Последние новости

НЕИЗВЕСТНОЕ ИЗВЕСТНОЕ ИСКУССТВО

Роскошно изданные альбомы - будь то сокровища музея или галереи, шедевры отдельно представленного художника или работы определенного направления - словно изначально внушают уважение, порой - трепет. Их не перелистаешь на весу, и не по причине тяжести фолианта. Перед ними надо склониться (или поклониться), бережно снять суперобложку и, осторожно держа за самый краешек, переворачивать страницы, ощущая запах истории, культуры, эпохи... Книга "Социалистический реализм и изобразительное искусство советской Армении", явившаяся плодом воистину колоссальной работы Граварда АКОПЯНА и Рубена МИРЗАХАНЯНА, вызывает этот безусловный трепет и еще множество иных чувств и мыслей - вот уж действительно "альбом по искусству соцреализма в Армении - больше чем альбом".

По поводу того, что альбом "Социалистический реализм и изобразительное искусство советской Армении" смело можно назвать шедевром полиграфии, который к тому же издан не где-нибудь в европах, а в отечественном издательстве "Тигран Мец", вряд ли кто-то станет спорить. Что до его содержания, капитальный труд создателей в дни, когда предложение поставить в Ереване памятник Анастасу Микояну вызвало острую реакцию, можно было бы назвать безумством храбрых - мы слишком легко, на бегу, расплевались с целой эпохой, не желая отделить зерна от плевел и осмыслить опыт уроков истории. А ведь именно к этому в первую очередь призывают авторы книги - патриарх, доктор искусствоведения, профессор, лауреат Государственной премии Гравард Акопян и доктор исторических наук, профессор, ректор Государственного педагогического университета им. Х. Абовяна Рубен Мирзаханян.

Это шикарный по форме и капитальный по содержанию труд в 500 страниц, который предваряют статьи Р. Мирзаханяна-историка и Г. Акопяна-искусствоведа на двух языках - армянском и английском

"РЕЧЬ НЕ О РЕАБИЛИТАЦИИ, - СЧИТАЕТ РУБЕН МИРЗАХАНЯН. - Надо брать факты и по возможности объективно их комментировать, что на практике очень трудно. Но я уверен, чем дальше - поколение историков, которое придет после меня, обязательно проявит интерес к этой эпохе. Давайте будем откровенны. Как народ, мы потеряли государственность довольно давно и обрели ее вновь только в начале XX века. Кстати, за последние двадцать лет независимости уже появилось колоссальное количество исследовательских работ по Первой Республике, и это естественно, поскольку в советский период на эту тему наложили табу, а если ее и освещали, то только исходя из требований времени. Зато было колоссальное количество книг по советской эпохе. Они тоже были крайне однозначны и менялись в зависимости от конъюнктуры. Сейчас, в условиях независимой Армении, у нас есть возможность вполне свободно говорить и о Первой Республике, и о Второй. Но о Второй Республике еще нет достаточного количества исследований. Объяснять все на уровне - советский период, однопартийная система, все ясно! - совершенно неправильно. Потому что эти 70 лет - они были очень разными. А главное, для новейшей истории это очень большой, огромный промежуток времени. И, конечно, необходим анализ.

аждый историк будет комментировать этот период по-своему и давать свои оценки. Но то, что это время необходимо изучать, говорить о нем, - это безусловно. В противном случае нам будет очень трудно понять перспективы нашего национального развития. Если мы хотим знать, кто мы сейчас есть и что с нами будет, ответы на эти вопросы надо искать в том, что с нами произошло. И изучать все это надо на различном уровне, представлять и в школьных учебниках, и для тех, кто интересуется этим глубоко, и даже для тех, кто вообще этим не интересуется. Скажем, история сквозь призму политики может какую-то часть людей оставлять абсолютно равнодушными, но зато их волнуют искусство, культура. Наша книга - взгляд на эпоху именно сквозь эту призму. Мы долго работали и очень старались, чтобы это было интересно".

