Последние новости

ДРАМЫ ВРЕМЕНИ СОЗДАТЕЛЯ "АРЕВИК"

К 85-летию со дня рождения Арнольда Агабабова

Арнольду Агабабову исполнилось бы 85 лет. Он известен как режиссер и сценарист, но прежде всего он был великим кинодраматургом - с новыми, свежими для своего времени идеями и острым чувством современности. Он умел почувствовать эту самую современность, даже быт в его картинах поднимается на особый уровень, а течение жизни и проникновенные образы современников являют собой не что иное, как художественное освоение действительности, реализм самой высшей пробы.

Арнольду Агабабову исполнилось бы 85 лет. Он известен как режиссер и сценарист, но прежде всего он был великим кинодраматургом

РОДИЛСЯ ОН 7 СЕНТЯБРЯ 1929 ГОДА В БАКУ. С 18 ЛЕТ Агабабов работал печатником, потом служил в советской армии. Затем судьба забросила его в места, казалось бы, от кино столь отдаленные... В 1953-57 гг. он служил начальником районного отделения МВД Азербайджанской ССР, готовился стать разведчиком. Работа нравилась, но... Вот уж действительно "холодное лето 53-го года"- метафора-то какая! Год смерти Сталина, уничтожение культа личности, наступление оттепели. В отделение, где работал Агабабов, толпой хлынули люди - родные и близкие тех, кого во время репрессий несправедливо осудили, отправили в лагеря, расстреляли. Рассказы были настолько страшными, что на их фоне заметно померкли "Записки из подполья" Достоевского. Агабабов перелопатил горы материалов и дел, чтобы вернуть добрые имена невиновным, однако вскоре понял - такая работа не по нему. Он боролся сам с собой, пытаясь совместить свою принципиальность с тем, что происходило вокруг, опасаясь утратить свои лучшие человеческие качества. И решил уйти. Написал заявление - его отпустили. Однако этот опыт не прошел даром. Агабабов щедро использовал его, когда снимал фильм "Где ты был, человек божий?". В этой картине он показал достаточно большой временной срез - от становления советской власти вплоть до 90-ых годов...

Но не будем нарушать хронику событий. Агабабов идет работать журналистом, а точнее хроникером. Он писал информации, а редактор читал и говорил, что это очерк. Он брался за очерк - объявляли, что получился рассказ. Потом он связался с "Арменфильмом", которому был нужен человек, умеющий писать о современной ему жизни и судьбах людей. Так, Агабабов попал на Высшие сценарные курсы в Москве. Учился он в мастерской Михаила Блеймана и Владимира Соловьева, где царила свобода творчества, но в первую очередь свобода выбора. Потом он приехал в Ереван и поступил на киностудию "Арменфильм" в качестве сценариста, главного редактора и режиссера.

В 1965 ГОДУ НА ЭКРАНЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВЫШЕЛ ФИЛЬМ "ЗДРАВСТВУЙ, ЭТО Я", который открыл совершенно новую страницу в истории армянского кино и стал культовым для целого поколения. Наконец прошла эпоха сталинизма и постсталинизма. Именно эти годы принято считать расцветом национальной культуры, но прежде всего пробуждением национального самосознания. Чистый кислород повлек за собой всплеск творческой энергии. Оттепель, поколение шестидеятников, физики и лирики, поэтика советского неоромантизма... Это было грандиозное время перемен. Время, когда рождалась новая действительность, рождался новый тип человека. Все это было схвачено и отражено в сценарии Агабабова, который был его дипломной работой. До этого он успел поработать над фильмами "Рожденные жить" Лаэрта Вагаршяна и "Дорога" Степана Кеворкова. Сценарий "Здравствуй, это я" частично основан на реальной истории жизни известного армянского физика Артема Алиханяна, основателя Ереванского физического института.

В нем не было вульгарного патриотизма, по законам которого все события фильма почему-то должны происходить в какой-то Богом забытой деревне. Агабабов вступил в культурный диалог с миром на языке общечеловеческом, универсальном. Этого требовал новый мир, революция, произошедшая в умах и сердцах людей. Но для тех, кто умеет читать между строк и видеть между кадрами, истинно национальное начало проступало тут весьма явственно. Оно не довлело, а совсем наоборот. Впервые через универсальное искусство армяне поведали миру о себе, о своем сегодняшнем дне, о своих думах, радостях и печалях. Впервые на мировом экране современный герой говорил миру "Здравствуй, это я". Вместе с тем он рассказывал и о прошлом, об истории армян, превращая картину в большое художественное полотно. Уже в своей первой работе Агабабов задал очень высокую планку, выявил истинное мастерство. Филигранно отточенная драматургия картины продолжала лучшие традиции советской школы сценарного искусства. Кстати, к этой же теме, но уже косвенным образом он вернулся в фильме "Возвращение" Армана Манаряна.

Прежде чем целиком посвятить себя такой комплексной профессии, как режиссура, Агабабов еще несколько раз выступил в качестве сценариста. В 1974 году вышел в свет фильм "Ущелье покинутых сказок" Эдмонда Кеосаяна по восхитительной прозе Серо Ханзадяна, сценаристом которого выступил Агабабов. Через 8 лет (в 1982 году) он стал соавтором сценария картины "Крик павлина" молодых тогда режиссеров Сурена Бабаяна и Микаэла Довлатяна. Картина эта была снята по рассказу "Путешествуйте самолетами" Леонида Жуховицкого. В ней чувствовался эдакий магический, фантасмагорический налет, присущий творчеству обоих режиссеров. А уже в 1986 году Агабабов вместе с Фрунзе Довлатяном адаптировал для экрана "Одинокую орешину" Вардгеса Петросяна. Это эпическое произведение, наполненное мифологическими аллюзиями и древними архетипами, которые, однако, очень хорошо обыгрываются и органично входят в ткань современного повествования кинокартины.

