ВОЗВРАЩЕНИЕ
Тема интеграции в армянское общество наших соотечественников из Сирии исключительно деликатна и многогранна. Очевидно, что каждый из нас в отдельности с искренним сочувствием относится к хлебнувшим немало горя и страданий сирийским армянам, вынужденным бежать из пылающей войной страны, и готов помочь им обрести спокойную жизнь в Армении. Понятно, что и наши соотечественники приезжают сюда с определенными надеждами и столь же искренним стремлением полноценно интегрироваться в армянское общество.
МЕЖДУ ТЕМ РЕАЛЬНОСТЬ ТАКОВА, ЧТО БОЛЬШИНСТВО СИРИЙСКИХ АРМЯН В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ уезжает или хочет уехать из Армении, а мы, иногда с болью, а иногда, к сожалению, и со злорадством (подобных публикаций в СМИ, увы, немало), констатируем, что они нас "не любят", что мы совершенно разные в плане менталитета, мировоззрения и т.д. И чем дальше, тем больше водораздел усугубляется, а негативизм и взаимное недопонимание обретают все более острые черты. Что же делать? Встать в позу, навесить клише и отстраниться? Продолжать бубнить, дескать, "երկիրը երկիր չի", а потому нет ничего удивительного, что сирийские армяне отсюда уезжают? Или попытаться понять наших соотечественников, понять, в каком состоянии находятся эти люди, испытавшие все ужасы войны, понять их смятение, их страх перед будущим и реально помочь преодолеть жизненный кризис и утвердиться на своей армянской земле?
"Беженец - грубое слово применительно к сирийским армянам, приехавшим в Армению, но оно наиболее точно объясняет их психологическое, экономическое положение, - говорит исполнительный директор фонда "Репат Армения" Вартан МАРАШЛЯН. - Ведь, по сути, речь идет не об осознанном решении вернуться на родину. Наши соотечественники были вынуждены в очень сложных обстоятельствах, в военное время, с большими потерями и с большой неопределенностью в отношении своего будущего переехать в другую страну. Да, Армения - их родина, но по большому счету это другая страна. Многие из них здесь впервые. Возможно, кто-то и приезжал в Армению как турист, но, согласитесь, это абсолютно разные вещи - жить в стране и побывать в ней в качестве туриста. Кроме того, состояние ЧП постоянно давит на их сознание, ведь у многих в Сирии, где идут военные действия, остались родственники, потому есть постоянный страх за их жизнь, многие не могут продать свое имущество, разморозить финансовые средства и т.д.
Представьте себе степень стресса, - продолжает Марашлян. - Даже психологическое ощущение безопасности у тех, кто уже находится в Армении, тоже своего рода повод для стресса. Потому что вместе с ощущением собственной безопасности есть чувство вины перед близкими, все еще находящимися в Сирии. В контексте проблем с интеграцией подобный субъективный фактор играет немаловажную роль. Другой фактор заключается в том, что будучи меньшинством в большой стране, наши соотечественники в Сирии с экономической и социальной точек зрения привыкли жить достаточно сплоченно в своего рода геттообразной общине. А здесь все не так. Они по-прежнему пытаются сохранить взаимоотношения внутри своей группы, и эта привычка не позволяет им быстрее интегрироваться в общество, активнее общаться с местным населением в Армении. И любое "кривое" слово или утверждения местных в духе "эта не страна, здесь жить невозможно, отсюда все хотят уехать" психологически оказывает на них десятикратное негативное воздействие, еще больше загоняет обратно в зону комфорта, коей является общение между собой, этакий закрытый междусобойчик..."
ОХ, КАК НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ УПОМИНАТЬ О ВЕСЬМА НЕПРИЯТНОМ НЮАНСЕ, но если есть стремление понять и принять, то невозможно обойти его стороной. Речь идет об укоренившемся среди наших сограждан мнении о том, что приезжающие в Армению наши соотечественники из Сирии не желают вносить даже малой толики своего, в том числе финансового, участия в организацию своего быта, считая, что все за них обязано сделать государство. А отечественные СМИ пестрят душещипательными историями о тех или иных сирийских армянах, которые, не выдержав тяжелых реалий, хотят уехать "из коррумпированной, нецивилизованной Армении"...
