Последние новости

"АРТАВАЗДОНОСЦЫ" - 2014

Уже традиционно вечером 27 марта – в день, когда весь мир отмечает Международный день театра – в пароняновском зале зазвучали фанфары. Зазвучали в честь и во славу служителей Мельпомены. Зазвучали в честь и во славу победителей ежегодной премии Союза театральных деятелей "Артавазд".

"Вкус меда" вошел в книгу рекордов премии

Нынешняя церемония награждения главной театральной премией мало чем отличалась от предыдущих по форме – та же нарядная и возбужденная публика, те же взволнованные номинанты, те же VIP-персоны, председатель Национального Собрания Овик Абрамян, министр культуры Асмик Погосян, вице-мэр Еревана Арам Сукиасян на почетных местах. Изменились лишь ведущие торжественного мероприятия – на смену Артуру Карапетяну и Сатик Ахназарян пришли Виген Степанян и Луиза Гамбарян да музыкальные номера, с драйвом исполняемые артистами Камерного театра для роздыху после особо волнительных моментов, вносили в традиционную церемонию веселый оживляж.

ЧТО ДО СОДЕРЖАНИЯ, НЫНЕШНЕЕ НАГРАЖДЕНИЕ МОЖНО ВО МНОГОМ считать переломным в истории существования "Артавазда", а она насчитывает уже восемнадцать лет. Все началось еще в прошлом году, когда мэтры отечественной сцены, народные артисты РА Александр Григорян, Ерванд Казанчян и Ваге Шахвердян объявили, что больше не станут выдвигаться на соискание – пускай награды получают молодые. Мастера сдержали свое обещание, что вызывало не только уважение, но и опасения – результаты черного дела страшных 90-х, выдворивших из профессии целое поколение, могли оказаться налицо. Но, несмотря на то что спектаклей во "взрослых" номинациях конкурсной программы оказалось значительно меньше, чем в предыдущие годы, их было достаточно, чтобы серьезная конкуренция все-таки возникла. Вообще следует констатировать – средний возраст победителей в конкурсной программе не превысил 35 лет. Что до номинаций сугубо "молодежных", здесь буквально яблоку негде было упасть, и что особенно приятно – большинство работ не ниже планки.

Конечно, следует отдать должное нынешнему жюри "Артавазда" в лице авторитетных деятелей культуры, писателей и драматургов Карине Ходикян и Давида Мурадяна, театроведов Левона Мутафяна и Нвард Асатрян, театрального художника Мэри Саркисян, режиссеров и артистов Вигена Степаняна и Заруи Антонян – они проявили невиданный за последние годы четкий, объективный и местами суровый подход. Но дело, наверное, еще и в том, что время неизбежно меняется, внося свои коррективы, и на смену сугубо гуманистическому подходу с учетом работы в условиях отсутствия условий и безденежья под знаком "всем сестрам по серьгам" приходят иные, сугубо профессиональные критерии. По крайней мере нынешнее награждение "Артаваздами" сделало резкий шаг в сторону большого мира, где благополучно обретает человечество с достойными условиями для творчества и где вся конкурсная интрига крутится вокруг нескольких работ-лидеров. Это вовсе не означает, что яркие работы вне этих спектаклей были обойдены стороной. Наоборот, по инициативе жюри были особо отмечены несколько деятелей театра, в списках номинантов из скромности не обозначившихся.

Спектакль „Вкус меда„ ереванского ТЮЗа в постановке Гора Маркаряна получил награды в шести номинациях – во всех, по которым был выдвинут!ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ТЕАТРА ПО УСТАНОВИВШЕЙСЯ ТРАДИЦИИ проходит под знаком одного из его выдающихся деятелей. На сей раз он был посвящен памяти и юбилею народного артиста СССР, лауреата Государственных премий, основателя Ереванского драматического театра, носителя городского духа 60-х Грачья Никитича Капланяна. Премию его имени получил из рук артиста-капланяновца Артура Утмазяна основатель Камерного театра, носителя городского духа 70-х и сегодня остающегося одним из самых любимых театров столицы, заслуженный деятель искусств РА Ара Ернджакян.

Еще два спецприза от жюри. Патриарх, мэтр, народный художник, оформивший не один легендарный спектакль на разных площадках Роберт Элибекян, недавно обеспечивший роскошный видеоряд спектаклю "Карине" на сцене театра им. Пароняна, получил "Артавазда" за вклад в сценографию. Режиссер Жирайр Дадасян получил награду имени царя-основателя театра за режиссуру грандиозного проекта "Арцваберд", реализованного в Шуши. Кстати, заявление Давида Мурадяна, вышедшего на вручение без заветного конверта – как член жюри, я, естественно, знаю о наших решениях и не хочу играть в таинственность, – вызвало нездоровое улюлюканье в зале. К счастью, оно утонуло в бурных аплодисментах абсолютного и адекватного большинства зала, выразившего свое отношение к решению жюри и уважение к обозначившимся лауреатам.

