"ХАНУМА" - ПРЯМО С АВЛАБАРА!
Два дня на сцене Русского театра Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна играл свою последнюю премьеру - "Хануму" в постановке руководителя театра Армена Баяндуряна, в качестве художественного руководителя постановки выступил великий грузинский режиссер Роберт Стуруа. Успех был отвальный…
"НАШ ТЕАТР ОЧЕНЬ ПОМОЛОДЕЛ - 47 МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, ВООДУШЕВЛЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИ ЗАРЯЖЕННЫХ, они привносят новые подходы и приводят за собой нового зрителя. Какое оно будет, будущее старейшего профессионального армянского театра - не знаю, и никто не знает, но эти ребята вселяют большие надежды", - говорит худрук театра Армен Баяндурян.
Оказывается, правильный пиар работает десятилетиями. Благодаря постановке Георгия Товстоногова в 1972 году в тогда ленинградском Большом драматическом театре, а затем телевизионной версии 1978 года "Ханума" А. Цагарели и В. Константинова стала явлением культовым для многих поколений зрителей. Со сцены нашего Русского театра она не сходила лет 40, и кажется, не смотрел ее только очень ленивый. Тем не менее, а возможно, именно поэтому в зале негде было упасть яблоку. Думается, не последнюю роль здесь сыграло и желание увидеть пьесу, в которой вместе со Свахой номер 1 главным героем на равных выступает Авлабар, в аутентичном исполнении.
Живописные полотна известного тбилисского художника и частого соавтора спектаклей театра Маиса Мхитаряна, традиционно отсылающие к холодному Северному Возрождению, полотнам великих немцев и голландцев, вводили в растерянность - где же он, обещанный Авлабар с его темпераментными, озорными и обаятельными жителями?
Из хрестоматийных подходов к "Хануме" Армен Баяндурян сохранил лишь замечательную музыку Гии Канчели, а в остальном нарисовал картину неожиданную и весьма модернистскую. Но и в таком антураже ковер-самолет актеров подхватывал публику, и вот вы уже прямо‑таки коренной житель Авлабара, этого замечательного перекрестка грузинской и армянской культур, и давно знакомы с каждым из его обитателей. Зритель получал неподдельное удовольствие от дружного ансамбля, того самого, когда есть единое дыхание жизни и творчества, когда каждый представляемый персонаж привлекает достоверностью психологических и пластических характеристик, когда из каждой сцены возникает цельное мозаичное панно - многоголосое и кипучее.
"Мы бесконечно благодарны Роберту Стуруа за то, что он согласился поработать с нами, внести свою лепту в этот спектакль. Нам было не важно, на какое количество репетиций он придет - в любом случае, это знаменательный факт в истории нашего театра. А он приходил на репетиции и буквально за десять минут умел направить спектакль в нужное русло, Стуруа стал тем, кому мы сдавали постановку. Его исключительное внимание и теплота к армянскому театру очень важны для нас", - говорит Армен Баяндурян.
НА ПРОТЯЖЕНИИ ДОЛГИХ ЛЕТ РАЗГОВОРЫ ОБ АРМЯНСКОМ ТЕАТРЕ ТБИЛИСИ ИМЕЛИ ПЕЧАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ - аварийное здание, в котором невозможно работать. В последние три года на смену ему пришли мажорные ноты. Правительство Грузии практически заново построило Армянский театр, и хотя играть спектакли в собственном доме труппа пока не может из-за отсутствия техники, но, как свидетельствует руководитель театра, "репетиции мы уже проводим у себя". А пока адамяновцы играют на разных площадках тбилисских театров и работают - работают упорно и плодотворно.
"Сегодня в нашем репертуаре 38 постановок, делаем по 4-5 спектаклей в год. Только в прошлом сезоне выпускали, в том числе, гоголевского "Ревизора" и "В открытом море" Мрожека. Я уверен, что наш театр, да и любой, должен обращаться к большой, благородной драматургии. Если ее нет, ничего не получится. Конечно, можно и на основе высококлассной драматургии сделать средненький и даже плохой спектакль, но лучше, чтобы в основе лежала крепкая пьеса. Мой ученик Артур Гаспарян очень интересно поставил "В открытом море" - сейчас они повезли спектакль в Париж, а до этого были гастроли в Греции и Финляндии, - рассказывает Армен Баяндурян. - В театр пришло новое поколение, 47 молодых артистов - они приводят в зал нового зрителя. Вот, в конце месяца семеро из них будут участвовать здесь, в Ереване, в работе театральной лаборатории, которую организовывает Международная конфедерация театральных союзов. У нас пять молодых режиссеров, и все они окончили ереванский театральный институт. Уверен, они еще скажут сове слово, и оно будет новым. И знаешь, что очень важно? Наши предыдущие поколения, талантливые артисты, все-таки не были так тесно связаны с грузинским театром, а вот молодые влились в некий единый процесс. Мы - армянский театр. Мы - носители армянской культуры и традиции, но мы не должны работать исключительно для зрителей-армян, а иначе им же первыми станем не интересны".
За последние годы Тбилисский Государственный армянский драматический театр им. Петроса Адамяна действительно сильно изменился. Перестал быть "семейной диаспоральной радостью", стал профессиональнее и начал интегрироваться в большую театральную жизнь, не только грузинскую.
И прошедшему с огромным успехом спектаклю "Ханума", спектаклю про перекрестье культур Авлабар, аплодировали и ереванские театралы, и как говорится, гости столицы. И это здорово!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-10-14 10:00
Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал... Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.