"К сожалению, в имеющемся водоразделе свою негативную роль играют и СМИ. Вместо того, чтобы разобраться в ситуации, попробовать людям помочь, их кормят стандартными страшилками про коррупцию и т.д., тем самым усложняя контакт между местным населением и нашими соотечественниками из Сирии, - считает В.Марашлян. - Понятно, что и наши сограждане живут в сложных социально-экономических условиях, и у многих возникает вопрос: а почему все занимаются только сирийскими армянами, разве государство не должно помогать собственным гражданам? Вспомним, аналогичная ситуация была в свое время в отношении беженцев из Азербайджана. Но тогда все было намного сложнее с точки зрения интеграции. Общество было настроено более враждебно, при том что финансовое состояние населения тогда было намного лучше. На сегодняшний день в Армении реальных проблем с интеграцией сирийских армян нет. Естественно, есть определенные трудности. Эти люди выросли в другой среде, другой культуре, да и здешнее население не привыкло жить в многокультурной среде. Есть какие-то задатки потенциальных конфликтов, недопонимания, но пока не возникнет диалога, эти проблемы не решатся. Да, существует определенная доля истины в том, что сирийские армяне хотят, чтобы заботу о них целиком взяло на себя государство, но это тоже можно понять. Они приехали из такой страны, в которой роль государства (как положительная, так и отрицательная) была достаточно сильна. Но такой подход в основном свойствен тем, кто сам реально не готов к интеграции..."
Давайте представим ситуацию: приехала в Армению из Сирии семья, на руках у них, скажем, 20-30 тыс. долларов. В чем дилемма? С одной стороны, можно проедать деньги, рассчитывая на то, что в Алеппо ситуация стабилизируется, и можно будет уехать обратно. Либо часть денег можно вложить в какое-то дело здесь, в Армении, при этом не будучи уверенным в результате. С подобной психологической проблемой не так-то легко справиться, особенно если местное окружение озвучивает преимущественно негативные перспективы жизни в Армении.
"ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ АСПЕКТ, - ГОВОРИТ В.МАРАШЛЯН. - КОГДА ВОКРУГ ТВЕРДЯТ, что в Армении жить трудно, добиться благополучия невозможно, такой негатив действует быстро. Есть и объективный момент: зачастую сирийские армяне просто специализированы в тех областях, в которых в Армении сложно работать. Если вы планируете деятельность, ориентированную сугубо на внутренний рынок, это не всегда здесь сработает. Это уже ограничение, не связанное с коррупцией, не связанное с налогами, а ограничение, связанное с самой концепцией. Ну сколько можно открывать ресторанов, салонов красоты или небольших магазинчиков? Ведь емкость местного рынка ограничена - надо предпринимать что-то новое. А для того, чтобы делать новое, надо по-новому оценить перспективы, пройти тренинги, возможно, нужно поменять профессию. Это требует определенной отваги и реального желания интегрироваться. Конечно, есть такая категория людей, которые при любом раскладе настроены на отъезд из Армении. Я лично считаю, что переубедить их невозможно, потому что в любом случае какой-то процент, даже при условии очень хорошей жизни здесь, уедет. Нужно в первую очередь работать с теми, у кого есть мысль остаться в Армении, у кого есть желание..."
И к ним отношение как общества, так и государства должно быть куда более осознанным, чем оно есть сейчас. Да, государство предпринимает определенные шаги, но насколько они точно выверены и достаточны ли? Тот же проект строительства "Нового Алеппо", в который многие сирийские армяне не хотят вкладывать даже символическую сумму, что вызывает наше недоумение и зачастую раздражение, - разве это, по сути, не создание еще одной общины, этакого гетто внутри Армении?
"Конечно, с точки зрения интеграции было бы куда правильнее собрать деньги и помочь сирийским армянам в приобретении квартир в Ереване, Эчмиадзине, Абовяне, - продолжает В.Марашлян. - Понятно, что это невозможно, если они хотят жить в центре столицы, но если речь идет о жилье на окраинах Еревана или в близлежащих городах, почему бы нет? Таким образом, можно было бы ускорить и облегчить интеграцию сирийских армян, обеспечить их большую степень общения с местным населением. Особенно на молодежном уровне необходимо сделать такие контакты интенсивнее, равно как организовывать всевозможные форумы, ознакомительные мероприятия, летние лагеря. Министерство диаспоры занимается подобной деятельностью, но это дело не одного только министерства. Вопрос куда более глобален, решением его мы должны заниматься на всех уровнях. Работа сложная, многопластовая, требующая терпения. Мы как организация регулярно проводим встречи репатриантов. Раз в месяц (а то и чаще) собирается от 60 до 150 человек. Это люди, которые переехали из разных стран в Армению, интегрировались здесь, или те, кто собирается это сделать. И знаете, сколько бы мы не пытались звать на такие встречи сирийских армян, они не идут. Даже контакт между ними и репатриантами из других стран ограничен. Почему? Сложно объяснить. Но давайте попробуем понять, что с ними происходит, какая тяжесть у них на сердце, какая горечь в душе от вестей, которые они получают из Сирии. Ситуация в Алеппо ухудшается, то и дело приходят вести о гибели родственников, друзей, знакомых. Нужно время, чтобы человек смирился и принял новую реальность. Нельзя забивать его негативизмом..."
