Последние новости

ОБРАЗЦЫ ВЫСОКОГО МАСТЕРСТВА

Выставка западноевропейской графики и искусства Востока в НГА

Один из важнейших феноменов культуры - выставки, вынесение на всеобщее обозрение произведений искусства, вызывающих живой диалог прошлого с современностью. И независимо от реакции публики, пусть даже порой и неадекватной, зерно при этом попадает в почву, незримо прорастает в ней, оказывает реальное воздействие на развитие художественных вкусов и шире - на весь ход культурно-исторического процесса.

Вот и выставка западноевропейской графики XVI-XX вв. И искусства Востока XVII-XIX вв. из собрания Национальной галереи Армении, открытая недавно в четырех залах главного музея страны, имеет непреходящее значение. Эту выставку, в экспозицию которой включены одновременно разные европейские художественные школы и произведения классического искусства Востока, впервые представленные вниманию широкой публики, ждали давно. Экспозиция демонстрирует смену "почерков", манер художников в разные этапы времени.

Собрание западноевропейской уникальной графики в Национальной галерее, которое формировалось на протяжении многих десятилетий, своим существованием обязано Государственному Эрмитажу и Государственному музейному фонду, откуда в 1930-1932 годах были переданы рисунки, составившие ее основу. В Эрмитаж они попали после Октябрьской революции в связи с национализацией частных и дворцовых коллекций. Происходят они из известных европейских и русских собраний К.Кобенцля, И.Бецкого, А.Н.Юсупова, В.Н.Аргутинского-Долгорукова и других крупных меценатов. Другими источниками пополнения собрания являются дары зарубежных армянских коллекционеров и любителей искусства, а также приобретения музея. Несколько произведений преподнесены галерее в дар самими художниками. Большая заслуга в формировании всей музейной коллекции, в частности западноевропейского рисунка, принадлежит Рубену Григорьевичу Дрампяну - первому директору Государственного музея изобразительных искусств Армении.

Начиная с 1988 года западноевропейская графика стала предметом изучения и страстного интереса армянского искусствоведа, завотделом рисунка и хранителя западноевропейского рисунка НГА Виктории БАДАЛЯН. Более сорока лет она занимается атрибуцией произведений живописи и графики, в основном итальянской, фламандской, голландской школ. Вместе с ней мы не спеша обходим залы за два дня до открытия выставки.

Экспозиция графики дает возможность заглянуть внутрь минувшего времени, увидеть его сложность и парадоксальность. И вот "из тьмы былого" благодаря искусству старинных мастеров перед взором оживают страницы истории, мысли и чувства, надежды и тревоги людей далекого прошлого. Уникальность этой экспозиции заключается в том, что работы эти долгие годы не экспонировались.

НА ВЫСТАВКЕ ПРЕДСТАВЛЕНО НЕСКОЛЬКО КРУПНЕЙШИХ ШКОЛ западноевропейской классики - итальянская, французская, голландская, немецкая и румынская школы. Австрия, Англия, Эстония, Латвия, Польша, Швейцария представлены одной или несколькими произведениями. Всего более 140 экспонатов. Выставка предоставляет возможность непосредственно увидеть и по достоинству оценить высокое искусство европейских мастеров XVI-XX веков.

Все четыре зала завораживают. Посмотреть все графические листы - это значит подойти к ним совсем близко, мысленно представить художников, проникнуться миром беспокойных, высоких страстей. И нам невольно передаются душевное напряжение авторов этих работ, их страстное ощущение жизни. Рисунки словно оживают, начинают наперебой рассказывать о своей жизни, своем времени, о людях своей эпохи. Конечно, эта экспозиция в недостаточной мере отражает высочайшие достижения той блистательной эпохи в истории мирового искусства, которая дала основу графики нового времени. Но определенное представление об общем ходе эволюции, об отдельных этапах, школах и мастерах она все же дает.

Картина

Итальянская школа представлена оригинальными работами таких редких мастеров, как известный художник веронской школы Паоло Фаринати ("Битва Александра Великого с Дарием") и яркий маньерист генуэзской школы Лука Камбьязо ("Бегущий юноша"), ведущий мастер римского барокко Пьетро да Кортона, известные мастера XVIII века Джованни Паоло Панини, Джованни Доменико Тьеполо, Бернардо Беллотто. Рисунки этих художников, как произведения всяких больших мастеров, волнуют непосредственным соприкосновением с живой мыслью творца. Ведь они, имея самостоятельное значение, многими нитями связаны с их главными живописными картинами, являясь пластической основой их образного строя.

В этом плане особо выделяется рисунок "Бегущий юноша" Луки Камбьязо. В нем отражается не только гений художника, но и вековые традиции итальянской школы. Все в нем обнаруживает строгую красоту ритмической организации форм - равновесия и единства. Одухотворенная стремительная линия художника создает предельно острую атмосферу напряжения. Все говорит о максимальной продуманности средств художественной выразительности, о строгой логике, где четко найдена мера безудержного порыва человеческих эмоций.