Авторы предлагают попытаться нащупывать пути в будущее сквозь арт-призму недалекого прошлого. И еще раз убедиться: 'измы' коротки - настоящее искусство вечно

В ТОМ, ЧТО В ПЛАНЕ "ИНТЕРЕСНО" АВТОРЫ БОЛЕЕ ЧЕМ ПРЕУСПЕЛИ - независимо относишься ли к советской эпохе с нежной ностальгией или с зубовным скрежетом - убеждаешься, перелистав первые несколько страниц. "Социалистический реализм и изобразительное искусство советской Армении" - шикарный по форме и капитальный по содержанию труд в 500 страниц, который предваряют статьи Р. Мирзаханяна-историка и Г. Акопяна-искусствоведа на двух языках - армянском и английском. Исторический экскурс иллюстрирован фотографиями - просто уникальными, которые к тому же в переводном варианте не повторяются. Вот Гюрджян и Якулов, сопровождающие не кого-нибудь, а "самого доброго из людей", вождя мирового пролетариата товарища Ленина. Вот Ерванд Кочар демонстрирует Уильяму Сарояну свою новую работу - "Вардана Мамиконяна". Вот Никогосян - автор памятников Чаренцу и Налбандяну - с тем самым Анастасом Микояном...

А дальше 170 живописцев, скульпторов, графиков, художников, канонизированных и тех, кого вспоминают как бы не в первую очередь, художников, которым искусствоведы уже давно нацепили бирочки с точным указанием художественной ценности и даже рыночной цены. Целый "соцреалистический" горный массив со своими пиками, пропастями и вершинами, давно этот соцреализм пережившими и оставшимися, - уже на века. И переворачивая страницы этого изысканного фолианта, понимаешь, что присутствует здесь не только академизм, но самый что ни на есть энциклопедизм - так масштабно и капитально представили авторы искусство эпохи.

"Соцреализм начался с литературы и был распространен на все области искусства, в частности, живопись, скульптуру, архитектуру, - комментирует Рубен Карленович. - Автор этой теории не Максим Горький, как это принято считать, а люди, которые работали в ЦК и так далее. И судьба у них потом была весьма тяжелая. Один из отцов-основателей, Крепоткин, был потом арестован на 18 лет, как это часто происходило. И история смерти Горького и его сына является, как известно, загадкой... Наша книга не пропаганда соцреализма - наоборот. Здесь можно о многом говорить, но главный итог в том, что эта теория была надуманна - не в "измах" дело, искусство либо есть, либо его нет".

Полотна, широко известные, памятники, украшающие наши улицы и площади, и работы не только малоизвестные, но и публикующиеся впервые... Один из символов Еревана, кочаровский "Давид Сасунский", не только родной и знакомый до боли, но и совсем иной - каким он был до 1959 года... Множество раз виденное в Картинной галерее полотно Джотто "Памяти жертв Геноцида 1915 года", опрокинутые, скорбные лица - всего 90 лет назад оно называлось "Нет вождя" и было написано по случаю смерти Владимира Ильича... Совершенно незнакомый портрет Вагарша Вагаршяна кисти Дмитрия Налбандяна - самого дорогостоящего после Айвазовского и Сарьяна художника-армянина...

Полотна, широко известные, памятники, украшающие наши улицы и площади, и работы не только малоизвестные, но и публикующиеся впервые...

А ВОТ И МАРТИРОС САРЬЯН, "ДРУЖБА НАРОДОВ" - ОГРОМНАЯ, МНОГОФИГУРНАЯ ТОЛПА в национальных костюмах народов СССР, которые мэтр долго выписывал, окружила резко над всеми возвышающегося отца всех народов товарища Сталина. Широкоформатная работа была завершена в конце 1952 г., в марте следующего года вождь умер, и картина утратила актуальность, но не красочное великолепие сарьяновской кисти... А вот еще один Сталин - теперь уже на картине тончайшего, лиричного, пронзительного Бажбеука-Меликяна. Работа была обнаружена в Гори и называется витиевато - "Товарищ Сталин в 1903 году ведет беседу с политзаключенными в кутаисской тюрьме"...

С хладнокровием британского джентльмена Гравард Акопян и Рубен Мирзаханян организуют развеску этой соцреалистической галереи, чтобы ответить на вопрос - чем же было это искусство, кроме мощного идеологического оружия, и было ли оно вообще искусством? И сами тут же на ими же заданный вопрос отвечают - было, было, было!

Джордано Бруно, взошедший во имя своих убеждений на костер, вызывает восхищение. Но разве отречение Галилея (пускай со знаменитым "и все-таки она вертится!") способно отменить величие его открытия? Разве, рисуя пап-инквизиторов, Рембрандт и Эль Греко не создали гениальные портреты? Умаляли ли свой талант Веласкес и Гойя, рисуя императоров, их жен, детей, придворных и даже их собачек? Разве гениального создателя Ватикана, трагического Микеланджело можно упрекнуть в "выполнении госзаказа"? А ведь большой художник не только увековечивает себя в истории, он увековечивает историю.