Наконец, перешли к вскрытию конвертов – напряженную тишину взрывали бурные и супербуйные реакции молодых. Отдельной строкой конкурсной программы и "Артаваздами" были отмечены дебютные роли Норы Григорян в спектакле "Все на продажу" Русского театра им. Станиславского и Вардана Кюраносяна в спектакле "Жертвы любви" Театра музыкальной комедии им. Пароняна. Еще одним "отдельно взятым "Артаваздом" была награждена Аида Симон, создавшая на сцене Театра кукол им. Туманяна балетный спектакль "PRO Шамирам".

Премию в номинации "лучшее музыкальное оформление" из рук Мартина Вардазаряна получил композитор Ваге Айрапетян, создавший веселый мюзикл "Зоопарк Мадагаскар" для сцены Национального театра им. Сундукяна. Одного из "Артаваздов" в номинации "лучшая молодая актриса" - единственная "поделенная" номинация - была удостоена Нарине Петросян из Драматического театра за роль в спектакле "Последний клоун". Еще одна награда в номинации "лучшая актриса второго плана" уехала в Ванадзор – ее увезла Армине Вермишян, сыгравшая Джаваир в "Злом духе". Вот и все "одиночные" награды.

КАК УЖЕ ГОВОРИЛОСЬ, ОСТАЛЬНЫЕ "АРТАВАЗДЫ" РАСПРЕДЕЛИЛИСЬ МЕЖДУ тремя спектаклями, оказавшимися признанными лидерами ушедшего сезона. Две тяжеловесные номинации – "лучшая сценография" и "лучшая режиссура" ушли в Гюмрийский театр им. Аджемяна. Причем 32-летний создатель спектакля "Крысы" Людвиг Арутюнян, изначально выдвинутый в режиссеры молодые, был переведен во взрослые решением жюри – взрослость определяется не паспортными данными, но шестью постановками на большой сцене и с совсем недавних пор статусом главного режиссера. Тем не менее неравный бой со старшими товарищами Людвиг выиграл. Что до художника спектакля "Крысы" Седрака Великодного, он был единодушно объявлен "открытием года" и надеждой армянской сценографии.

Лучшим актером ушедшего сезона был признан ведущий актер театра "Амазгаин" Гагик Мадоян - исполнитель роли Астрова в спектакле "Дядя Ваня". Именно "Дядя Ваня" на сцене "Амазгаина" был признан лучшим спектаклем года. Несмотря на то что молодым везде у нас дорога, мастера остаются мастерами. И режиссер спектакля Грачья Гаспарян в своей речи призывал молодых никогда не забывать своих учителей: "Вот я сейчас стою рядом с Александром Григоряном – это мой учитель, наш вечер посвящен Грачья Капланяну – это мой учитель. Моим учителем был и великий Сос Саркисян". Зал встал. И долго-долго не смолкали аплодисменты в честь Патриарха армянской сцены.

А теперь о беспрецедентном событии в истории "Артавазда". Спектакль "Вкус меда" ереванского ТЮЗа в постановке Гора Маркаряна получил награды в шести номинациях – во всех, по которым был выдвинут! Мариам Казанчян, Самвел Даниелян, Шушан Казарян, Ишхан Гарибян – лучшие молодые актер и актриса, лучшая просто актриса, лучший актер второго плана. Гор Маркарян – лучший молодой режиссер, а созданный им спектакль "Вкус меда"– лучший молодежный спектакль года!

Что самое парадоксальное - "тенденциозность" нынешнего награждения порадовала не только лауреатов, но и всех-всех-всех. Это ощущалось и на церемонии – "не получившие" театры не выходили группами, и на фуршете, организованном спонсором мероприятия Винно-коньячным домом Шахназарян, все радовались празднику театра и поздравляли друг друга от души. Видимо, новые профессиональные тренды "Артавазда" пришлись по душе.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПАРИЖ-2024: ЦЕНА МЕДАЛИ
      2024-07-20 13:05

      По мере приближения старта Олимпийских игр в Париже СМИ публикуют расклады по денежным премиям за медали, которые обещают своим спортсменам разные страны. Американское издание USA Today представило статистику по 23 странам, а российский "Спорт-Экспресс" добавил в этот список для круглого счета еще 27 государств.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.