Последние новости

АРТ-ОБМЕН НАЧИНАЕТ - ЗРИТЕЛЬ ВЫИГРЫВАЕТ

В ожидании Дней культуры Грузии

В репертуаре начинающегося в сентябре нового арт-сезона запланировано событие, которое наверняка станет фишкой месяца и оставит столичному зрителю сильные впечатления. Дни культуры Грузии, в рамках которых ереванской публике предстоит вновь встретиться с коллективами, составляющими честь и славу современного грузинского сценического искусства, пройдут в Ереване при поддержке Министерства культуры РА.

ИДЕЯ ЭТИХ ДНЕЙ ВОЗНИКЛА НЕ ТО ЧТОБЫ СПОНТАННО. В прошедшие месяцы в грузинской столице состоялись две значительные арт-акции под знаком дружбы и взаимовлияния культур. На сцене Тбилисского академического русского театра им. Грибоедова прошел показ спектакля "Король Лир", поставленного Акопом Казанчяном при участии армянских и грузинских артистов. Затем на сцене Национального академического театра им. Руставели был показан театрализованный концерт, посвященный 500-летию Саят-Новы, режиссером шоу выступил Виген Чалдранян, а участниками концерта оказались певцы, артисты, музыканты, также представляющие "обе заинтересованные стороны". Естественно, обе акции предворяли переговоры, контакты как творческих деятелей, так и культурных ведомств. Грузинское гостеприимство – национальный бренд, а мы, армяне, в этом вопросе серьезная конкуренция. В общем, армянская сторона решила не оставаться в долгу, а в итоге, судя по всему, в выигрыше останется ереванский зритель.

Итак, на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова откроет Дни культуры Грузии в Ереване прославленный, легендарный ансамбль, который и наш зритель называет запросто "Сухишвили – Рамишвили". За последние годы это уже третий визит коллектива в нашу столицу. Успех предыдущих концертов был, что называется, отвальный. Даже в проходах Оперного театра яблоку было негде упасть. А овация, которую устраивал прыгучим, летучим, роскошным танцорам и по-лебединому изысканным танцовщицам армянский зритель, таила угрозу для стен великого таманяновского творения. В том, что нынешний приезд "национального достояния Грузии" пройдет под знаком такого же творческого и, что случается значительно реже, коммерческого успеха, можно не сомневаться.

НЫНЕШНИЙ СЕНТЯБРЬ ПОДАРИТ НАМ ВСТРЕЧУ С ЕЩЕ ОДНИМ национальным достоянием наших соседей – с великим Робертом Стуруа: приедет в Ереван не со спектаклем Национального театра им. Руставели, который возглавляет. Наш зритель впервые познакомится с "Фабрикой Стуруа продакшн". Театр открылся ровно год назад. Тогда новый премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили подарил здание бывшей шелкоткацкой фабрики великому режиссеру. На площадке в 1000 кв. м разместились галерея и зрительный зал на 200 мест со сценой посередине. Актеры для театра "Фабрика" были набраны из Грузинского театра оперы и балета им. Палиашвили и театра им. Руставели. Первой премьерой на новой площадке стал спектакль "Мария Каллас. Урок" по пьесе Терренса Макнелли "Мастер-класс", который восприняли как символ возрождения культуры современной Грузии. "Все считают, что мы думаем только о политике. Стуруа ставил великолепные политические спектакли. Но настало время напомнить себе и всем, что существует чистое искусство, ярчайший представитель которого Мария Каллас", – считает актриса театра "Фабрика" Лейла Алибегашвили, исполнительница главной роли.

