СОВЕТСКИЙ НЕОРОМАНТИК
К 90-летию со дня рождения Льва КУЛИДЖАНОВА
Лев Кулиджанов принадлежал своему времени, но не подчинялся ему. Он никогда не зависел от чужого мнения, искренне любил всех героев своих пронзительных картин и не уставал повторять: "Самое интересное, что может снять кинематографист, - это человеческое лицо" и "Неискренность - это худшее, что может случиться с художником". Он был одним из первых "шестидесятников", представителем так называемой новой волны в советском кинематографе, одним из самых гуманных и достойных мастеров старой школы. Став впоследствии подлинным классиком, Кулиджанов делал свое кино: нервное, взвинченное и в то же время близкое, искреннее и правдивое, с поразительной степенью гуманизма и достоверности на экране.
РОДИЛСЯ ОН В ТБИЛИСИ в благородной армянской аристократической семье. Его отец, Александр Кулиджанов, был крупным партийным работником, однако его арестовали в ноябре 1937 года. Исчез и погиб при невыясненных обстоятельствах. Мать Кулиджанова, Екатерина, также была репрессирована в декабре того же года и отправлена в исправительно-трудовой лагерь. Поговаривали, что причиной этой несправедливой расправы с родителями мальчика послужил тот факт, что когда-то давно мать Иосифа Сталина работала служанкой в их доме...
И маленький Кулиджанов остался с
бабушкой. Именно она воспитала и вырастила его. Детство и юность мальчика
прошли в Тбилиси. Он рано увлекся искусством, и прежде всего театром. В школе,
где он учился, часто организовывали самодеятельные спектакли, в которых он
выступал сразу в трех ипостасях: драматург, актер и режиссер. По окончании
школы он познакомился с сестрой одного из своих друзей, студенткой первого
курса сценарно-киноведческого факультета ВГИКа. Рассказы этой молодой девушки и
ее бурная увлеченность кинематографом произвели на Кулиджанова огромное
впечатление. Именно тогда он и решил поступить на режиссерский факультет. Вступительные экзамены принимали Григорий
Козинцев, тогда набиравший курс, и директор ВГИКа Лев Кулешов. Успешно сдав экзамены,
Кулиджанов приступил к занятиям. Однако полуголодное существование в
неотапливаемом общежитии и отсутствие материальной поддержки серьезно подорвали
его здоровье, заставили бросить учебу и уехать домой, в Тбилиси, куда после
ссылки уже вернулась его мать. Потеря ВГИКа была для Кулиджанова большой
трагедией. Ему тогда казалось, что не будет сил туда вернуться. И все-таки в
1948-м он вновь становится студентом ВГИКа, поступив в мастерскую Сергея
Герасимова и Тамары Макаровой.
Окончив вуз, Кулиджанов начал работать
на киностудии им. М. Горького. В 1955 году совместно с Генрихом Оганесяном он
дебютировал фильмом "Дамы" по мотивам рассказа А.П.Чехова. Затем
вместе с режиссером Яковом Сегелем снял две ленты: "Это началось
так", (повествует о жизни первых целинников) и "Дом, в котором я
живу" (прослеживает довоенные и послевоенные судьбы жителей одного
московского двора). Кстати, такое творческое содружество было обычным явлением
для середины 1950-х годов, когда начинающие режиссеры нередко тандемами врывались
в большой кинематограф: Кулиджанов и Сегель, Хуциев и Миронер, Алов и Наумов,
Абуладзе и Чхеидзе, Данелия и Таланкин, Салтыков и Митта.
В
ПЕРВЫХ ЖЕ ЕГО РАБОТАХ проявился интерес режиссера не только к современности, но и
к образу бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам,
обычным человеческим чувствам. Возвращение на экран близкого и понятного по
своим переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне
зависимости от занимаемого положения в обществе, соответствовало и устремлениям
самого автора. Все это нашло отражение в картинах "Отчий дом" и в его
программном произведении "Когда деревья были большими". Главный герой
картины Кузьма Иорданов остался без семьи, без друзей, свою профессию слесаря
забросил, жил на случайные заработки. Однажды случайно он узнает о том, что
где-то в селе живет девушка, которая мечтает найти своих родителей, пропавших
во время войны. Кузьма Кузьмич едет в деревню, где живет эта девушка.
Знакомится с Наташей и заявляет, что он ее отец... Так Иорданов оказывается в
деревне. И в первое время он без зазрения совести пользуется всеми благами,
которыми его щедро одаривает Наташа. Но в конце концов он решает открыться ей в
своем обмане. Однако его названая дочка не хочет верить этому признанию. Кузьма
Кузьмич так и остается с Наташей в роли доброго родителя, правда, заметно
изменившись...
В фильме есть редкостная душевность,
лиризм, искренность, теплота, человечность интонации в тех, кого принято
называть "маленькими людьми". Главные герои заслуживают истинного
сочувствия и любви. На роль Кузьмы Кулиджанов пригласил Юрия Никулина, мастера
острокомедийных, фарсовых ролей. И вдруг такая сложная психологическая роль.
Режиссер (как и Алексей Герман-старший в своей картине "20 дней без
войны") открыл для кино удивительное свойство его таланта: органическое
сочетание комедийного и драматического. А на роль Наташи пригласили молодую
актрису Инну Гулая (знакомую нашему зрителю по фильмам "Долгая счастливая
жизнь" Геннадия Шпаликова и "Крейцерова соната" Михаила
Швейцера). И если Никулин привнес в фильм помимо абсолютной естественности
героя общую трагикомическую интонацию, то Инна Гулая окрасила фильм лиризмом и
задушевностью. В этой застенчивой тихой девчонке есть какое-то необъяснимое
обаяние чистоты и доброты, которое сразу вызывает к ней искреннюю симпатию.
Именно такая девушка могла помочь Кузьме изменить его взгляды на жизнь, на
людей, на самого себя. Она искренне полюбила его, вернула ему его человеческое
достоинство и помогла поверить в самого себя.
ДАЛЕЕ
ПОСЛЕДОВАЛА ЭКРАНИЗАЦИЯ "Преступления и наказания" Достоевского. Подчас
жестокий и острый, в плане изобразительного ряда тяготеющий к экспрессионизму,
выразительный и пластичный, Кулиджанов снял и фильм "Звездная минута"
- о первом в мире полете Юрия Гагарина в космос. Его творческая деятельность на
протяжении всей жизни активно сочеталась с большой административной,
общественной и педагогической работой.
"Учитель от Бога" - так
говорили о Кулиджанове его студенты. Во ВГИКе он вел не только режиссерский, но
и актерский курс. Был удивительным рассказчиком. Аккуратно подсказывал, как
найти самые верные интонации. Разумеется, можно было его упрекнуть за то, что
он недостаточно энергично заступался за своих коллег. По контрасту с буйным
темпераментом предыдущего главы киносоюза Ивана Пырьева тихого Кулиджанова
называли "спящим львом". Однако именно Кулиджанову обязан своим
появлением Музей кино, благодаря его усилиям был сохранен архив Сергея
Эйзенштейна и возник киноцентр.
Боль
о незаконно репрессированных родителях осталась с кинорежиссером навсегда. К
этой теме он обратился в 1991 году в своем предпоследнем фильме - "Умирать
на страшно", исследуя губительные изломы сталинской эпохи на примере судеб
простых людей, только в более драматизированной и изощренной манере.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2016-11-02 15:00
Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.
-
2016-10-26 16:19
В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.
-
2016-10-25 12:02
В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции.
-
2016-10-24 15:45
Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…