Последние новости

ПОРТРЕТ ТЕАТРА В ИНТЕРЬЕРЕ

Абеляновцы в книге профессионального непрофессионала

Плач по умершему театроведению, недовольство нынешней театральной критикой, а точнее, ее отсутствием, упреки в адрес редакторов СМИ, не желающих публиковать рецензии и способствующих убиению интереса к сценическому искусству, - темы, давно уже ставшие "общим местом". А потому выход в свет книги, посвященной театру, да еще театру нестоличному, - факт неожиданный и отрадный. "Абеляновцы в фокусе калейдоскопа" Джанибека Гукасяна посвящена Ванадзорскому государственному драматическому театру им. Ов. Абеляна.

Сам факт издания - книга опубликована при финансовой поддержке Ванадзорского театра и его директора Овика Чахмахчяна - можно со спокойной совестью мотивировать знаменитым тезисом "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Что до ее создания, "гносеологических корней" - тут все намного интереснее. Здесь в очередной раз находит подтверждение тот факт, что против вируса театра еще не придумано вакцины.

ЭТО СЕГОДНЯ ДЖАНИБЕК ГУКАСЯН - АВТОР И СОАВТОР МНОГОЧИСЛЕННЫХ публикаций и книг, член союзов журналистов и театральных деятелей Армении. "Я технократ, - пишет Гукасян в своем вступительном слове, - закончил техникум легкой промышленности, затем Политехнический институт и стал инженером-механиком. Долгие годы работал на производстве - от трикотажной фабрики до химического комбината. Прошел путь от мастера цеха до генерального директора". Действительно, его путь и карьерные достижения производственника иначе как весьма солидными не назовешь. Как же случилось, что тяга к литературному творчеству - первые стихи он публиковал еще в "Пионеракан канч" в голубом детстве - вкупе с впечатлениями от народного театра, которым заболел еще в начале 50-х в родном селе Вардаблур Степанаванского района, оказались сильнее? Кто же может ответить на этот вопрос. Специальное образование, по собственному признанию, ему заменили заинтересованное и углубленное изучение трудов Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда, Симонова, Рубена Зарьяна и Генриха Иоаннисяна и спектакли, спектакли, спектакли...

"На протяжении многих десятков лет, находясь рядом с театром или непосредственно участвуя в театральном процессе, Джанибек Гукасян сумел понять сущность и миссию явления, именуемого "театром", направить свою аналитическую мысль на служение ему. Он сумел раскрыть эту сущность и представить ее читателю. В этом ему во многом помогли его литературное дарование, блестящее владение языком, глубокое знание литературы. Но и этого, думаю, недостаточно. Театроведение, критика должны быть честными и непредвзятыми. Джанибек Гукасян заходит в театр со служебного входа, встречается с режиссерами, актерами, беседует с ними, обменивается мнениями, но в своих рецензиях... Остается честным и объективным, никогда не отступается от своих принципов, пишет лишь так, как чувствует", - написал в своем вступительном слове к книге "Ванадзорцы в фокусе калейдоскопа" ее редактор, художественный руководитель Государственного драматического театра им. Абеляна народный артист РА Ваге Шахвердян.

"ЭТУ КНИГУ Я ПОСВЯЩАЮ ВСЕМ ДИРЕКТОРАМ, РЕЖИССЕРАМ, АКТЕРАМ, художникам и музыкальным оформителям вот уже 83-летнего театра Каракилисы - Кировакана-Ванадзора, всем тем, кто внес хоть какую-то лепту в создание спектаклей. Я посвящаю эту книгу людям, которые, подняв высоко над головой факел театра, освещают нам путь, чтобы мы не заплутали, чтобы без колебаний, уверенно осилили свою дорогу не только в мире прекрасного, но и в повседневной жизни", - написал в предисловии Джанибек Гукасян.

"Абеляновцы в фокусе калейдоскопа" - это книга откликов на театральные впечатления. Это отчасти исследования, отчасти воспоминания, отчасти рецензии, написанные по горячим следам, отчасти портреты. Определить жанр книги более точным словом я не берусь, но не хотелось бы, чтобы в ней видели сборник случайных статей. Она составлена по достаточно жесткому плану. А кроме того, книгу конструируют ее внутренняя тема, ее лейтмотив, возникающий, пропадающий, возвращающийся вновь, - лейтмотив, который можно было бы охарактеризовать армянской пословицей: "И в небольшой церкви случаются большие богослужения".

