней программе очень качественный американский contemporary dance - тут нас поддержало посольство США, взяв на себя все затраты, мы только предоставляем площадку. А в основном то, что in-door, - это средние и малые формы. Будут немцы, будут очень интересные словаки - театр пальцев и объектов с небольшим мэпингом... Много чего. Как уже говорилось, очень сильная уличная программа - Петр Слепальский, Хуан Гомес по кличке Эль Гома - очень смешной, потрясающе работающий с аудиторией, еще какие-то люди, очень именитые в уличном мире. На улице будет много прикольных вещей.
Есть еще прекрасный спектакль Галины Кетовой из Киргизии - страна на нашем фестивале представлена впервые, и это очень хорошо. Тем более, что Центральная Азия у нас присутствует не очень. Сто раз привозили все тот же "АРТиШОК" из Казахстана, вот пожалуй, и все. А ведь там многое меняется - есть деньги, есть влияние театральных традиций России, стали открываться какие-то блэк-боксы... Кстати, о России: впервые у нас только один спектакль, и не надо видеть в этом что-то политическое. Просто мы долго были сконцентрированы на фестивале Context Дианы Вишневой, ждали оттуда поступления, а потом им недодали денег... Зато сложилось с московским фестивалем "Вдохновение" с их уличной программой, у нас вообще складывается сотрудничество.
Уже традиционно - большая иранская программа. В Ереван приезжают директора их главного фестиваля и "Драматического альянса", это такое министерство театра. Впервые за столько лет со мной встретился представитель посольства Ирана. У них есть статистика - 168 театров из Ирана за 17 лет побывали на HIGH FEST - это много, и это важно! Они хотят развиваться, но Иран - страна под санкциями, о ней очень мало знают, людям не понятно, что туда можно везти. Но, видно, они осознали, что можно использовать наш, армянский ресурс, а если руководство начинает это понимать, значит, будут изменения.
- А что насчет образовательной программы?
- Как всегда - мастер-классы каждый день, естественно будут представлены современный танец и "улица". Мариус Ивашкявичус проведет тренинг по драматургии. Потрясающие ребята из Эстонии расскажут о том, как открыть свободную площадку со своим фокусом, своим манифестом - у себя в Нарве им это прекрасно удалось. Будет отдельный Круглый стол по развитию театра. И с отдельной лекцией "Последние тенденции европейского театра" выступит один из ведущих театральных критиков Москвы Роман Должанский. Очень хотела приехать Марина Давыдова, которая давно у нас не была, но не сложилось со сроками. Тем не менее, она все равно приедет - отдельно. Ее интересует армянская программа - может, отберет что-то для Драматической программы Зальцбургского фестиваля. Правда, там нужны большие формы, а они у нас, не в пример более камерным, слабые. Но, кажется, Марине очень хочется кого-то из наших порекомендовать.
- А есть что-то, что на HIGH FEST 2024 произойдет впервые?
- В этом году мы хотим впервые провести региональный рынок исполнительских искусств. Уже есть согласие Грузии и Ирана, естественно наша программа... Вот почему мы называем "армянская программа", а не "армянский шоу-кейс"? Потому что государство ничего для этого не делает! Мы устали объяснять, зачем это нужно, но они говорят - нет!.. Точнее, ничего не говорят. Я все-таки надеюсь, что после открытия состоится разговор с мэром, и мы снова будем объяснять, что нужны возможности, чтобы можно было представлять наш театр, наш город на разных площадках, арт-рынках. Чтобы не один я ездил и рассказывал, что у нас есть, - чтобы театры ездили на специальные форумы, чтобы не был павильон от страны, в котором почему-то всегда бывают какие-то не те люди... Значение арт-хабов надо вдалбливать, и это - исключительно через мэрию. Мы же маленькая страна, у нас все это реализовать намного проще.
- Подводя итог, если в первые годы HIGH FEST ставил перед собой задачу привозить в Армению то, чего у нас не видели, теперь все как-то концептуальнее, целая культурная политика...
- А по-другому не получается. Очень много всего меняется, я меняюсь, и на разных серьезных форумах мне пожимают руку пожилые люди... Появляется огромное количество молодых людей, которые меня не знают и которые делают разные экофесты, ландшафт-фесты и тому подобное - айтишники, тыквенное лате и самокаты... Очень многое онлайнизируется, и уже не из-за ковида... А мы четвертый год пребываем в турбулентности и должны все время придумывать что-то новое, чтобы - "И это тоже в первый раз в Армении сделали мы!" Нынешний релиз HIGH FEST-а - 22-ой, а это число Ангела. И мы придумали слоган Festival Of Dreams. Мы должны мечтать! Не продолжим мечтать - ничего не получится.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-10-14 10:00
Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал... Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.