Фландрия представлена работами нескольких ведущих мастеров. Это "Проект стенной росписи" Людвига Тупуту. Как отмечает Виктория Бадалян, эскиз относится к числу значительных памятников XVI века в собрании музея. Великолепный "Этюд головы крестьянина" приписывается одному из ведущих художников Фландрии Якобу Йордансу. Обращает на себя внимание этюд "Голова собаки" известного анималиста Яна Фейта.

Любители голландских пейзажистов могут увидеть на выставке работы Яна ван Гойена ("Деревня на берегу реки", "Деревня на берегу канала"), рисунки Виллема де Хеера, акварель Корнелиса Куккука "Зимний пейзаж".

Наиболее полно представлена французская школа. Среди работ этой школы "Стоящий мальчик" Жака де Белланжа, "Натурщик" Жана Батиста Грезу, работы Эдма Бушардона, Гюбера Робера, Пьера Томира, художника-историографа наполеоновской армии Карла Верне, Луи Анкетена, Жюля Паскина. Невозможно обойти вниманием и рисунок Огюста Родена "Натурщик".

НАРЯДУ С ИТАЛЬЯНСКИМИ, ГОЛЛАНДСКИМИ, ФРАНЦУЗСКИМИ СОБРАНИЯМИ, безусловно, следует выделить коллекции немецких, бельгийских, английских графиков и представителей эстонской, швейцарской школ.

Искусство Востока XVII-XIX веков на выставке представлено 39 работами в основном китайских и иранских мастеров. Три работы исполнены японскими художниками, одна - индийская миниатюра, пять экспонатов - это тибетские танки (тханки). Коллекция формировалась в основном благодаря дарственным поступлениям и, как отмечают организаторы выставки, экспонируется впервые.

- Очень любопытен китайский отдел экспозиции, где представлены 12 произведений эпохи Цин, созданных в манере "гунби" (тонкая кисть), "сеи" (грубая кисть), а также живопись ученых, - рассказывает В.Бадалян. - К последним относятся жанровые свитки - картины известных мастеров Као Пин Цина "Горы и воды" и Ван Юна "Цветы и птицы". К стилю "сеи" принадлежат эскизы для вееров Тон Лю Пена и Тью Цзю Ена.

В экспозиции представлены также иранские миниатюристы. В собрании музея хранится восемь иллюстраций с великолепной каллиграфией к поэмам "Шахнамэ" Фирдоуси и "Хамсэ" Низами из неизвестных рукописей XVIII века. Иллюстрирование литературных источников, как известно, стало основой для создания многочисленных школ миниатюры - Шираза, Тавриза, Исфахана, Герата... В собрании музея хранится удивительно тонко прорисованный, весьма своеобразный миниатюрный портрет "Фатх-Али Шах на троне", приписываемый его придворному художнику Михру Али.

В ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕЕ АРМЕНИИ состоялась также презентация книги Виктории Бадалян "Западноевропейский рисунок, пастель, акварель, гуашь XVI-XX веков и искусство Востока XVII-XIX вв. в собрании Национальной галереи Армении", вышедшей на днях в Ереване в типографии "Тигран Мец". Напомним, что завотделом рисунка и хранитель западноевропейского рисунка НГА Виктория Бадалян является автором множества научных статей и публикаций, а также научных каталогов, организатором ряда выставок и Всесоюзной научной конференции, посвященной вопросам атрибуции произведений старых мастеров.

По словам Виктории, работа над альбомом продолжалась более двадцати лет. Когда в НГА формировался отдел графики, она приняла на хранение произведения западноевропейской графики и восточного искусства. На протяжении многих лет она работала над этими произведениями. Отдельно вышли каталоги по школам - итальянская, французская, голландская, немецкая, фламандская школы. Надо было издать что-то более емкое, охватить все произведения, которые хранятся в НГА. И вот появилась эта книга, изданная на армянском языке, поскольку она может служить учебником для высших художественных заведений. Автором была произведена очень серьезная научно-исследовательская работа.

"Эта работа проводилась не в Армении, поскольку у нас нет специалистов по западноевропейскому искусству, - говорит В.Бадалян. - Мне приходилось работать в музеях Москвы, в Эрмитаже, учиться у крупных специалистов. Есть еще неизвестные авторы, имена которых предстоит установить. Кроме того, в предисловии мне удалось впервые на армянском языке дать историю развития графики XVI-XX веков, рассказать о технике произведений и представить все это для изучения художникам и искусствоведам. Мне кажется, не все знакомы с техникой уникальной графики, куда входят рисунок, пастель, гуашь, акварель.

В книге приведены и имена дарителей, и очень обстоятельный каталог европейских мастеров XVI-XX вв. и искусства восточных мастеров XVII-XIX веков. В предисловии к восточному искусству также говорится о разных стилях и направлениях, о технике произведений эпохи Цин.