После всех полагающихся вступлений книгу открывает статья "Третий государственный театр республики" - необходимый исторический экскурс в первую половину прошлого века. В 1924 г. в местечке сельского типа, которое и городом, наверное, было трудно назвать, в Каракилисе была открыта электростанция, через пять лет, в 29-м, были запущены первые цеха будущего знаменитого химкомбината. Каракилиса обретала городской облик. 28 января 1931 года спектаклем "Ярость" по пьесе Яновского здесь открылся театр - третий государственный театр республики... "Вспомним всех поименно" - этим принципом руководствуется автор, отдавая дань, снимая шляпу перед деятелями армянского театра минувших времен, теми, кто остался в истории навсегда, теми, кто формировал его лицо и эстетику, теми, благодаря таланту и любви которых театр им. Абовяна занял свое достойное место в арт-панораме страны и сегодня снискал славу "армянского Паневежиса".

А ДАЛЬШЕ - РЕЦЕНЗИИ НА СПЕКТАКЛИ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ СЛОВА Шахвердяна о том, что Джанибек Гукасян пишет, как чувствует, и умеет оставаться вне театральной конъюнктуры. Спектакль "Высокочтимые попрошайки", поставленный Маисом Рафаэляном почти тридцать лет назад, "Осеннее солнце" Г.Матевосяна в постановке народного артиста РА Акопа Азизяна - спектакли, которые автор считает этапными для театра. Работы молодых режиссеров, удостоившиеся высокой оценки не только ванадзорского зрителя, но фестивальных призов и театральных премий. "Пир хищников" по В. Кача Саркиса Манукяна и "Метастазы" по пьесе Ов. Текгезяна в постановке Нуне Хечумян. Моноспектакль "Царь Симон" в исполнении одного из самых маститых артистов-абеляновцев, Вруйра Арутюняна, как попытка освоения жанра. Несколько статей о детских спектаклях, поставленных на сцене ванадзорского театра Арамом Мхитаряном и тем же Саркисом Манукяном, - спектаклей, что призваны формировать будущего зрителя. Отдельный материал, посвященный дипломным работам выпускников факультета театральной режиссуры ванадзорского филиала ГИТиКа - тем, за кем будущее. Творческие портреты главного художника театра Хачика Карабекяна, народной артистки Розы Мхитарян и молодого актера, писателя и драматурга Эльфика Зограбяна. Наконец, развернутые рецензии человека, наблюдающего творческий процесс изнутри, на спектакли "Не продается!", "Король Лир", "Абгар дпир", "Злой дух" - масштабные, полные театральности постановки последних лет Ваге Шахвердяна - художественного руководителя театра, благодаря которому абеляновцы уже не один десяток лет держат невероятно высокую планку, благодаря которому народный артист РА Рафаэль Джрбашян сказал после последних больших гастролей театра в Ереване: "Хотите увидеть настоящее театральное искусство - поезжайте в Ванадзор". Именно обзором этих столичных гастролей завершает Джанибек Гукасян свою книгу.

"Абеляновцы в фокусе калейдоскопа". Из чего складывается причудливая, яркая мозаика, наглядно показанная автором сквозь призму волшебной игрушки? Из творческих усилий и взлетов нескольких поколений людей театра, плечом к плечу работающих на абеляновской сцене, из опыта мастеров, из энтузиазма молодежи, из стремления освоить различные жанры и разный театральный язык, из громких премьер и ежедневного труда, из гастролей и радушного приема коллег на родной сцене.

Перелистнув последнюю страницу книги, убеждаешься, что лейтмотив, выбранный автором, к финалу зазвучал победным маршем, - многогранная и интенсивная творческая жизнь и сделала Ванадзорский государственный драматический театр им. Ов. Абеляна одним из лучших театров страны.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ХОЧЕШЬ 100 РУБЛЕЙ - ЗАИМЕЙ ДВУХ ДРУЗЕЙ
      2020-01-16 13:45
      587

      И на театральную улицу пришел праздник! Точнее, главного праздника ждать еще два с лишним месяца (27 марта, в Международный день театра, состоится церемония награждения ежегодной премией "Артавазд"), но уже сейчас есть надежда, что в нынешнем сезоне она наконец обретет царские одежды.

