"ТА САМАЯ ГЛАВНАЯ ПЕСЕНКА"
К 90-летию Булата ОКУДЖАВЫ
Если хочешь, чтобы тебя читали, будь талантливым. Если хочешь, чтобы тебя не только читали, но и любили, будь талантливым и человечным. Изобретательных, но недобрых и интеллектуально иссушенных пролистывают, не задерживаясь душой. Булата Окуджаву поют, восхищаясь и любя, благоговея. Песни его легко запоминаются, ибо ему радостно подчиняется форма. Что, конечно, есть знак того, что и содержание к нему благосклонно. Мелодии чистой певучести тоже очень помогают запоминанию. Песенки эти чувственно притягательны, слова их более чем точны ("Но чудится музыка светлая и строго ложатся слова"). Именно строго, сжато, лаконично.
СПЕЛ ЛИ ОН СВОЮ "САМУЮ ГЛАВНУЮ ПЕСЕНКУ"? Они все настолько хороши, особенно зрелые и поздние, что выделить среди них лучшую и главную просто невозможно. Десятилетия, заполненные голосом, который становился все утонченнее, все проникновеннее, все щемящее. А он все шел и шел вперед. Композиторское в нем становилось нешуточным, поэтическое - запредельно прекрасным. Что-то храмовое, что-то, если так можно выразиться, аве-марийное, что-то молитвенное, даже, я бы сказала, колыбельное скрыто в этом неразрывном союзе певучей музыки и высокого слова. На громоздких магнитофонах с катушками вся страна записывала смелого барда. Тогда он был только смел, дерзок, неожидан. Позже он стал проникновеннее, и уже навсегда.
Было и у него (правда, очень раннего) то, что мне не нравилось. Скажем, та песенка, где грузин вел девочек в отдельный кабинет в московском ресторане. Но через годы Окуджава кончил молитвой Грузии (и покаянием, я думаю). "Виноградная косточка" - какая здесь слышится рыцарственность! Он пел свою "Грузинскую песню", этот шедевр поздней зрелости, и я в который раз ловила себя на мысли: да, птица, отбившаяся от стаи... Кавказ! Тогда я еще не знала, что он наполовину наш соотечественник (по матери).
"Виноградную косточку в теплую землю зарою..." В теплую. То есть в южную. Он вспомнил. Булат Окуджава - дар Кавказа России. И не просто Кавказа, а самой его древней части - Закавказья. Две тифлисские армянки Ашхен родили двух выдающихся людей России, одна в XIX веке - Василия Ивановича Немировича-Данченко, другая в XX веке - Булата Шалвовича Окуджаву. Грузия и Армения встретились в высоком барде. Бесценный дар ушел в Россию. Он любил Ашхен, прошедшую столько страдательных дорог. ("Но горести моей прекрасной мамы", "Мама, белая голубушка", "Твои руки, твои песенки, твои вечные глаза"). "Во мне течет грузинская и армянская кровь, но все-таки я арбатский", - написал он о себе. Да, детство на старом Арбате. В ушах его так и остался московский говорок. Но внешность - таких лиц на Кавказе тысячи.
Не выпустим из виду и такую важную деталь: он в родстве с великим армянским поэтом Вааном Теряном. То есть в его материнском роду сразу два выдающихся поэта. Такая генетика уже не шутки.
КАЗАЛОСЬ БЫ, ТАК ПРОСТЕНЬКО - ПЕСЕНКИ. Но какая завораживающая, пронзительная атмосфера стояла в зале. И сколь многословными, захлебывающимися в словах казались рядом с ним иные поэты той поры. А он стоял один - членораздельный, строгий, мягкий и высоко поэтичный. Сколькие поэты слиняли и поблекли, а его звезда все разгорается и разгорается. Вот что значит истинный талант. Он все мудрел с годами, его дар вызревал, вычищался, кристаллизовывался. Его нещадно, непрошенно аранжировали, подчас с булыжной грацией, с педалированием музыкального инструмента, заглушавшего целомудренные слова. Его перепевали с нажимом вокала, забывая, что его песни нежно и тончайше трепетны, пели спрямленно, плоско, примитивно, безоттеночными голосами без гибкости, интонацией антиокуджавской. Пожалуй, кроме Елены Камбуровой. А когда его песенки о чести о достоинстве поют не очень достойные люди, экран сразу дает нам это почувствовать. Самому же Окуджаве даже таких слов говорить было не надо: каждый зритель сердцем чувствовал, что перед ним чистый, достойный и несуетный человек. И лица людей светились, на сцену летела любовь зала.
Подкупает и то, что он никогда не был диссидентом. Но они облепляли его и приписывали ему антисоветчину. Это смутно сказавшему: "Но из грехов своей родины вечной не сотвори ты кумира себе!" А они все сотворяли и все еще сотворяют. Душные люди: все борются и борются.
Он умер не только потому, что штучные, неповторимые изделия уже не требовались эпохе масскультуры и гламура. На подмостках (вообще в искусстве) теперь творится что-то невообразимое. Могло ли выдержать все это сердце тончайшего барда? "Все слабее звуки прежних клавесинов, голоса былые..." Грубая эпоха упразднила его. Не только грубая, но и болтливая. Его же слова ложились строго.
"Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе..."
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-11-16 15:27
К 200-летию И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново. Дуб. Пруд. Луг за усадьбой. Голубые огоньки колокольчиков в скошенной траве. Липы старого парка. Сидели на старом спиленном стволе, который при жизни Ивана Сергеевича, возможно, был живым могучим деревом.
-
2018-10-03 15:56
Все меньше и меньше в мире людей, чья слава не просто весома, а подтверждена каждой минутой долгой жизни. Все меньше в мире огромных талантов, все меньше в мире людей, отмеченных Богом. Людей, столько сделавших для своего народа.
-
2018-03-16 15:30
Если мне позволено будет поразмышлять над вопросом, над которым давно уже бьются глубокомысленные ученые, я опишу все это с точки зрения гуманитария и творческого человека, в частности, писателя. Тема, что и говорить, волнующая. Мышление, рождение идей, поиск интеллектуальных решений – все это не может не волновать. Но, вычленяя эту тему, сознаем ли мы, что почти ничего не знаем об этой области, да, возможно, и никогда не узнаем? О, мне понятно дерзновение молодых, которые считают, что дерзновение хорошо во всяком деле, но хорошо ли оно там, где, может быть, брода нет?
-
2017-12-01 15:53
Я долго избегала сцены, то есть устных выступлений. Пожалуй, слишком долго. В советские годы я еще как бы не добирала солидности. Потом грянула перестройка с ее круглосуточной болтовней. И пришла литература Серебряного века. Я жадно читала. Потом началось Карабахское движение, а с развалом СССР и блокада Армении. Тут уж все сидели по своим холодным углам.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…