"Спектакль о великой певице, отдавшей всю свою жизнь и свой талант искусству музыки и театру, прост и бесхитростен, но особенно дорог мне. Мы старались рассказать о трагической судьбе Марии Каллас, которая пожертвовала своему любимому делу всю себя без остатка", - говорит сам Стуруа. Идея постановки возникла у режиссера еще 15 лет назад. Слова Каллас о необходимости рабского служения искусству и отказа от личных амбиций – это своего рода кредо самого режиссера. Важна и сама личность певицы – реформатора оперной сцены, соединившей вокал и искусство драмы. Главная героиня спектакля в исполнении Лелы Алибегашвили - женщина непредсказуемая, резкая. При этом она всегда знает, чего хочет. "У художника должен быть сильный характер!" – утверждает примадонна. "Могли бы вы убить? Нет?! Значит, вы никогда не сможете спеть ни Медею, ни леди Макбет!"… Закончив мастер-класс, Мария Каллас уходит со словами: "О весне не забывайте!" Спектакль "Мария Каллас. Урок" два вечера будет показан на сцене Национального академического театра им. Г. Сундукяна. На сцене – во всех смыслах, поскольку здесь расположатся не только декорации и артисты, но и зритель. Показ рассчитан на 150 зрителей, так что о билетах лучше позаботиться заранее.

ТРЕТЬИМ УЧАСТНИКОМ ДНЕЙ КУЛЬТУРЫ ГРУЗИИ В АРМЕНИИ СТАНЕТ Тбилисский государственный академический русский драматический театра им. Грибоедова, который покажет на сцене театра им. Сундукяна одну из своих последних работ - "Холстомер. История лошади" по мотивам повести Л.Н. Толстого. Режиссер-постановщик спектакля – художественный руководитель театра, лауреат премии им. Котэ Марджанишвили и Госпремии Грузии Автандил Варсимашвили. В спектакле заняты ведущие и молодые артисты Грибоедовского театра. Премьера спектакля была приурочена к 95-летию со дня рождения народного артиста СССР, почетного гражданина Тбилиси, легенды театра и кино Евгения Лебедева, на ней присутствовали вдова Лебедева и сестра выдающегося театрального режиссера Георгия Товстоновгова Натела. В 1940-е годы Евгений Лебедев был ведущим актером тбилисского ТЮЗа, где сыграл немало запоминающихся ролей. Только в 50-х он стал актером Ленинградского большого драматического театра, где в 1975 году Георгий Товстоногов поставил спектакль "История лошади", в котором роль Холстомера исполнил Евгений Лебедев.

Автандил Варсимашвили сделал собственную инсценировку повести, сформулировал оригинальную концепцию и поставил спектакль о мудрости, обретенной через мучительные страдания, о том, как некрасива и беспомощна старость, о смерти, которой никому не избежать. О любви, сострадании и благородстве. О беспомощности и одновременно силе духовного начала перед стадностью и заурядностью. Этот спектакль отмечен особой актерской ансамблевостью, в которой каждый вносит свою лепту в создание образа спектакля. Особую роль здесь играют эмоционально насыщенные пластические сцены. В синтезе со столь же яркой, экспрессивной музыкой (композитор Заза Коринтели, музыкальное оформление Элисо Орджоникидзе) и вращающимся сценическим кругом развернутые пластические картины буквально захватывают зрителя. Спектакль успел побывать на нескольких фестивалях, его очень высоко оценила московская критика, назвав ярчайшим проявлением театральной режиссуры XXI века.

Итак, Дни культуры в Грузии обещают стать не просто обменом любезностями, аранжированными признаниями во взаимной любви и пышными тостами, но встречами с настоящим высоким искусством. Остается надеяться, что красиво начинающийся культурный сезон будет и дальше держать планку.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОГДА ПРОМЕДЛЕНИЕ ПОДОБНО СМЕРТИ
      2020-11-28 21:26
      1062

      «Бессмертный полк»… Воспользоваться идеей «Бессмертного полка» и пройтись шествием  с фотографиями пропавших бойцов минувшей войны по всем посольствам и представленным в Ереване международным и иностранным институциям! Это нужно не мертвым – это надо живым, пока еще живым… Таким решением закончилась инициатива актера Гранта ТОХАТЯНА, сценариста и режиссера Мгера МКРТЧЯНА и продюсера Армена ГРИГОРЯНА, собравшая на площади перед кинотеатром «Москва» не только представителей творческой интеллигенции, но и просто ереванцев. 