"На мой взгляд, исследуя задачи, которые государство ставило перед художниками, можно понять очень многое. Любое мифотворчество на государственном уровне ставит перед собой четкие задачи. Актуально ли это? Думаю, очень, - считает Рубен Мирзаханян. - Вот сейчас в свободной Армении есть национальная задача? Есть такое словосочетание, как патриотическое воспитание? И не надо ассоциировать это понятие с пионерами, барабанами и огромным количеством безумного идиотизма. Но наше время все равно требует своего, молодежи все равно нужны герои. И если умным дядям этих героев не преподносить воспитательным образом, основываясь на историческом прошлом, в герои так и будут выходить сегодняшние "успешные люди". Если этот вопрос оставить на самотек, мы придем не к лучшему результату".

С хладнокровием британского джентльмена Гравард Акопян и Рубен Мирзаханян организуют развеску этой соцреалистической галереи

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В СТРАНИЦЫ КНИГИ "СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОЙ АРМЕНИИ", еще и еще раз удивляешься подборке и выборке, сделанной ее создателями. Потому что первое бурное и сложно классифицируемое чувство возникает здесь не от энергетики того или иного шедевра в репродукции блестящего качества и даже не от обширности охвата материала, а от самого рядомстояния таких бесконечно разных по художественному языку, стилю, мироощущению, рисунку и колористике проявлений соцреализма.

За картиной с кинематографическим названием "Утраченные иллюзии", на которой группа разочарованных футбольных болельщиков выглядит стоп-кадром из фильма Феллини, следует памятник Дзержинскому, который стоял когда-то перед воротами КГБ. Глава ЧК держит в руке книгу. Вторая заведена за спину. Кочар, автор памятника, комментировал: в той руке у него наган. Совсем уж соцреалистично выглядит параджановский коллаж "Пакт Молотова-Риббентропа" - весь в колючей проволоке. Присутствует здесь и укрупненными фрагментами литье решетки Крытого рынка, которую удалось спасти от разрушения и которое, по утверждению Рубена Карленовича, сейчас уже никто не сможет повторить хоть за миллион долларов. Есть здесь и памятники, которые сохранились только в фотографиях - "Гукас Гукасян" Сурена Степаняна, взорванный в революционной эйфории 90-ых.

"Думаю и надеюсь, что я не оригинален, страшная вещь, когда рушат или ломают произведение искусства. Конечно, надо быть осторожными, ставя памятники политическим лидерам, и, наверное, это надо делать во времени. Но насколько было правильно, когда их взрывали, уничтожали? Есть примеры, когда все памятники тоталитаризма собрали воедино и создали парк - не самое плохое решение вопроса. Ведь даже те работы, которые не представляют особой художественной ценности (а таких было очень и очень немало), тем не менее, отражение эпохи, времени, государственного заказа. И с этой точки зрения они представляют интерес. Кроме того, политическая конъюнктура не отменяет порой исключительной художественной значимости. И в любом случае, уничтожение произведений, пусть даже псевдопроизведений, - дикость и варварство", - считает Рубен Мирзаханян.

Книга "Социалистический реализм и изобразительное искусство советской Армении" вышла в свет. Авторы предлагают попытаться нащупывать пути в будущее сквозь арт-призму недалекого прошлого. И еще раз убедиться: "измы" коротки - настоящее искусство вечно.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ - ЭТО ВОЗМОЖНОСТИ МЫСЛИ И СЕРДЦА"
      2021-10-16 10:00
      1802

      Дебютный фильм "Анико" Анны АРУТЮНЯН - в последнее время Анны МАКСИМ - принес своей создательнице не только награды проходящего в Казани Международного фестиваля "Зиланд" и Ереванского международного фестиваля "Фреско". Рассказанная неповторимым киноязыком история маленькой девочки, приехавшей в деревню к дедушке на каникулы, неожиданно была признана ласточкой, принесшей армянскому кинематографу для детей если не новую весну, то по крайней мере надежду на возрождение. "Что должны смотреть дети, на чем воспитываться, откуда узнавать, где начало добра и зла? В этом смысле киноискусство, фильм - очень мощное оружие", - уверена молодой режиссер.