КТО-ТО СКАЖЕТ: НО ВЕДЬ МНОГИЕ ИЗ СИРИЙСКИХ АРМЯН ГОТОВЫ на ура уехать из Армении в Европу или США. Почему именно здесь так убойно срабатывает фактор негативизма? Возможно, есть какая-то особенная причина?
"Есть фактор, который невозможно не принимать во внимание, - отмечает В.Марашлян. - Пока они жили в Сирии для них Армения была, скажем так, больше историей, культурой, наследием, мечтой, символом родины и т.д. Ни в армянской общине в Сирии, ни в большинстве других общин реального представления об Армении как о стране не формируется. Оно романтическое, сказочное, но не реальное. Когда они приезжают и сталкиваются с реальностью, в которой есть и плохое, и хорошее, для многих это серьезная психологическая травма. Они не готовы принять Армению как государство, принять не просто как некую концепцию, не просто как историю, культуру и т.д., а принять как реальное государство с реальными проблемами, со всем хорошим и плохим. Данная проблема действительно актуальна, и сегодня многие диаспоральные структуры должны думать о том, чтобы помогать людям реально воспринимать Армению как страну, в которой можно жить, применительно к которой можно рассматривать идею репатриации. К сожалению, опыт показывает, что ни одна из таких организаций, особенно крупных, вообще не ставит перед собой задачу стимулирования репатриации, ни одна не занимается данной проблематикой, - продолжает Марашлян. - Другой нюанс, касающийся того, что часть сирийских армян на ура готова уехать из Армении, скажем, в Европу... Дело в том, что опять-таки при ограниченных финансовых ресурсах многие предпочитают простой вариант решения ситуации. Легче "сдаться" куда-нибудь в Швецию или Голландию, где вы будете жить далеко не в самых лучших условиях, может быть с беженцами из третьих стран, но вам будет ежемесячно выплачиваться небольшая субсидия. Армения не может сегодня выделить такие средства, хотя, с моей точки зрения, государство могло бы взять на себя, например, расходы по аренде жилья на какое-то время для всех семей , переезжающих сюда. На данный момент это делают, в основном, международные организации, диаспоральные структуры, какая-то поддержка в этом вопросе есть. Тем не менее, думаю, глобально государство должно взять данную функцию на себя. Это не очень большие расходы, но это шаги, связанные с имиджем государства, с обязательствами страны по поддержке соотечественников..."
Хотелось бы понять, что при сложившейся на сегодняшний день картине можем сделать мы, журналисты, дабы помочь, в частности, сирийским армянам в вопросах их интеграции в Армении, какие шаги можем мы предпринять, чтобы опасное разделение на "мы" и "они", не дай бог, не укоренилось? В конце концов, мы все армяне, представители одной нации, одной армянской орбиты!
