АВЕ МАЙЯ
В ноябре легендарная балерина Майя Плисецкая отметила свое 89-летие. И, несмотря на столь солидный возраст, она всегда в форме, по сей день остается энергичной, стройной, красивой. Не мудрено – всем известен ее рецепт стройности: "Меньше жрать. Другой способ хорошо выглядеть человечество еще не придумало".
СВОЮ БАЛЕТНУЮ КАРЬЕРУ ПЛИСЕЦКАЯ НАЧАЛА В 14 ЛЕТ, КОГДА ВЫШЛА НА СЦЕНУ с номером "Умирающий лебедь", впоследствии ставшим ее визитной карточкой. Позже в своих мемуарах она писала: "Своего "Умирающего лебедя" я подсматривала в московском зоопарке. Несколько раз ездила туда с единственной целью: поглядеть на лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и стал на другую, в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась – вот это устойчивость…"
А завершила свою карьеру Майя Михайловна в 65 лет, но в
свой 70-летний юбилей дебютировала в специально написанном для нее номере
хореографа Мориса Бежара "Аве Майя". Балерина, хореограф, в разное
время она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета,
Испанского национального балета в Мадриде.
Где бы в свое время ни выступала Майя Плисецкая, ее
всегда сопровождал супруг – композитор Родион Щедрин. Женаты они больше
полувека. Кстати, как призналась однажды сама балерина, свою помаду она хранит
в кармане пиджака мужа, так как сама все теряет, а он постоянно бывает рядом.
Щедрин посвятил жене балеты "Анна Каренина", "Чайка",
"Дама с собачкой" и другие.
Не раз знаменитые супруги бывали и в Армении. Последний
раз – в 2008 году, когда в рамках фестиваля "Ереванские перспективы"
у нас проходили Дни музыки Родиона Щедрина. Многое связывает Щедрина и
Плисецкую с Арменией и ее людьми. Поэтому, по их же признанию, к этой поездке
они готовились с трепетом. Композитор прослезился, делясь своими впечатлениями.
"И для меня, и для Майи Армения очень важная часть
жизни. У нас было много пересечений с вашей замечательной страной и с самыми
близкими нашими друзьями – вашими соотечественниками".
Кстати, первое свое признание в качестве композитора
Щедрин получил от Арама Хачатуряна. Тогда молодому композитору исполнилось 23
года. Уже впоследствии они стали большими друзьями, и дружба их длилась до
конца жизни Арама Ильича. Они были соседями по даче и часто вместе гуляли. А
когда Арам Ильич умер, Щедрину выпала печальная миссия: в Большом зале
Московской консерватории именно он произнес траурную речь.
В СВОЕ ВРЕМЯ МАЙЯ
ПЛИСЕЦКАЯ БЛИСТАЛА В БАЛЕТЕ АРАМА ИЛЬИЧА "СПАРТАК", причем в разных постановках и в
разных ролях. Во время гастролей в Армении она также выступила в
"Спартаке" на нашей балетной сцене.
В 1964 году балерина вместе с супругом, Шостаковичем и
его женой провели замечательное время в Доме отдыха композиторов в Дилижане,
где их окружали Арно Бабаджанян, Эдвард Мирзоян, Александр Арутюнян. Мужчины
часто играли в футбол: Шостакович стоял в воротах, а Щедрин забивал голы. Тогда
Бабаджанян стал для них гидом по Армении, по словам Щедрина, "влюбленным в
ее пейзажи и достопримечательности. И эту влюбленность вложил в меня и в Майю
на всю жизнь".
Тогда же они все вместе побывали и на Севане. Вот как об
этом в своих мемуарах вспоминает Майя Плисецкая: "…В придорожной
закусочной возле озера Севан шофер перегруженного МАЗа, промочивший пересохшее
горло бутылкой пива, начал выводить узоры народного армянского танца возле
нашего столика. Мы перекусывали там с Щедриным и его другом Арно Бабаджаняном.
Я была одна женщина в прокуренном зале закусочной, затерянной в скалах горного
перевала. Делать нечего. Я встала, внимательно посмотрела на все движения моего
внезапного кавалера и начала свой ответный танец. Гомон трапезников, звон
посуды, вилок прекратился. Кто-то уже затянул печальную армянскую мелодию.
Танец, неведомо откуда, у меня получился. Мой маленький дорожный триумф!..
