Последние новости

СВОЯ КОЛЕЯ БАГРАТА ОГАНЕСЯНА

К 85-летию со дня рождения режиссера

Его заметил сам Тарковский... Начинающий режиссер проходил стажировку на киностудии "Мосфильм" и в качестве ассистента работал у него на фильме "Андрей Рублев". А уже потом в "Солярисе" в экспозиции фильма Оганесян исполнил эпизодическую роль профессора Траджета. Тарковский очень любил снимать тех людей, которых хорошо знал. Если это были даже и непрофессиональные актеры, он обязательно давал им хотя бы какие-то маленькие роли. Они были для него своего рода оберегами. Однако стать актером Оганесян и не думал, он был слишком далек от этого ремесла.

ЕГО ПРЕДКИ, СПАСАЯСЬ ОТ РЕЗНИ В ВАНЕ, ПЕРЕЕХАЛИ В БАКУ, НО В 1937 ГОДУ были высланы в Тегеран. А в 1946-м они вместе с первой волной репатриантов оказались в Ереване. У Оганесяна не было профессионального образования в сфере кино. В 1956-м году он окончил романо-германское отделение Ереванского государственного университета, а в 1957-1961 годах учился в аспирантуре Института литературы в Ереване. Жена Оганесяна Варвара Карапетян была одной из немногих, кто поддержал его в решении заняться кино. Он тогда учился в Москве в аспирантуре Института мировой литературы, впереди у него была стажировка в Англии, и вдруг - решение бросить все и заняться кинематографом.

К Тарковскому он попал совершенно случайно. Оганесян хотел поступить на Высшие режиссерские курсы и послал на творческий конкурс свой то ли рассказ, то ли сценарий. Его работа очень понравилась руководству, и его пригласили во ВГИК. Однако по целевому направлению "Арменфильм" вместо него послал Нерсеса Оганесяна. Наверное, перепутали... И когда в Москве выяснилось, что это не тот Оганесян, решили сделать Баграта практикантом. Он недолго думал и, обойдя признанных метров советской кинематографии, пошел именно к Тарковскому в стажеры. Они благополучно сработались и вскоре подружились. Впоследствии Тарковский многое сделал для него: именно он настоял, чтобы ему дали дебютный фильм, он даже написал письмо в Госкино Армении, а потом стал художественным руководителем его первого полнометражного фильма "Терпкий виноград" ("Давильня")...

С этого времени Оганесян работал на киностудии "Арменфильм" в качестве редактора, ассистента режиссера и сценариста. И вот в 1969 году он создал одну из лучших короткометражек в истории армянского кино - "Честь бедняка" по одноименной сказке Ованеса Туманяна (одна из трех частей киноальманаха "Царь Чах-Чах"). Это стало весьма удачным и многообещающим началом.

Его заметил сам Тарковский...ШЕЛ 1973 ГОД... НА ЭКРАНЫ ВЫШЕЛ ПЕРВЫЙ ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ фильм режиссера - его прорыв - кинокартина "Терпкий виноград" ("Давильня"), созданный на основе сценария, написанного писателем Рубеном Овсепяном на тему Великой Отечественной войны. Как отмечает киновед Сурен Асмикян, "в армянском кинематографе был найден аспект отраженного показа войны через атмосферу героического тыла".

Фильм Баграта Оганесяна - это фильм о войне, но без войны... Он - верный пример того, что просто не бывает фильмов о войне...Они всегда о человеке.

...Живя у дяди-инвалида, маленький мальчик не может примириться с мыслью о смерти отца, хотя давно уже пришла его похоронка. А также с новой семьей своей матери, которая не дождалась отца и ушла к другому. Каждый день он приходит на станцию встречать поезда с фронта...У него есть вера и дело - ждать отца и надеяться, что тот все-таки не умер и обязательно вернется домой.

Для малыша война - это долгая тоска, грусть. Он словно не по годам повзрослел. Теперь он уже знает, что в войне нет никакой вдохновенной и возвышенной романтики - только долгая затянувшаяся боль. Оганесян мастерски использует паузу как художественное средство выразительности. Повествование фильма очень медленно и скупо. В нем вообще мало слов и действия. Скупой на слова и события, он, однако, переполнен вдохновенными образами и глубоким чувством. Он удивительно поэтичен. Это поэзия чистого кино, поэзия тонкого и чистого звучания.

Нельзя не отметить мастерски проделанную операторскую работу (Сергей Исраелян). Это составляет специфику кино, арсенал его самостоятельных выразительных средств, не связанных со смежными искусствами. Это кинематографический язык лучших фильмов Карла Теодора Дрейера, Робера Брессона, Ингмара Бергмана, Ясудзиро Одзу... Вообще возникают аллюзии к восточному терпеливому и небыстротечному стоическому миросозерцанию: строгая аскетичная манера, предельная концентрация, скрупулезный анализ человеческой психики и поведения определили направление художественных исканий режиссера. Ну конечно же, Тарковский.