'Здравствуй, это я'

В КАЧЕСТВЕ РЕЖИССЕРА АГАБАБОВ ВЫСТУПАЛ ВСЕГО ЧЕТЫРЕ РАЗА, но этого хватило, чтобы имя его золотыми буквами было вписано в энциклопедию отечественного кинематографа, да и культуры в целом. Это картины "Рыжий самолет" и "Аревик", сделанные в соавторстве, точнее сорежиссерстве с Аркадием Айрапетяном.

Совершенно великолепен фильм "Аревик". Он ничем не уступает советским фильмам того периода. Картина эта могла бы смело конкурировать с киноработами Эльдара Рязанова или Георгия Данелия. Не зря на фестивале телевизионных фильмов в Праге ему присудили Гран-при и назвали победой армянского телевидения. Да, действительно, это было время, когда телевидение создавало прекрасные экранные произведения. В основе сюжета - сложная психологическая ситуация, в которой оказалась главная героиня фильма - добрая и честная работница завода часов Аревик (в исполнении блистательной Софико Чиаурели). В один прекрасный (а вернее, злосчастный) день она решает купить ковер, а приобретает кучу проблем. В этой странноватой женщине что-то от Чарли Чаплина, а больше от Джульетты Мазины. Она - классический "маленький человек", способный, однако, на великие деяния. Микс смешного и грустного, комического и трагического, слез и улыбки. Все это, а также глубокая психологическая окраска роли и правдиво очерченная социальная среда, в которой пребывает наша героиня, делают ее образ, да и всю картину в целом, предельно достоверной. Мастерская режиссура, крепкая цельная драматургическая основа, где все так тонко и точно увидено, подмечено и воплощено.

Прекрасно обыгрываются детали, которые из простого предмета становятся полноценным движущим звеном действия. Вот, например, ковер становится символом несчастий, которые вечно сыпятся на голову Аревик. Его можно сравнить со знаменитым комодом из "Танго нашего детства" Альберта Мкртчяна, олицетворением прошлого, от которого не так-то легко отделаться. Восхитительны колоритные диалоги, когда в двух словах выявлена вся суть происходящего, когда в нескольких словах - вся мудрость житья-бытья. Я уже не говорю о той огромной работе, которую авторы картины проделали с актерами. Актерский ансамбль, в котором каждый - солист, слажен и налажен, будто им руководит маститый дирижер.

Это по-настоящему талантливый фильм, без всякого преувеличения и патетики. Кинолента очень многому учит. Главное - учит жить сегодняшним днем, получать удовлетворение от того, что имеешь, беречь родных и близких, любить жизнь. И несмотря ни на что оставаться человеком, который сострадает, чувствует боль ближнего, готов протянуть руку помощи. Наверное, это лучший дар, принесенный армянскому кинематографу и нам, зрителям, замечательным режиссером и сценаристом Арнольдом Агабабовым.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕХОД" О КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х
      2016-11-02 15:00

      Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.

    • "АБРИКОСОВОЕ ДЕРЕВО" ЗАЦВЕЛО В ОКТЯБРЕ
      2016-10-26 16:19

      В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.

    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ "ОБЕЩАНИЕ"
      2016-10-25 12:02

      В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2016-10-24 15:45

      Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРХИПЕЛАГ ВЕРНОСТИ
      2021-12-15 10:07

      Верно замечено: искусство режиссера складывается из многих талантов. Он не так, как все, ощущает движение времени. Не так, как все, чувствует другого человека - будто экстрасенс, угадывает его на расстоянии, ощущает и норму, и отклонение от нее. Как гипнотизер он знает, как можно увлечь, успокоить или что-то внушить другим людям. Но особенности эти свойственны лишь подлинным режиссерам-художникам.

    • ОН УШЕЛ, КОГДА С НЕБА ПАДАЛ СНЕГ
      2021-01-27 09:39

      В расположенной на одном из этажей Ереванского государственного института театра и кино мастерской Рубена Григоряна царил полумрак. На рабочем столе с опустевшим стулом – скромный букет цветов и фонарики с горящими свечами. Тишину нарушала только музыка, точнее песни, которые любил слушать "парон Григорян". Так его воспитанники встретили свой очередной учебный день – первый без Мастера.

    • МИГ И ВЕЧНОСТЬ МАСТЕРОВ
      2020-12-28 09:59

      Он уехал в США в самом начале девяностых годов. Известный кинооператор и кинорежиссер, мастер документального кино, лауреат премии "Ника", лауреат Всесоюзного и международных кинофестивалей Михаил ВАРТАНОВ был близким другом Сергея Параджанова.

    • ОПЕРАТОР С "ХУЛИГАНСКИМ" СТИЛЕМ ЛЕВОН АТОЯНЦ
      2020-09-11 13:04

      Не каждый человек, перешагнув рубеж, ведущий к вековому возрасту, способен привнести в свою жизнь новые технологии, возиться со множеством функций смартфона и тем более разбираться в соцсетях. Легендарный оператор Левон Атоянц из редких "могикан", кого новое не просто интригует и становится преодоленной преградой, - оно превращается в мостик, связывающий с миром, или в персональную книгу воспоминаний, советов молодым и шутливых изречений.