Последние новости

ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ У РОДНИКА АРМЯНСКОЙ ДУХОВНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Богослужениями в Ташкенте и Самарканде армяне Узбекистана отметили Светлый праздник Воскресения Христова. В пасхальный день 20 апреля пробраться в Церковь Святого Филиппоса в Ташкенте было непросто. Десятки прихожан расположились буквально плечом к плечу в помещении недавно реконструированного усилиями благотворителей и обретшего свой законченный вид храма, внимали слову священника тер Гарника Лорецяна, приобщались к таинству пришедшего к нам из глубины веков Священного Патарага. Настоятель ААЦ в Узбекистане огласил праздничное приветственное послание Католикоса Всех Армян Гарегина II. Чудесным подарком из епархии Русской Православной Церкви, вызвавшим всеобщее ликование собравшихся, стала специально доставленная в церковь Св.Филиппоса лампада с Благодатным огнем. Накануне рейсом из Иерусалима святыню в Ташкент привез глава Среднеазиатского митрополичьего округа РПЦ митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

ИЗВЕСТНО, ЧТО АРМЕНИЯ, В НАЧАЛЕ IV ВЕКА первой в мире принявшая христианство в качестве государственной религии, на протяжении долгой и трагической истории оставалась без государственного образования. Тогда лишь Армянская Апостольская Церковь выступала консолидирующим фактором для народа, вынужденного покидать родину.

Ранние сведения об армянских поселениях в Средней Азии относятся ко второй половине XIV века. Во времена Тамерлана по указу великого правителя Армянская Церковь стала неотъемлемой частью духовной жизни армян в "столице великих ханов" (так летописцы средневековой Армении величали столицу Самарканд).

Массовое переселение армян в Среднюю Азию началось вскоре после присоединения обширной территории к России. Уже в 70-х годах XIX века жители Зангезура, Арцаха и областей Западной Армении группами и в одиночку пересекали Каспийское море, двигаясь на восток. Это перемещение объяснялось не только экономическими, но и политическими причинами и именно Церковь стала подлинным духовным стержнем национальной жизни Спюрка в Туркестане. В сферу ее интересов попадали как общенациональные проблемы, так и чисто бытовые вопросы, включая поддержку очагов просвещения.

Первая армянская церковь в Узбекистане, возведенная на средства купца Тадеоса Овсепяна, была освящена во имя Пресвятой Богородицы (конец ХIХ в.) специальным кондаком Католикоса Всех Армян Мкртыча -Айрика I Хримянца. В 1908 г. была открыта церковь Святого Григория Просветителя в Самарканде, а в 1910 г. воздвигнут храм в Коканде. Армянские очаги духовности, появившиеся в начале ХХ столетия в Ташкенте, Андижане и Бухаре, к началу 1940-х гг. по указу советских властей прекратили свое существование. Возрождение Армянской Церкви в Узбекистане начнется после обретения страной независимости. При поддержке государства и участии десятков меценатов и благотворителей всех возрастных категорий 20 августа 1995 г. состоялась торжественная церемония освящения и открытия церкви Святой Богородицы в Самарканде, а 12 января 2007 г. - столичной церкви Святого Филиппоса.

Многолюдье в храме, в котором проходило празднование Пасхи, можно наблюдать и во время празднования традиционных армянских праздников: Рождества, Трндеза, Вардавара и праздника Освящения винограда.УЗБЕКИСТАН ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСТАЕТСЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАНОЙ. Конституция страны гарантирует всем этническим формированиям равные права и свободы; в обществе демонстрируется уважительное отношение к религиозным чувствам верующих любых конфессий. "Самое большое достояние последних лет – это мир и стабильность, межнациональное и гражданское согласие в нашем общем доме. Понимание этой ценности и ее непреходящего значения с каждым днем растет в сознании наших людей", - отмечает президент страны Ислам Каримов, и с мнением главы государства невозможно не согласиться.

С древних времен различные цивилизации - мусульманская, христианская, иудейская, буддийская - не только тесно соседствовали на этой земле. Они дополняли друг друга, способствовали процессу взаимообогащения культур, а практика обеспечения толерантности в современном Узбекистане возведена в ранг государственной политики. Сегодня армяне Узбекистана с гордостью отмечают, что обеспечены всеми средствами для приобщения к родному языку, культуре и традициям армянского народа.

Многолюдье в храме, в котором проходило празднование Пасхи, можно наблюдать и во время празднования традиционных армянских праздников: Рождества, Трндеза, Вардавара и праздника Освящения винограда. С другой стороны, во время обычных воскресных богослужений прихожан насчитывается значительно меньше, что вполне объяснимо. Десятилетия активного воздействия на сознание граждан советской идеологии с ее повсеместным запретом на национальные духовные запросы негативно сказались на человеческой личности. Далее крушение советской системы породило вначале эру недоверия, а затем и эру равнодушия.

Как следствие, картина сегодняшнего дня такова, что из 45-55 тысяч этнических армян лишь несколько сотен нашли свою дорогу к истокам родника армянской духовности. Что касается остальных, то они либо приобщились к таким традиционным направлениям, как православие и католицизм, либо вовсе не пристали ни к каким берегам. Значительное число армян в диаспоре примкнули к разного толка "свидетелям" - сектантским образованиям, к которым в стране также проявляется лояльное отношение.