Все сразу вспомнили "Иваново детство" - струи дождя, по диагонали заливающие уходящие вдаль серебряные рельсы, распряженная лошадь, неспешно переходящая вдалеке пути; лицо матери с падающей на щеку прядью волос... Дожди, пожар, образы лошадей, неромантическое понимание войны как человеческой трагедии. История эта тоже трактована именно в этом плане - как свидетельство слома в сознании маленького человека, переживающего типичную "пограничную ситуацию". Там, где решаются проклятые вопросы бытия.

У фильма "Терпкий виноград" горький финал - это несбыточные мечты мальчика: чтобы отец возвратился домой живым, чтобы вернулся с войны убитый сын соседа, чтобы на обеих ногах прибежал домой его всегда веселый дядя, чтобы его мама вернулась в семью, к отцу, - и чтобы они все вместе босыми ногами мяли виноград... Это сияющий лучезарный образ недосягаемого счастья, такого светлого, солнечного. В конце картины ее черно-белая графика, где-то серая, как и трагические реалии войны, будто ненадолго становится звонкой, звучной, цветной... Есть в этом камерном, тонком и грустном произведении совершенно особая, очень своеобразная, непривычная, "терпкая" интонация, присущая автору, вне зависимости от причастности Тарковского. Ведь у них всегда были совершенно разные взгляды. Оганесян всегда был самостоятельной и самодостаточной личностью, внутренне свободным и полностью независимым человеком и художником. Он занимает особое место в истории армянской кинематографии. У него особенный специфичный почерк, манера, свое особенное видение реальности, людей и времени.

Впоследствии режиссер создает два своих программных произведения - он переводит на язык кино прозу гениального Гранта Матевосяна. Речь идет о фильмах "Осеннее солнце" (1977 г.) и "Хозяин" (1983 г.). В них автор стремился быть верным литературному первоисточнику. Ему вообще было присуще вносить в кинематограф много литературы. Однако вместе с этим он создал самостоятельные произведения, абсолютный кинематографический эквивалент. Эти фильмы и сегодня очень актуальны. Они имеют громкое злободневное звучание, а также глубокую философскую окраску. Особенно "Хозяин". Сам Оганесян видел истоки его проблематики в античной мифологии и трагедии, а также в произведениях Шекспира, Сервантеса, Бальзака...Не могу не отметить операторскую работу Гагика Авакяна, который запечатлел на пленке волшебный мир армянской природы... чарующие, магические пейзажи, как это делали на протяжении веков лучшие армянские живописцы и поэты, тем самым воспевая и увековечивая ее. Музыку к этим фильмам написал композитор Тигран Мансурян, а художником был Эдуард Харазян. Это искусство глубоко национальное, однако оно перерастает свои узкие рамки и границы и тянется к общечеловеческим ценностям, к Универсуму.

Да, у режиссера было мало фильмов и сценариев. Произошло это потому, что не давали, запрещали. Так случилось и с проектами "Старик" и "Другая жизнь" по Трифонову. Жаль, но в свое время даже фильм "Терпкий виноград" не дошел до зрителя. Цензура запретила. Мол, кино трудное, заумное, занудное, для избранных интеллектуалов. А между "Осенним солнцем" и "Хозяином" у Оганесяна было 7 лет вынужденной безработицы. Случалось и так, что отбирали фильм и передавали кому-то другому, как в случае "В горах мое сердце" по Уильяму Сарояну. Оганесян был тогда в Прибалтике на выборе места съемок, когда внезапно и неожиданно ему сообщили, что к этому проекту он больше не имеет никакого отношения. И передали его режиссеру Левону Григоряну...

Последним фильмом режиссера стала лента с горькой интонацией и пророческим посылом "И повторится все..." (1989 г.). В ней Оганесян снова вернулся к волнующей его теме войны и прошлого вообще. Оператором фильма был Вреж Петросян. А пронзительную электронную музыку к фильму написал постоянный композитор Андрея Тарковского и Никиты Михалкова замечательный Эдуард Артемьев.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕХОД" О КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х
      2016-11-02 15:00

      Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.

    • "АБРИКОСОВОЕ ДЕРЕВО" ЗАЦВЕЛО В ОКТЯБРЕ
      2016-10-26 16:19

      В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.

    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ "ОБЕЩАНИЕ"
      2016-10-25 12:02

      В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2016-10-24 15:45

      Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.

    • ПРОРАБ ДУХА
      2024-01-22 10:56

      "Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...