"РОЛЬ СМИ ОЧЕНЬ ВАЖНА, - СЧИТАЕТ В.МАРАШЛЯН. - НА МОЙ ВЗГЛЯД, нужно больше оповещать людей об успешных историях интеграции. Потому что мы все так устроены, что делаем выводы на базе конкретных историй. Если это одна история успеха, мы обычно считаем ее исключением. Возможно, в этом проявляются особенности национального характера. Но если их будет несколько, это изменит настрой людей. Посмотрите на "Кайц Лагмаджо" - место, которые уже многие знают. Если вы зайдете в это заведение в центре Еревана, которое открыли сирийские армяне, первое что вы увидите - огромный плакат с надписью " երկիրը երկիրա". И масса людей уже сфотографировались на фоне этого слогана, а само место именно благодаря позитивному настроению стало популярным. Важно еще пытаться инициировать встречи молодежи друг с другом. Важно культивировать, и журналисты могут это сделать, идею о том, что любой приезд людей в Армению - это благо. Наши соотечественники, приезжающие из других стран, могут внести свой вклад в развитие страны, могут здесь что-то создать, и это будет благом для всех. Не убивайте людей сразу наповал негативом, дайте им возможность самим понять, каково жить в Армении, получится у них достичь успеха или нет. В конце концов, если у кого-то не получилось, это вовсе не означает, что у всех поголовно не должно получиться. Простой нюанс: если вы таксист, подвозящий клиента, не надо по дороге заваливать беднягу тоннами негативной информации о жизни в Армении. Хотя бы из сугубо корыстных побуждений не делайте так, чтобы человек в следующий раз не захотел сюда приехать. Ведь вам как таксисту выгодно, чтобы человек, побывавший в Армении, как минимум уехал с позитивным представлением о стране. Возможно, завтра он захочет вернуться и снова воспользуется услугами вашего такси..."
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-02-20 09:05
Чем громче армянское руководство заявляет на всех подручных площадках о «Перекрестке мира», чем чаще власти Армении говорят, что вот-вот будет подписан «мирный договор» с Азербайджаном, тем более открыто азербайджано-турецкий тандем афиширует совершенно иные цели. И в этом контексте заслуживают внимания откровения отставного офицером турецкого Генштаба Ахмеда Озгюра, которые бразильский журналист и политолог Лукас Лейроз де Алмейда включил в свою статью под заголовком «На Кавказе назревает новая война?», опубликованную на сайте Newsnet.fr на французском языке.
-
2025-02-19 10:03
«Наша проблема в отрицательной селекции, мы отвергаем достойных и бегаем за громко кричащими недостойными», – говорит в интервью «ГА» эксперт по управлению, основатель и координатор стратегической программы "Страна Армения" Арутюн МЕСРОБЯН.
-
2025-02-17 18:10
17 февраля в Еревана состоялась многочасовая пресс-конференция второго президента РА Роберта Кочаряна, в ходе которой он ответил на два блока вопросов – внешнеполитический и касающийся внутренней ситуации в Армении. Почему именно сегодня второй президент решил ответить на вопросы журналистов? По его словам, сегодня в мире многое меняется, происходят судьбоносные трансформации, новоизбранный президент США Дональд Трамп, по сути, демонтирует неолиберальный миропорядок и те силы, которые этот самый миропорядок воплотили в реальность. С одной стороны, это период турбулентности, с другой – время, когда в самой турбулентности для нас могут быть заложены позитивные ожидания.
-
2025-02-15 09:42
«Руки Пашиняна будут свободны, чтобы арестовывать людей десятками и сотнями, когда сопротивление в армянском обществе обнулится», - говорит в интервью «ГА» военно-политический аналитик Айк НАГАПЕТЯН.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-12-21 10:33
За первые три квартала 2024 года в Россию въехало порядка 142 тысяч трудовых мигрантов. Столько же соотечественников выехало туда на заработки в прошлом году за аналогичный период. Об этом сообщает Sputnik Армения, сославшись на Единую межведомственную информационно-статистическую систему России.
-
2024-10-18 10:00
Велосипедные прогулки не прошли бесследно: премьер-министр Армении Никол Пашинян продолжает познавать мир. И это прекрасно! На последнем заседании правительства он задался вопросом: «Кто бросит, к примеру, свою спокойную, по нашим меркам, жизнь в Брюсселе, и приедет жить в деревню Мовсес, под обстрелами?»
-
2024-07-17 10:29
…Фотографии с министерского вояжа в Женеву выглядели настолько раздражающе, что одна из пользователей, не дозвонившись на «горячую линию» Министерства труда и социальных вопросов Армении, напрямую обратилась к Нареку Мкртчяну с требованием вместо выставляемых фото своевременно перечислить людям с инвалидностью пенсии. Кто-то посоветовал министру перенять опыт иностранных государств и применить его в Армении.
-
2024-06-24 10:10
20 июня отмечается Всемирный день беженца. Как отметят этот день власти Армении? Отвечая на этот вопрос, депутат парламента Арцаха в изгнании Метаксе Акопян с горечью отметила, что находящиеся в отпуске члены партии «Гражданский договор», вероятнее всего отметят День беженца на курортах и морских пляжах – с чувством выполненного долга.