    • РУССКИЙ ТЕАТР - НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ
      2020-01-14 13:23
      1527

      Приказом министра НОКС Араика Арутюняна Марианна МХИТАРЯН назначена директором Государственного русского драматического театра им. Станиславского. В культурном ведомстве прошел конкурс, в Русском театре - экзамен, продлившийся полгода в роли "и. о." . И тот и другой сданы. И впереди - большая работа.

    • ВЫ ХОЧЕТЕ ПЕСЕН - ИХ ЕСТЬ У МЕНЯ!
      2020-01-10 09:57
      2093

      Антон Палыч Чехов однажды заметил, что умный любит учиться, а дурак учить… А еще Антон Палыч Чехов однажды заметил, что самое губительное обстоятельство для творчества - это обязательство успеха. В чем мы могли убедиться в контексте "премьера песни", возникшего прямо в преддверии Нового года. Точнее, премьер было две. Одна - долгожданная - прошла практически незаметно. Другая - совершенно неожиданная - в одночасье стала хитом и может, по крайней мере по количеству просмотров, претендовать на высокий титул "Песня года".

    • 25 МЕЖДУНАРОДНЫХ НАГРАД - ВОТ ТАКОЕ КИНО!
      2019-12-30 13:00
      4635

      Фильм "Лорик" народного артиста РА Микаела ПОГОСЯНА установил рекорд, и не только личный, - 25 призов с международных кинофестивалей с географией от моря до моря за уходящий год. Сам артист считает, что все это - удачный год. А вообще-то это постоянный, без стопов, художественный поиск. И еще постоянный поиск доброты, милосердия и взаимопонимания, которых нам так не хватает.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРАВДА В КОНЦЕ КОНЦОВ ПРОЯСНЯЕТСЯ...
      2020-01-14 12:18
      1069

      Вынесенная в заголовок мысль взята из турецкой пословицы, полный текст которой выглядит так: "У правды есть дурное обыкновение в конце концов проясниться". А чтобы что-то прояснилось, нужны неопровержимые аргументы и документы. О них идет речь в книге турецкого историка, публициста Танера АКЧАМА "Приказы убивать".

    • ПАРАДЖАНОВ: 30 ЛЕТ ПАМЯТИ И ПРИЗНАНИЯ
      2020-01-13 12:36
      1397

      Начиная с 9 января, дня рождения Параджанова, в интернете бурно обсуждаются жизнь и творчество Мастера. Талантливая личность и эпатажный режиссер, он при жизни вписал свое имя в кинематограф сразу нескольких стран. Украина, Грузия, Армения - в каждой из них Параджанов "свой", "родной", "национальный".

    • ЛЬВЫ МОЛОГИ. ПО РУССКИМ СЛЕДАМ АЛЕКСАНДРА ТАМАНЯНА
      2020-01-13 11:11
      1277

      Александр Таманян - представитель двух культур: русской и армянской. На русской культуре он был воспитан, находился в гуще нее в течение довольно большого отрезка своей сознательной жизни, а армянская культура была у него в крови. Эта книга - попытка возродить интерес к полузабытым страницам российского периода творчества великого армянского зодчего.

    • АРМЯНСКИЕ ПОДАРКИ ДЛЯ НАПОЛЕОНА
      2020-01-10 10:00
      4120

      О новой инициативе Фонда армянских ювелиров В канун нового года Фонд армянских ювелиров (AJF) запустил важный проект "Цифровой библиотеки", посвященный истории армянского ювелирного искусства. Эта инициатива интересна прежде всего студентам, ученым, исследователям и в целом широкой общественности, а для нынешнего поколения ювелиров она послужит новым источником знаний и вдохновения. Фонд учрежден в 2013 году с целью продвижения наследия армян в ювелирном деле. Важной миссией фонда является также передача профессиональных знаний новому поколению. Штаб-квартира AJF находится в Женеве (Швейцария).