    • СПАСТИ РЯДОВОГО РАЙАНА?
      2020-11-26 15:10
      1437

      В последние дни мы стали свидетелями двух открытых писем российской интеллигенции с призывом спасти культурные памятники Арцаха – одно было адресовано ЮНЕСКО, другое – президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Судя по всему, в ближайшие дни появится еще одно обращение творческой публики к главе РФ – с просьбой оказать содействие в поисках пропавших без вести и возвращении военнопленных.

    • НОКС-МИНИСТРА УШЛИ? ЖИВО ЛИ ЕГО ДЕЛО?
      2020-11-24 14:48
      1449

      В уходящие два месяца неоднократно доводилось слышать о том, что 4 сменивших друг друга руководителя Службы национальной безопасности в течение 2 лет – первичный признак полной государственной импотенции. Вчера мы заполучили четвертого министра науки, образования и культуры – за тот же «отчетный период». И это не только еще одно свидетельство государственной импотенции. При определенном ракурсе это еще раз приравнивает образование и культуру к национальной безопасности.

    • ТА, КОТОРАЯ ДАРИЛА ЖИЗНЬ
      2020-11-24 11:05
      4599

      Есть люди, в уход которых трудно поверить не потому, что они молоды, а потому, что в них столько витальности, столько жизни! Но Рита Александровна САРГСЯН из жизни ушла…






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МЫ ПОБЕДИМ В ГЛАВНОМ!
      2020-10-15 10:12
      97

      Когда нет ни одной персональной судьбы и все судьбы в единую слиты, когда все для фронта и все для победы, когда Арцах - это Армения и Армения - это Арцах, когда Армянский вопрос стал вопросом, как никогда, экзистенциальным, нам ничего не остается, как только быть победными. Победными не только на фронте, в тылу и на информационном поле. "Мы не просто выиграем войну - мы победим в главном", - уверен Ереванский Государственный русский театр им. Станиславского, выпустивший видеоролик-призыв, продолжающий побивать рекорды просмотров.

    • "НАМ НЕ СТРАШЕН СЕРЫЙ ВОЛК!"
      2020-10-06 10:04
      526

      "Нам не страшен серый волк!" - пели со сцены, "нам не страшен серый волк!" - подпевал маленький зритель и радовался, и аплодировал, и смеялся - до наших слез. И крепла уверенность, что еще немного, еще чуть-чуть - и этот, кажется, вырванный у войны час светлого, беззаботного детства вернется к этому зрителю и ко всем нам уже навсегда. Ереванский русский театр им. Станиславского организовал показ спектакля для детей, эвакуированных из Арцаха.

    • ПРИГЛАШАЕТ ОПЕРЕТТА!
      2020-09-25 10:48
      1089

      … И уже начинаешь задумываться: а может, и неплохо, что кризис, потому что должен же он чем-то закончиться. И если судить по тому, что происходит во многих наших художественных коллективах, есть все основания предполагать, что нынешняя ситуация может увенчаться прорывом.  В Государственном театре музыкальной комедии им. А. Пароняна состоялся закрытый показ - гала-концерт под условным названием "Приглашает оперетта".

    • 40 ЗРИТЕЛЕЙ НА ПЛОЩАДИ ДСЕХА
      2020-09-23 12:01
      1870

      К своему 15-летнему юбилею Международный фестиваль кукольных театров "День туманяновской сказки" шел с сомнениями. Удастся ли в создавшихся условиях провести грандиозный праздник, охватывающий в последние годы всю Армению и Арцах, собирающий лучшие кукольные коллективы из разных уголков мира? Закрыты театры, под запретом сбор публики, да и люди, порядком уставшие от мировых перипетий, безразличны ко всему происходящему...