ДУЭТ ИЗ КАРТИН ЧЕРНОГО ЦВЕТА И ЖЕЛЕЗНОЙ ПЛАСТИКИ
В музее Арутюна Каленца открылась выставка художников Хачатура Мартиросяна и Ашота Арутюняна. Объединение в одной экспозиции двух авторов - Мартиросяна с его абстрактной живописью и Арутюняна с его пластикой из металла - создало очень интересный дуэт. Формат разный, идея одна. С одной стороны, выставка вроде бы непонятная, сложная, с другой - невероятно притягательная.
Дизайн экспозиции сдержан и строг. На стенах абсолютно Черные полотна, на тумбах и полу разнообразные геометрические формы из жести, проволоки, диванных пружин, металлической рухляди... Редко изящные, чаще грубые, колючие, но при этом органичные и даже изысканные, хотя сотворены совсем не из изысканного материала. Переварить эту неожиданную экспозицию человеку, воспитанному на классическом искусстве, достаточно сложно, но процессам по себе увлекательный.
Хачатур Мартиросян один из самых интересных
абстракционистов Армении. Из плеяды тех, кто концентрирует идею на одном цвете.
Черное на черном. Тонкие градации черного цвета создают структуру его
искусства. Но автор открывает нам не только весь спектр черной краски, идет
фундаментальное погружение художника в цвет, которое, как в омут, затягивает и
зрителя. "Черный такой же цвет, как и желтый, зеленый, красный. Но для
меня это цвет философии, структура его вызывает во мне самые разные ощущения,
это мир, с которым я могу контактировать. Он строг, но не мрачен".
Ашот Арутюнян использует в своем творчестве отходы
индустрии. И прессуя эту груду хаотичной металлической продукции, подобранной в
прямом смысле на улице, получает неожиданные геометрические формы. Динамичные,
экспрессивные, эпатажные, с ярким декоративным эффектом. Добиться этого,
работая с таким "бросовым" материалом, фантастически сложно, но
результат заставляет зрителя остановиться, задуматься, не дает скучать.
"Идея изначальна, под нее подбираю материал с требуемой для ее воплощения
фактурой, структурой, цветовой гаммой, но определить до конца результат
невозможно. Процесс пресса таит в себе большую загадку и нередко меняет все
твои представления".
И Хачатур Мартиросян, и Ашот Арутюнян - профессионалы,
прошли все этапы академической учебы в училище им. Терлемезяна и
Художественно-театральном институте. И в период учебы, и в первые годы после ее
окончания работали в реалистичной манере. Дипломная работа Ашота
"Фидаины" - большая композиция из пяти фигур - сегодня стоит в музее
Сардарапата. Однако в мир абстракции каждый пришел своим путем. Это был поиск
своего пути как в изобразительном искусстве, так и в новом мире с его другими
понятиями и отношениями. Они свободны в своем творчестве, поскольку упрямо
делают то, что считают нужным, и еще потому, что абстрактное искусство для них
нечто очень личное. Хачатура сначала увлекла предметная абстракция, потом
настало время черного цвета, ставшего для него миром глубинных психологических
открытий. Его черный звучит напряженно.
АШОТ ОТОШЕЛ ОТ
ТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ - ГЛИНА, ГИПС, КАМЕНЬ, бронза, дерево, после того как
лет 20 (90-е заставили) делал надгробные памятники, сложные, фигуративные из
мрамора и бронзы. Но если эти работы были результатом учебы, то сегодняшние
формы - результат того, что он пережил, какие выводы сделал из жизни. Нить
памяти, протянутая между собственным прошлым и настоящим. "Этот путь очень
сложный, но это путь к свободе творческого выражения. И по-моему, это
правильный путь. Я не такой романтик, как можете подумать, просто мне очень
интересно работать без компромиссов. И то, что пока не все получается, даже хорошо.
Это значит, надо идти дальше".
За последние четыре года художники уже дважды
выставлялись вместе, так что это экспозиция единомышленников. Черные полотна
Хачатура и геометрические формы Ашота дополняют друг друга, связанные общими
взглядами художников на искусство. И не обязательно искать какие-то внешние
параллели, когда есть крепкая внутренняя связь.
Хачатур Мартиросян проводит персональные выставки каждые
пять лет. "Между выставками должны пройти годы, чтобы появились не просто
новые работы, а новый подход. Это приходит не сразу. Эта экспозиция дала мне
возможность увидеть свой дальнейший путь, определить дальнейшие шаги".
Хачатур неоднократно выставлялся во Франции, Канаде, Японии, к нему часто
приезжают коллекционеры из-за рубежа. "Они подолгу остаются в мастерской,
культура восприятия абстракции у них другая, мне интересно с ними
общаться". Работы Ашота Арутюняна ереванцы могли видеть в прошлом году
прямо на улице Баграмяна, у здания Национальной академии наук. "Мне
хотелось увидеть, как воспримут мои работы прохожие, те, кто не часто ходит на
выставки. Это было ответственно, рискованно, но мне было интересно".
Организация выставок вообще и в небольшом музее особенно
- сложный труд. Спасибо Саро Галенцу и куратору выставки Ара Айтаяну, которые
пошли на это, подарив нам общение с творчеством художников, категорически не
приемлющих никакой банальности. Не
посмотреть эту выставку, не прочувствовать ее музыку было бы ошибкой. Где еще в
Ереване можно увидеть так хорошо представленное абстрактное искусство Армении
дня сегодняшнего, пусть даже в рамках творчества двух художников.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-04-08 11:59
В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.
-
2019-01-16 11:28
Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.
-
2018-12-21 15:36
говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.
-
2018-12-21 14:55
Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-25 10:29
В Ереване в Национальном музее-институте архитектуры имени Александра Таманяна проходит Международная филателистическая выставка, посвященная истории почты. В экспозиции выставлены марки и почтовые открытки из шести стран – Армении, США, Германии, России, Беларуси, Молдовы. Наша страна представлена несколькими стендами, отражающими как досоветский период, так и последующие годы, а также современные реалии и достижения видных соотечественников, разбросанных по всему миру. За каждой маркой, открыткой и полиграфическим изданием - целая эпоха. Можно сказать, это краткий экскурс в нашу историю.
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-05-26 11:20
Галерея-мастерская «Брут» (BRUT Studio & Showroom), расположенная в одном из зданий на перекрестке улиц Арзуманяна и Алабяна, не сразу бросается в глаза. Цокольный этаж, к которому ведут скрытые под навесом лестницы, скрыт от постороннего глаза. Тем не менее, это необычное место известно в Ереване многим, ведь именно сюда уже в течение нескольких лет ежедневно приходят десятки жителей нашей столицы, погружаясь в искусство гончарного дела и керамики.