    • 500 ТЫСЯЧ ДРАМОВ - А РАДОСТИ НА МИЛЛИОН!
      2021-10-13 09:51
      3576

      Через площадь, освещенную разноцветными фонариками, в Драматический театр Абовяна шел зритель. Зритель, несмотря на холод, по-вечернему нарядный - многие дамы в платьях в пол. Это было уместно - у входа их встречали юноши во фраках и цилиндрах и провожали в свежеотремонтированное и приукрасившееся фойе, где играл струнный квартет, стояли цветы в вазах и красивый фуршетный стол. Театр Абовяна отмечал свое 40-летие и открытие Пятого театрального фестиваля, который, благодаря местной администрации и Союзу театральных деятелей Армении, уже стал традиционным.

    • "ПЫШКА": ГРОМКИЙ УСПЕХ НА БЕРЕГУ ТИХОГО ОКЕАНА
      2021-10-06 10:03
      4553

      "Пышка" - это пушка, способная брать города! По крайней мере, Владивосток она уж точно покорила!", - такой отзыв в соцсети оставил один из многочисленных зрителей Международного Тихоокеанского театрального фестиваля. И аналогичные отклики можно множить и множить. Ибо успех спектакля "Пышка" ереванского Государственного театра "Амазгаин" им. Соса Саркисяна во Владивостоке, на берегу Тихого океана, был оглушительно громким. А главное, опять же открыл перед ним новые перспективы.

    • СКВОЗЬ ВОЙНУ, СКВОЗЬ КАМНИ - СКВОЗЬ ВЕКА!
      2021-09-24 09:37
      4901

      Ровно через месяц после премьеры спектакля "С неба упали три яблока", поставленного Каринэ Кочарян по повести Наринэ Абгарян на сцене Степанакертского драматического театра им. Папазяна, состоялся его показ в Ереване. Все повторилось - и аншлаг в зале, и смех и слезы, и нескончаемые крики "браво!" И этот большой успех арцахцев заставлял не только в очередной раз восхититься стойкостью их духа. Он заставлял поверить - снег не может идти вечно, рано или поздно непременно выглянет солнце...






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЕЧНОЕ ДРЕВО АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ
      2021-10-16 10:00
      1981

      Виктор Вухрер, глава культурной общественной организации немцев "Тевтония", человек разносторонний. Химик, подполковник, да еще книги пишет. Главной его темой была судьба немцев Поволжья, сосланных в августе 1941 года в места не столь отдаленные. Там познакомились будущие родители Вухрера: мать прибыла из Поволжья, отец - из Катариненфельда (Грузия). Потом они с детьми оказались в Армении.

    • ТРИЕДИНСТВО В ДОМЕ-МУЗЕЕ АРАМА ХАЧАТУРЯНА
      2021-09-29 10:51
      3500

      В Доме-музее Арама Хачатуряна в рамках Дня европейского наследия открылась выставка живописных работ кандидата педагогических наук, доцента Российско-Армянского университета Ануш Бабаян. Необычные картины созданы на рисовой бумаге в технике китайской живописи и объединены общим названием "Визуальные подсказки вселенной". Выставка - не только встреча с изысканным творчеством, но и возможность приобрести эти произведения с благой целью: часть полученной с продажи суммы художница намерена передать на восстановление армянских воинов-героев, пострадавших в ходе 44-дневной войны в Арцахе...

    • МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ КАПИТАЛИЗМА И ХАРИБДОЙ СОЦИАЛИЗМА
      2021-09-27 09:21
      1146

      Статьи статьями, а книга - другое дело. В ней, выстроенной из публикаций разных лет, вырисовывается поиск автором истины. На этом пути случаются препятствия, заблуждения, прозрения. Но в итоге жизнь и время подводят тебя к выводам, которым ты уже не изменишь. Для людей пишущих вдвойне, втройне приятно, что высказанное ими мнение разделяют другие. Именно это чувство солидарности с чужой позицией довелось испытать при чтении многих страниц книги Вилла ПОГОСЯНА "Революция и экономика".

    • ФРЕСКИ АХПАТА В АЛЬБОМЕ АРА ЗАРЯНА И КРИСТИН ЛАМУРЕ
      2021-09-07 11:48
      3659

      Потрясающей красоты и глубокого содержания книгу-альбом преподнесли на днях специалистам и любознательным читателям архитектор-реставратор Ара ЗАРЯН и художник-реставратор Кристин ЛАМУРЕ из Италии. "Ахпат. Реставрация фресок церкви Сурб Ншан, 976-991 гг., X-XIII вв." - так назвали авторы свой монументальный труд, посвященный уникальному фресковому наследию, которое дошло до нас из глубины веков и стало сегодня доступным посетителям благодаря титанической работе Ара и Кристин.