Последние новости

ТАМОЖНЯ НЕ ДАЕТ ДОБРО

Международные выставки, фестивали, гастроли, всякие expo - о сложностях, сопряженных с подобными поездками, знает всякий, кто хоть раз имел к этому отношение. В наших реалиях вся процедура многократно усложняется благодаря хроническому недостатку финансирования. А посему совершенно непонятно, почему возможность облегчить, хотя бы частично, экспорт культуры уже который год не находит отклика в отечественном правительстве.

"ЕСТЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ КОНТОРА КУКА, ЕСЛИ ВАС ОДОЛЕЕТ СКУКА, и вы захотите увидеть мир... Кук для вас в одну минуту на корабле приготовит каюту или прикажет подать самолет..." - так советский поэт живописал когда-то турагентство. Но есть за границей еще одна "контора", точнее, международное соглашение. Карнет АТА - международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществить упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров. И уже три с лишним года наши арт-деятели пытаются подвигнуть правительство на подписание этого документа в надежде хоть как-то облегчить себе жизнь.

"Как мы оформляемся, если везем за границу спектакль? - комментирует директор Государственного театра кукол им. Туманяна Рубен БАБАЯН. - Платим за таможку, растаможку и тому подобные вещи. Когда речь идет о торговых операциях, это все нормально и понятно. Но когда касается гастролей театров, выставок - причем речь идет не об изобразительном искусстве, а выставках самых разных, в том числе и торгово-промышленных - то есть когда речь идет о том, что весь этот товар приедет обратно, смысл таможки - растаможки как бы пропадает. В 2009 году создана такая система, Карнет АТА - конвенция, подписанная несколькими десятками государств. Согласно этой конвенции, когда ты едешь в какую-то страну, получателем груза в конечной точке опять же в итоге являешься ты и в своей стране, а принимающая страна является как бы транзитной, ты там не платишь ни копейки, а они не досматривают каждую бумажку и каждую пуговичку. Армения до сих пор не подписала эту конвенцию. Уже несколько лет, как мы обратились в Министерство культуры, а его иностранный отдел, в свою очередь, в правительство. В ответ говорили, что изучают вопрос. Теперь наконец-то, как нам сказали, дело как бы сдвинулось. Обещали, что в уже в январе нового года документ обязательно будет подписан"...

ЭТОТ РАЗГОВОР С РУКОВОДИТЕЛЕМ ТЕАТРА КУКОЛ СОСТОЯЛСЯ В НАЧАЛЕ декабря года прошлого, когда театр собирался выезжать на гастроли в Румынию и был одержим очередным ажиотажем "погрузки". А это значит - разбиванием на части всей декорации и расфасовыванием ее по чемоданам в качестве "личного багажа". Процедура сопровождается постоянным перезвоном всех выезжающих от актеров до техсостава - ничего личного лишнего не брать, если ты возьмешь мои туфли, я запихну часть реквизита... И хорошо бы, чтобы реквизит был не бьющийся... И хорошо, когда спектакль камерный, не отягощенный оформлением... И хорошо бы, когда кукольный, потому что иначе нужно еще "впихнуть" сценический костюм... А если он не один?.. В общем, предгастрольная жизнь - и матрица эта покрывает любой, не только театральный выезд - бьет ключом и все норовит по голове.

"Как удавалось иногда обходить это дело? - делится секретами Рубен Бабаян. - Получатель может оставить в залог какую-то сумму, оценивая весь свой груз, и когда он приходит обратно и ты подписываешь бумагу, что все в порядке, эти деньги выдаются обратно. Но мы и так ездим на фестивали и гастроли копейка к копейке, и получать деньги, которые ох как пригодились бы в поездке, уже по возвращении... Хороша ложка к обеду. Вот мы сейчас едем в Румынию, и там нам не удалось найти кого-нибудь, кто за это бы взялся, заплатил бы залог, взял бы на себя всю эту канитель, а это именно канитель, и огромная, которой в основном занимаются брокеры, требуют большие деньги. Словом, лучше туда вообще не лезть".

Что предлагает вместо этой канители соглашение Карнет АТА, которое правительство Армении так упорно не подписывает - а оно его так и не подписало и пока, несмотря на все заверения, подписывать не собирается? Карнет АТА предлагает ускоренное и более дешевое таможенное оформление временно ввозимых товаров, которое сводится к тому, что сотрудник таможни - кстати, бесплатно и в обычное рабочее время - делает специальные отметки на корешке соответствующего листа карнета. Другие таможенные документы, предусмотренные в этом случае национальным законодательством соответствующей страны, не оформляются.