Привлечь человека в лоно родного этнического формирования – задача не из легких. Непростая она потому, что до сих пор неясно, кому более с руки этим заниматься – общинному объединению, тщетно пытающемуся обучить своих чад родному языку, или церкви, активно критикуемой сегодня за пассивность по отношению к происходящему. А может, все же постараться проявить совместные усилия? История армян такова, что может быть наглядной иллюстрацией к знаменитому латинскому определению: Vita non est vivere, sed valere ("Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы проявлять мужество"). Противостоять привнесенным со стороны "ценностям" может лишь накопленное веками богатое культурное наследие нашего народа, умело донесенное до пылкого человеческого сердца.

Пасха Христова – торжество высшей справедливости для всех христиан. Это возможность для каждого отрока не только убедиться, что спасение души действительно возможно, но и открыть для себя родную Церковь - место, где тебя всегда любят и ждут. Пробить стену недоверия и нерешительности, прикоснуться к живительному роднику армянской идентичности - многовековой традиции своего народа. Пожелать друг другу, нашим братьям и сестрам в Сирии, других уголках планеты, всем людям доброй воли мира и благоденствия.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОСОЛ АРМЕНИИ ОТВЕДАЛ УЗБЕКСКИЙ ВИНОГРАД
      2019-08-22 10:21
      568

      18 августа в ташкентской Армянской Апостольской Церкви Св.Филипоса праздновали Успение Богородицы и знакомились с первым в истории двух независимых стран послом Армении в Узбекистане. Отмечаемый с V века, четвертый из пяти великих праздников Армянской церкви символизирует уход из жизни Богородицы Св. Марьям, утверждавшей веру своим присутствием, остающейся утешением и назиданием для всех христиан, а для армянской женщины - воплощением добродетельной матери, хранительницы семейной святости, чистоты и преданности.

    • СТИХИЯ ЖИЗНИ ВАРДАВАРА
      2019-08-06 14:18
      798

      28 июля в ташкентской Армянской Апостольской Церкви Cв.Филипоса отмечался праздник Преображения Господня - один из пяти главных в годовом цикле Армянской Церкви и связанный с важнейшим событием земной жизни Христа, описанным в Евангелиях. О преображении, случившемся со Спасителем, когда Он поднялся для молитвы на гору Фавор близ Назарета, говорил тер Ованнес Григорян в своем обращении к прихожанам. И, казалось, во время богослужения в храме, где звучал священный Патараг (Литургия), вместе с каждым словом из библейской истории, поведанной духовным наставником армян Узбекистана, происходило то самое незримое таинство постижения высокого смысла.

    • ПАЛОМНИКИ ОТПРАВИЛИСЬ ПО ПУТИ АПОСТОЛА
      2019-07-30 10:00
      1515

      В течение трех дней - с 25 по 27 июля - сотни верующих собрались в одном из старейших армянских храмов Ирана, продолжая выразительную церковную традицию, передаваемую из поколения в поколение. Об этом 3 июля, предваряя событие, сообщил информационный портал Tehran Times.

    • НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ
      2018-09-28 15:42
      4583

      О сформировавшемся армянском национальном характере, отмечая его выразительную особенность, в древности писали римлянин Тацит, другие историки и философы. Пройдя через века и испытания, армянская идентичность вызывает тревожную озабоченность как у родины-матери, так и у раскинувшейся по миру диаспоры.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • РОСПИСИ, ФРЕСКИ: НОВЫЙ СВЕТ В ДРЕВНИХ ХРАМАХ
      2019-08-22 10:13
      386

      Верующие и посетители храмов нередко обнаруживают в них фрески, удивляясь их подлинной красоте, утонченности и сочным краскам. За ярким колоритом, четкостью линий, композициями и орнаментами стоит многолетний титанический труд двух миссионеров - архитектора-реставратора, нашего соотечественника из Италии Ара ЗАРЯНА и его коллеги родом из Бельгии, художника-реставратора Кристин ЛАМУРЕ.

    • Лагерь Союза армян Украины принял детей из двух стран
      2019-08-15 08:59
      301

      В Украине стартовал восьмой детско-юношеский лагерь Союза армян Украины, где отдыхают более 70 детей из Армении и разных регионов Украины, сообщает AnalitikaUA.net.

    • Вице-премьер Армении и представители ААА обсудили ключевые идеи стратегии развития республики
      2019-08-14 15:33
      308

      Деятельность Армянской ассамблеи Америки, направленная на представление вопросов всеармянской повестки, очень важна. Об этом заявил на встрече с сопредседателем Совета попечителей ААА Ваном Григоряном и региональным директором организации Арпи Варданян 14 августа вице-премьер Правительства Армении Мгер Григорян.

    • БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ О МАСТЕРЕ БОГДАНЕ КИРАКОСЯНЕ
      2019-08-09 14:17
      2768

      Мемориальная доска в память о славном уроженце города Батуми - архитекторе Богдане Киракосяне (1912-1972) отныне украшает здание N7 на одной из центральных магистралей города - улице Руставели. Здесь жил и работал наш талантливый соотечественник, многие творения которого вошли в золотой фонд архитектуры Аджарии. Да и, не побоимся этой формулировки, - всей Грузии.