ФАКТЫ - УПРЯМАЯ ВЕЩЬ
27 марта 2014 года на страницах "ГА" была опубликована рецензия киноведа Марии Токмаджян на ереванскую премьеру фильма Сержа Аведикяна и Олены Фетисовой "Параджанов".
Как известно, авторы фильма были удостоены Государственной премии республики. Автор сценария, продюсер и сорежиссер картины Олена Фетисова отказалась получить эту премию в ответ на позицию Республики Армения по вопросу референдума в Крыму, о чем она изложила в письме к президенту РА. В своей статье М.Токмаджян напомнила читателям и о прошлом конфликте между Аведикяном и Фетисовой, процитировав отрывки из ее интервью украинской газете "Факты". Свое возмущение по этому поводу Фетисова выразила в письме в редакцию "ГА". Сегодня мы публикуем ответ М.Токмаджян.
ГОСПОЖА ФЕТИСОВА, Я БЛАГОДАРНА ВАМ ЗА ОЧЕНЬ ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ моей статьи, названную вами "в целом неплохой журналистской работой". Что касается передергивания и искажения фактов, то здесь госпожа режиссер глубоко ошибается. Во-первых, все те факты, которые приведены мною, достоверны и имели место в вашем творческом союзе. Ведь не бывает дыма без огня. Я же не гадала на кофейной гуще, выясняя, что, например, между вами и господином Аведикяном отношения наладились и теперь конфликта нет. А конфликт был, и это факт. А факт, как вы знаете, самая упрямая вещь на свете.
Работая над статьей, я руководствовалась исключительно проверенными фактами. В частности, агентство Mediamax.am 21 марта опубликовало аналогичную статью, в которой тоже была ссылка на упомянутое выше интервью с Татьяной Бахаревой и имевший место конфликт. Это сообщение было растиражировано всеми отечественными СМИ и ТВ- и радиоканалами. Я же решила разобраться во всем этом, собрала огромный материал и провела свое мини-расследование. Вот что, в частности, было сказано вами.
"Пока шла работа над фильмом, мы были одной командой. А теперь в высказываниях Сержа Аведикяна осталось только слово "я". Он поступает непрофессионально, искажает реальность и нарушает договоренности. В соответствии с ними, равноценными сорежиссерами фильма являются Елена Фетисова и Серж Аведикян, а в титрах сорежиссеры указываются в одной строке в алфавитном порядке. А предложила я ему стать сорежиссером в результате серьезного продюсерского компромисса. Когда мы утвердили исполнителя главной роли из Франции, возникла необходимость привлечь французское финансирование, но для этого недостаточно было участия только актера. По условиям предоставления финансирования во Франции, необходимо набрать определенное количество баллов. Большую их часть мы могли получить за сорежиссуру, а остальные баллы - за участие французского композитора Мишеля Карского, приглашение двух сомонтажеров (Александры Стросс из Франции, Александра Швеца-младшего из Украины) и проведение сведения звука во Франции. Вот почему Серж в итоге стал сорежиссером. Я не хочу и не буду умалять его вклад исполнителя главной роли и сорежиссера, но по факту он не может и не имеет права претендовать на роль ключевой фигуры в проекте. Тем более что основополагающая часть как творческой, так и технической группы фильма состояла из украинских кинематографистов самого высокого уровня и практически весь фильм был произведен именно в Украине. Это для всех очевидно..."
ЭТИ ЗАЯВЛЕНИЯ ДАЮТ ВЕСКИЙ ПОВОД ДЛЯ ВЕСЬМА РАЗНОРОДНОГО и неоднозначного толкования вашего отказа от Госпремии. Да, было и открытое письмо нашему президенту, но это всего лишь официальный документ. А журналист имеет право на свое собственное расследование. А мне как киноведу привычно смотреть на заданную реальность не с одного официозного ракурса, а с очень разных, иногда полярно противоположных. И я имею право исследовать, искать разные причины, предлагая и общественности тоже посмотреть на все это с разных точек зрения.
Итак, ни о какой манипуляции фактами даже речи не может быть. И пожалуйста, не надо отказываться от того, что было сказано вами ранее. Да еще и добавив сюда какие-то общественно-политические игры. И не надо искусственно сглаживать все углы. Если что-то и было, имейте смелость отвечать за свои слова и поступки. Получается, что и я могу попросить главного редактора газеты удалить из статьи всю ту часть, где хвалю госпожу Фетисову за мастерскую постановку. А то, что значит "я отказываюсь от премии. Уверена, что сам Сергей Параджанов поступил бы так же". А вот и нет. Он бы взял эти деньги, накупил бы много вина и устроил бы себе в Тбилиси дионисийский пир с раздариванием подарков. Неудачно вы домысливаете великого. Посоветую вам со скрупулезностью и всерьез заняться творчеством.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-23 11:06
Уходящий Байден написал письма Алиеву и Пашиняну. Двум лидерам, которые намерены в своих странах править вечно. Но это не главное. Байден приветствует прогресс в переговорах по мирному договору между Арменией и Азербайджаном. Выражает надежду, что мирный договор удастся заключить до окончания года. Согласно Байдену, у Штатов есть по вопросу мирного договора некие идеи, которые лидерам Азербайджана представит Майк Карпентер, чтобы узнать мнение Алиева и Пашиняна на этот счет. Ну и, да, в письмах дежурно говорится о необходимости взаимных компромиссов. Хотя, даже Ален Симонян, даже Ален Симонян признает, что Армения и так уже «накомпромиссила» все, что возможно…
-
2022-11-12 11:47
Если бы вместо давно приевшихся лиц и однотипных речей 5 ноября на площади Франции в Ереване показали фильм "Ишханутюн" (пусть только 1 часть, ибо премьера второй состоялась в кинотеатрах 9 ноября), то резонанс от митинга оппозиции был бы гораздо больше. Парламентская оппозиция не в состоянии выйти за рамки ошибок прошлого политического века, но сегодня разговор не о ней, а о тех, кому, в отличие от оппозиции, удалось оказаться на одной волне с народом…
-
2022-03-23 10:59
Состоялась премьера фильма «Добрые американские самаритяне» В учреждениях и организациях США хранится большое число архивов, содержащих огромную информацию о Геноциде армян и его последствиях. Несмотря на то, что США до 1917 г. придерживались нейтральной политики в отношении происходящего в Османской Турции, дипломатические представители, миссионеры, учителя, врачи из США не только стали свидетелями невообразимых варварских деяний младотурок, но и сделали многое для спасения страждущих, запечатлели увиденное в фотографиях, письмах, докладах, дневниках.
-
2022-03-04 09:45
На войне чужих сыновей не бывает. На войне все сыновья – свои. И если их призвала Родина-Мать, то боль потери и радость обретения должны быть едиными для всех. Ведь Родина – не просто кусок земли, а то, что делает нас частью нашего целого. Это ответственность, которую каждый должен нести с беспредельной, самоотверженной любовью, с осознанием единства во имя построения прочного государства и будущих поколений.