Последние новости

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ БЕЗ ПОКАЯНИЯ...

В этом году исполняется 90 лет со дня рождения грузинского кинорежиссера Тенгиза Абуладзе. Его кинематографические притчи лукавы, иносказательны, глубоки по смыслу, но просты и афористичны, почти как библейские. Работы режиссера всегда отличало сочетание универсальной общефилософской проблематики и национальных грузинских мотивов.

УЧИЛСЯ ОН В ТБИЛИССКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ ИМ. ШОТА РУСТАВЕЛИ, в мастерской Георгия Товстоногова и Дмитрия Алексидзе. А в 1953 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую режиссера Сергея Юткевича. В большое кино Абуладзе пришел в тесном содружестве с Резо Чхеидзе. Их дебютом оказалась картина "Лурджа Магданы" (1955 г.) по рассказу грузинского классика детской литературы Екатерины Габашвили. Это иносказательная притча о синеглазом ослике и его хозяине. Невольно вспоминается шедевр Робера Брессона - фильм "Наудачу, Бальтазар", тоже о маленьком ослике, который по вине изменчивости и превратностей человеческих отношений все время переходил из рук в руки, от одного хозяина к другому. В 1956 году фильм этот принес его создателям Гран-при Каннского международного кинофестиваля. Картина стала родоначальницей нового грузинского кино.

Кадр из фильма „Древо желания„Новизной стиля отмечен также и следующий фильм Абуладзе - бытовая драма "Чужие дети" (1958 г.), в котором усматривается сильное влияние итальянского неореализма. Ах это старое доброе грузинское кино... В трагикомедии на военную тему "Я, бабушка, Илико и Илларион" (1963 г.) по роману Нодара Думбадзе наиболее полно проявилась склонность Абуладзе к поэтическому и философскому обобщению, к эзопову языку. Абуладзе долго вынашивал замысел фильма о грузинском художнике-примитивисте Нико Пиросмани, но, увы, не случилось... (Впоследствии, в 1969 г., картину эту снимет Георгий Шенгелая, а образ самого художника воплотит Автандил Варази.)

В художественном фильме "Мольба" (1967 г.) соединены две поэмы грузинского поэта Важа Пшавела - "Алуда Кетелаури" и "Гость и хозяин", а также его прозаические философские зарисовки, миниатюры, стихотворения и интермедии. В фильме "Ожерелье для моей любимой" (1973 г.) по повести Ахмедхана Абу-Бакара режиссер продолжил поиски новой поэтики, попытавшись соединить эксцентрику народного дагестанского сказа и философскую притчу. В более совершенной форме эта поэтика воплотилась в фильме "Древо желания" (1977 г.), по мотивам рассказов Георгия Леонидзе. Эта трагедия в духе Шекспира трактует тему губительной вражды, насилия над личностью.

После премьеры "Древа желания" в Ереване Абуладзе, возвращаясь домой на машине, попал в автомобильную катастрофу, но чудом уцелел. И ему захотелось сделать что-то важное в этой жизни. Так началась работа над его программным произведением "Покаяние" (1984 г.). И эта дата не случайна, ведь один из самых точных романов о природе тоталитаризма - это антиутопия "1984" Джорджа Оруэлла (так же как у А. Балабанова в "Грузе-200"). Тогдашний лидер Грузинской ССР Эдуард Шеварднадзе принял этот рискованный проект под свою опеку. И в конце 1986 года благодаря личным усилиям первого секретаря Союза кинематографистов СССР Элема Климова состоялся закрытый показ ленты в Доме кино. Фильм этот произвел настолько сильное, можно сказать - ошеломляющее впечатление, что наутро, по меткому выражению одного из критиков, ее автор Тенгиз Абуладзе "проснулся классиком".

Кадр из фильма „Мольба„В ЦЕНТРЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ ИСТОРИЯ ВЫМЫШЛЕННОГО ДИКТАТОРА ВАРЛАМА АРАВИДЗЕ и художника Сандро Баратели. Извечная тема: художник и власть... Образ диктатора, созданный в фильме артистом Автандилом Махарадзе, можно считать обобщающим. Режиссер придал Варламу узнаваемые черты Гитлера, Сталина, Муссолини, Берии... Начиная с Нерона все правители, в руках которых была неограниченная власть, могут претендовать на ассоциацию с этим образом. Это собирательный образ злодеев и диктаторов всех времен и народов. Абуладзе стремился не только показать ужас тирании и в иносказательной форме рассказать о сталинских репрессиях, но в первую очередь - об опасности затишья и застоя, которые сменяют диктатуру.

В фильме их олицетворяет фигура Авеля Аравидзе - сына Варлама, который оберегает прошлое. Однако возмездие свершается уже после смерти Варлама. Кетеван, дочь Сандро Баратели, погибшего в застенках, выкапывает тело диктатора и не позволяет похоронить, чтобы напомнить о его злодеяниях. Может, она безумная?.. Но по законам притчи самым мудрым порой оказывается тот, кому отказывают в разуме, а почитающие себя хранителями истины низвергаются как ложные кумиры.

Кадр из фильма „Покаяние„По изначальному замыслу в зале суда, где идет процесс над Кетеван Баратели, находились также Адам и Ева. И они были не просто "знаками", они вмешивались в действие. Их присутствие должно было подчеркнуть, что драмы и трагедии, которые разворачиваются в фильме, извечны и происходят начиная с грехопадения. По замыслу режиссера, чтобы преодолеть свою историю и страх перед прошлым, народ должен пройти через покаяние... Тенгиз Абуладзе вспоминает, как он пришел к той мысли, что мстить погребенному диктатору должна именно женщина! Да, это в духе античной мифологии, трагедии.

Один важный момент: в сцене храма по радио звучит текст предсмертного интервью Альберта Эйнштейна. А до того, как звучит завещание Эйнштейна, в котором ученый предостерегает человечество от вселенской атомной катастрофы, мы замечаем в церкви еще одну фигуру - из Босха: быстро проходит женщина в зелено-голубом платье. Она тащит за собой длинный хвост, на голове толстая книга, на книге сидит крыса. Это образ ученого, который съедает самого себя. Тот, кто ест другого, съедает сам себя.

Однако на зрителей огромное впечатление производит другая сцена, на железнодорожной станции: женщины ищут на бревнах, привезенных из тайги, имена своих родных, сосланных на лесозаготовки. От мрачного натурализма режиссер переходит к трагической символике, к гротеску, фантасмагории. Киновед Маргарита Кваснецкая отмечает две превалирующие черты фильмов Абуладзе: "Первая - это женский образ, олицетворяющий абсолютное добро и гибнущий, но при этом одерживающий нравственную победу. Это Марита в "Древе желания", Нино Баратели в "Покаянии" и Дева в "Мольбе". Вторая - образ дороги как символа жизни, пути к познанию. Как в эпилоге "Покаяния" героиня Верико Анджапаридзе задает знаменитый вопрос: зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?.."

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕХОД" О КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х
      2016-11-02 15:00

      Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.

    • "АБРИКОСОВОЕ ДЕРЕВО" ЗАЦВЕЛО В ОКТЯБРЕ
      2016-10-26 16:19

      В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.

    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ "ОБЕЩАНИЕ"
      2016-10-25 12:02

      В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2016-10-24 15:45

      Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
      2024-04-19 10:43

      Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.

    • ПРОРАБ ДУХА
      2024-01-22 10:56

      "Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...