Арно, недоумевая, спрашивает: "Ты где, Майя-джан, учила наши армянские
танцы?"
Вообще Плисецкая и Щедрин дружили со многими армянами. На
встрече с журналистами они тепло вспоминали талантливого режиссера Генриха
Оганесяна ("3+2"), Артема Алиханяна, Василия Катаняна, Микаэла
Таривердиева, Галенца, который написал три портрета Майи Плисецкой, два из
которых висят дома у балерины, а один - в доме Аркадия Райкина. Кстати, один из
этих портретов изображен на обложке видеокассеты с записью, где танцует великая
Плисецкая. Либретто к первой опере Щедрина было написано Василием Катаняном.
Когда супруги вспоминали о своем знакомстве и свадьбе,
которую так не назовешь, потому что ее как таковой и не было, они вновь в шутку
подчеркнули, что и тут не обошлось без армян. Потому что, после того как
расписались, по дороге купили бутылочку, закуску и пошли отмечать это событие к
Лиле Брик и Василию Катаняну.
НАРЯДЫ ПЛИСЕЦКОЙ
ОБСУЖДАЛИСЬ С НЕМЕНЬШИМ ИНТЕРЕСОМ, ЧЕМ ЛЕГЕНДАРНЫЕ РОЛИ. С гастролей она привозила себе
такие костюмы и платья, о которых в советское время никто не мог и мечтать.
Наряды для нее шили Пьер Карден и Ив Сен-Лоран. Для Кардена Плисецкая стала
музой, и на протяжении 30 лет он создавал ей наряды, ни разу не взяв денег. А
Хрущев даже как-то сказал ей с неким укором: "Вы слишком красиво одеты…
Богато живете?"
В 1966 году художница Надя Леже подарила Плисецкой
длинную каракулевую черную шубу, прошитую кожаными аппликациями. И, когда
балерина вышла из дома на улицу Горького, первая же прохожая перекрестилась… А
вообще Плисецкая по части шубы-макси в Москве считает себя Христофором
Колумбом.
На встрече в Ереване балерину спросили, как она относится
к балету в стиле модерн.
- Для меня, - сказала она, - имеет значение талант. И,
если современный балет сделан талантливо, то почему бы и нет?
Сейчас Майя Михайловна дает мастер-классы, правда, редко.
Она говорит: "У меня не ученики, а подражатели…"
И под конец
хотелось бы еще привести фрагмент из воспоминаний Плисецкой о самом начале
профессионального пути. Будучи еще ученицей Хореографического училища, она
исполнила свой первый танец, который в то время назывался очень актуально:
"Конференция по разоружению", да и сейчас он звучит очень ново.
Маленькая балерина изображала Чан Кай Ши…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-24 17:43
Всеобщий любимец публики народный артист России Дмитрий Харатьян на днях был гостем Еревана. Он выступил на своем двухчасовом творческом вечере в Доме Москвы. Желающих встретиться с артистом было много. Публика штурмом (в прямом смысле этого слова) брала зал и занимала свободные места в нем, где, кстати, заранее были поставлены дополнительные стулья, - вход был свободным. А те, кому не удалось сесть, рядами выстроились в проходах, расположились по краям сцены и даже расселись прямо на полу перед ней.
-
2018-12-14 15:26
14 декабря певице мирового класса Гоар ГАСПАРЯН исполнилось бы 94 года. Ее заслуги в области вокального искусства неоспоримы. Но говорить о них мы не будем. Они известны всем. Сегодня мы хотим представить Гоар Михайловну в несколько ином ракурсе.
-
2018-12-10 16:06
В день трагической даты для армянского народа - тридцатилетия Спитакского землетрясения - 7 декабря в Гюмри в церкви Пресвятой Богородицы (Семь ран) состоялся концерт известного французского оперного певца, выходца из Ленинакана Адама Барро (Мурада Амирханяна).
-
2018-12-05 16:15
7 декабря - в день 30-летия разрушительного Спитакского землетрясения по телеканалам "Россия-1" и Общественному армянскому телевидению (в 23.15) пройдет премьера художественного фильма "Спитак" режиссера Александра Котта. 29 ноября он вышел в российский прокат и был представлен в Таллине в рамках кинофестиваля "Темные ночи". А до этого успел побывать на нескольких международных кинофестивалях и получить награды: приз "Серебряный Георгий" 40-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, удостоился такого же приза на открытом Российском фестивале кино и театра "Амурская осень".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…