"Присоединение к системе АТА позволяет значительно шире и на более удобных условиях принимать участие в европейских и мировых экономических связях, упрощая и удешевляя процедуру таможенного оформления временно ввозимых товаров, делая ее максимально быстрой и доступной", - декларирует соглашение АТА.

"ПОЧЕМУ МЫ УЖЕ ТРИ ГОДА ПИШЕМ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПИСЬМА, А СИТУАЦИЯ НЕ СДВИГАЕТСЯ С МЕСТА? Потому что лишаться каких-то доходов по линии таможни никто не хочет. Это возможно разве что по указке сверху, если надо обеспечить культуру. Практически все страны заинтересованы в том, чтобы получать как можно больше таможенных доходов, но одновременно они понимают, что если не идти на какие-то льготы, тем самым тормозится культурный и многие другие обмены", - говорит Рубен Арташесович.

Но что нашим верещагиным культурный и многие другие обмены, участие в европейских и мировых связях и прочие эфемерности на фоне конкретных дензнаков? Твердое обещание о том, что еще в декабре, ну максимум в начале нынешнего года соглашение будет подписано, опять накрылось хризантемами. Объяснение при этом можно было бы счесть даже остроумным: "Пока Армения не станет членом Таможенного союза, никакие подобные документы она подписывать не будет". Не будем комментировать эту более чем странную мотивацию. Тем более странную, что Россия является одной из инициаторов соглашения Карнет АТА, а среди почти 60 стран, его подписавших, не только Великобритания, Франция и Канада, но и Белоруссия, Монголия и Кот-д'Ивуар.

Остается только констатировать факт - таможня не дает добро. "Наверху", как всегда, сочли, что конкретная купюра-синица в руках много лучше, чем культурный журавль в небе. Так что артистам и организаторам выставок всяческих мастей и впредь придется "расфасовываться" по чемоданам и считать каждую копейку. Обидно. И унизительно...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В "АМАЗГАИНЕ" ПАРУЙР СЕВАК В СТИЛЕ РЭП
      2024-06-14 10:51

      Стоит театру "Амазгаин" анонсировать показ "ЧЕЛОВЕКА НА ЛАДОНИ", как зрители сметают билеты быстрее, чем бытовую технику в Черную пятницу.  "Я поняла, что в армянском народе живет феномен Паруйра Севака, который работает сам по себе", - считает режиссер спектакля Нарине Григорян. Феномен Севака живет, но не на каждое действо "по Севаку" так ломятся. А "Человек на ладони" в "Амазгаин" тоже феномен - эдакая поэзия не для высоколобых, рэп не для фанов и театр не для театралов, а в итоге слезы восторга у публики.

    • "СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ" - ЭТО ДОКУМЕТАЛЬНОЕ КИНО?
      2024-06-08 11:15

      "Пpoйдёт мнoгo лeт, и пoлкoвник Ауpeлиaнo Буэндиa, cтoя у cтeны в oжидaнии paccтрeлa, вспoмнит тoт дaлекий вeчep, кoгдa oтeц взял eгo c coбoй пocмoтрeть нa лед"... Великие пророчества великой литературы...  Пройдет совсем немного времени, и варчапет Никол Пашинян, стоя перед судом не истории и не Божьим, а человеческим судом, вспомнит те далекие дни, когда вокруг него были люди, тысячи людей.

    • ПРО КРАСНУЮ ШАПОЧКУ И КУЛЬТУРУ ОТМЕНЫ
      2024-06-03 10:42

      "Простите нас за то, что этим бездарным людям удалось внести горечь в ваши души. Не огорчайтесь ни на минуту - вы еще будете выступать на самых разных сценах. Они обидели вас, и они за это ответят. Ни на минуту не унывайте и улыбайтесь шире", - говорил архиепископ Баграт, обращаясь к детям, маленьким певцам хора "Та Луйс", отмена выступления которого в Гюмри, в рамках празднования 100-летия Шарля Азнавура и в Международный день защиты детей, стала событием, без преувеличения, позорным.

    • "КОГДА ПРЕУМНОЖАЕТСЯ НАША ЛЮБОВЬ, СОКРАЩАЕТСЯ БЕЗЗАКОНИЕ..."
      2024-05-20 12:10

      "Господу нашему было достаточно всего 12 учеников, чтобы изменить мир...", - заметил Архиепископ Баграт Но на встречу Высокопреосвященнейшего Баграта с деятелями культуры людей творчества собралось во многие разы больше, людей, готовых стать апостолами веры, имя которой "Армянин, Родина и Бог".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.