Некоторые имена китайских художников мы определили благодаря искусствоведу из Китая Ван-Жен-Шень. А во время работы над миниатюрами очень помогла искусствовед из ЕГУ Лилит Тавджян. Отличная работа проведена реставратором Амалией Овсепян, благодаря работе которой восстановлены три китайских свитка - жанровые картины известных мастеров конце XVII - начала XVIII вв. Они находились в ужасном состоянии. Благодаря смекалке и мастерству Амалия (она училась в Москве в мастерской Грабаря) восстановила их и теперь они украшают не только выставку, но и войдут потом в экспозиции музея. Этой выставкой занимался экспозиционный отсек во главе с Асмик Гиноян. На выставке наряду с рисунками представлено несколько экземпляров старинных часов.

<aut>Наталия ГОМЦЯН

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • К ГЛУБИНАМ ТВОРЧЕСТВА
      2022-11-23 10:48
      2835

      Известно: в темные ночи звезды светят ярче. И в наши дни происходят события, которые дарят людям ни с чем не сравнимую радость общения с искусством, заставляя их видеть мир иными глазами.

    • НЕСРАВНЕННАЯ ХИБЛА ГЕРЗМАВА
      2022-11-21 15:02
      4968

      Она покоряет с первого появления на сцене. Прежде всего очаровательным, каким-то огненным обликом и сияющей улыбкой. А потом, когда начинает петь – изумительным голосом с тембровой окраской редкой красоты, широким диапазоном, где словно нет никаких тесситурных ограничений, богатыми интонационными возможностями, которым, кажется, нет предела. Этот яркий союз певицы и артистки с драматическими дарованиями продемонстрировала на сцене Большого зала им. А. Хачатуряна народная артистка России и Абхазии, сопрано Хибла Герзмава.

    • РАБОТАЛ С ВООДУШЕВЛЕНИЕМ
      2022-11-17 09:13
      3529

      Зачем люди ставят памятники? Чтобы не забыть нечто очень для них важное: человека или события, изменивших привычное течение их жизни. Вот и этот четырехметровый памятник, установленный в парке "Акведук" в год 80-летия битвы за Москву, является своеобразным символом. На главном фасаде постамента высечено: "Героям 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения города Москвы. Всем участникам Великой Отечественной войны". Его авторы - заслуженные художники России и Армении Ваге и Микаэль Согоян, сыновья одного из крупнейших скульпторов второй половины XX и начала нового столетия Фрида Согояна, творчество которого прочно вошло в историю советской монументальной пластики.

    • СЮРПРИЗЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОСЕНИ
      2022-11-15 10:07
      2707

      Музыкальная афиша первой половины ноября порадовала ярчайшими именами: народный артист РФ, лауреат Государственной премии России, пианист-виртуоз Николай Луганский, один из корифеев современного дирижерского искусства Шарль Дютуа, звезда мирового оперного искусства, народная артистка России и Абхазии, покорившая почти все оперные сцены мира, Хибла Герзмава, известный австралийский дирижер Брайан Каслс-Онион…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • К ПАСПОРТАМ НАНСЕНА ЧЕРЕЗ КВИЛТ БЛАГОДАРНОСТИ
      2022-11-17 09:46
      1510

      «Благодарность сквозь столетие» - так названо уникальное полотно, ставшее гвоздем не менее уникальной экспозиции, открывшейся на днях в Музее народного творчества им. Ованеса Шарамбеяна. На выставке всего шесть полотен – пять декоративных и одно насыщенное глубоким содержанием, уникальное, которое посвящено 100-летию утверждения знаменитых паспортов Фритьофа Нансена, спасших жизни сотен тысяч невинных людей.

    • СОРОК И БОЛЕЕ ГРАЦИЙ ЭДУАРДА ИСАБЕКЯНА
      2022-11-11 10:47
      2281

      В Ереване открылась выставка работ народного художника Армении Эдуарда Исабекяна. Более 40 малоизвестных широкой публике полотен, представленных в его именной галерее, стали достойным украшением экспозиции, приуроченной к 108-й годовщине со дня его рождения. В выставочную коллекцию вошла графика, созданная Эдуардом Исабекяном на закате жизни.

    • ХАЧАТУР МАРТИРОСЯН: ПРЕРВАННОЕ МОЛЧАНИЕ
      2022-11-07 08:35
      2729

      В Национальном центре эстетики прошла персональная выставка картин известного художника-абстракциониста Хачатура Мартиросяна. «Трансформация», как названа экспозиция, заняла оба галерейных зала центра и нарушила длительную паузу в презентационном творчестве живописца.

    • ВЫСТАВКА В ПОДДЕРЖКУ «ДОМА СОЛДАТА»
      2022-07-11 09:28
      1418

      На художественных выставках редко случается видеть автора растроганным до глубины души. Сима КАЗАХЕЦЯН, персональная выставка-продажа картин которой прошла на днях в Доме-музее Арама Хачатуряна, не смогла сдержать слез, представляя свое творчество.