Последние новости

ЛЕТНИЙ ЗАЛ И ДРУГИЕ "ТЕСАНЫЕ КАМНИ" КНТЕХЦЯНА

30 декабря одному из самых блестящих армянских архитекторов, Спартаку КНТЕХЦЯНУ, исполнилось бы 90 лет

Есть в современной армянской архитектуре имена, которые наверняка займут очень достойное место на страницах многовековой истории нашей блистательной архитектуры. И одно из них, безусловно, Спартак Кнтехцян. Те, кто имел счастье знать его лично или работать с ним, всегда готовы рассказать массу историй, связанных с его остроумием, блестящим интеллектом, с невероятным профессиональным мастерством и умением сразу сориентироваться в поставленной задаче.

30 декабря одному из самых блестящих армянских архитекторов, Спартаку КНТЕХЦЯНУ, исполнилось бы 90 лет

ОБАЯНИЕ ЕГО ЛИЧНОСТИ И СТИЛЬ ТВОРЧЕСТВА БЫЛИ НАСТОЛЬКО ЯРКИ И ПРОНИКНОВЕННЫ, что работать в его мастерской означало пройти особую школу владения профессией, оставляющую отпечаток на его учениках-коллегах, который сейчас, на протяжении лет, как бы превратился в своеобразный знак качества. Где бы ни работали архитекторы, прошедшие школу Кнтехцяна, их отличает отношение к архитектуре не только как к правильно функционирующей системе, к решению множества поставленных конструктивных и технических задач, но в первую очередь как к высокому искусству. Эта причастность к тайне Мастера навсегда определила их творческое кредо. А те, кто знаком только с творчеством С. Кнтехцяна, несомненно, чувствуют его значение на каком-то подсознательном уровне, даже не владея какими-то специальными знаниями по архитектуре.

Особенно ярок пример отношения к его творчеству, который еще у всех в памяти: много ли вы можете назвать случаев, когда весь народ (практически весь!) поднимается на борьбу за сохранение обычного на взгляд обывателя здания? Когда и стар и млад с горящими глазами защищают памятник архитектуры - не средневековой, даже не XIX века, а совсем современный, на глазах многих из них построенный? И добиваются своего: это уникальное в своем роде сооружение не сносят!

Речь идет, как многие догадались, о летнем кинотеатре "Москва" - произведении двух крупных армянских архитекторов XX века - Спартака Кнтехцяна и Тельмана Геворкяна, - являющимся материальным свидетельством негасимости армянской архитектурной мысли. Это рассчитанное на 850 зрителей сооружение расположено в очень сложном с градостроительной точки зрения месте, которое и весьма невелико по размерам, и ограничено с двух сторон серой застройкой боковых фасадов близлежащих зданий: с восточной стороны выходит на улицу Туманяна, а с южной - на небольшое межквартальное пространство. И потому решение летнего кинотеатра не только в архитектурном, но и в градостроительном плане может считаться образцовым, одним из выдающихся достижений армянской архитектуры прошлого века.

Казалось бы, архитектура далека от политики, однако это сооружение стало и в архитектуре поистине символом периода "оттепели" 60-х годов - освобождения от идеологических запретов и победного шествия демократизации общества. В своей книге "Архитектура Советской Армении" А.Г. Григорян и М.Л. Товмасян очень метко определили это произведение, как "феномен среды", считая его появление в трудный период перестройки концептуальных основ советской архитектуры "художественным откровением".

Летний зал кинотеатра 'Москва'

КИНОТЕАТР РАСПОЛОЖЕН ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТО ЕГО ГЛАВНЫЙ ВХОД выходит на улицу Туманяна, и с улицы открывается очень впечатляющий вид на всю его объемно-пространственную композицию. Архитектурными и пространственными средствами между территорией кинотеатра и улицей создана такая органичная, непосредственная связь, что пространство воспринимается общим, единым, разделенным перетекающими одна в другую частями. Перед кинотеатром - небольшое свободное пространство, которое образовалось за счет того, что авторы поместили здание за красную линию улицы, этим самым решив две важные задачи: физическое отделение ансамбля кинотеатра от улицы и распределение потока зрителей. При том задача выделения кинотеатра решена, казалось бы, просто, но очень остроумно и в профессиональном отношении мастерски: всего лишь опустив свободное пространство перед кинотеатром на три ступени ниже уровня тротуара, авторы получили отдельное пространство.

Лестница с левой стороны ведет в вестибюль второго уровня, соединяя нижнее и верхнее пространство в единую объемно-пространственную структуру, разделенную на четкие функциональные зоны и отделенную от окружающих зданий туфовыми стенами. И в этом случае можно сказать, что отделенные одна от другой части общей структуры, каждая из которых несет свою функцию, свободно переходят одна в другую, образуя единое общее строение. Интересно, что объединяющим все части (вестибюли, закрытый объем административной части, поднятый вверх над общим уровнем собственно кинозал) композиционным элементом является объем кинобудки. Будка построена на крестообразной опоре высотой примерно 10 м, двойные элементы которой, расширяясь кверху, распространяются под будкой во все стороны, обрамляя низ будки, и затем, поднимаясь по ее высоте, сворачивают наверх, на кровлю, объединяясь там в виде крестообразной железобетонной конструкции.

Так, согласно динамичному развитию всей композиции, будка из монолитного железобетона поднимается с нижнего уровня и объединяет все части ансамбля. Решение будки интересно и с точки зрения цветовой: ее несущая часть - опора с рамами - светло-серая, в то время как сама будка темно-серая. Этой сдержанной разницей в цвете подчеркиваются несущая и несомые части, а все общее решение настолько эстетизируется, что будка из простой функциональной формы превращается в весьма своеобразное архитектурное произведение. Отсюда, из будки, имеется вход на крышу зимнего кинотеатра "Москва".

Сам зал - современное переосмысление классического амфитеатра, опирающегося на колонны конической формы, убывающие по высоте по направлению к экрану. Таким образом, конструкция кинозала становится покрытием для нижнего вестибюля, в котором благодаря строительному материалу, железобетону, становится возможным открыть большие отверстия, куда выходят специально посаженные деревья, создавая этим очень своеобразное решение связи экстерьер - интерьер.

КАЖДАЯ ДЕТАЛЬ В РЕШЕНИИ КИНОТЕАТРА ИМЕЕТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: состоящая из консольных плит лестница, ведущая во второй вестибюль, своей формой и ритмом составляющих ее элементов самоценна, а ее перила и ограничивающие металлические ограждения вполне могут служить элементами декоративного убранства. И даже установка перил не по бокам, а в центре лестницы решает как декоративную задачу, так и организацию потока зрителей, разделяя его направления, к тому же зрительно облегчает массу лестницы.

Человек чувствует себя в таком сооружении свободно, легко, экстерьер и интерьер плавно перетекают один в другой, связь между зданием и окружающей средой настолько гармонична, что практически не ощущается, - разница стерта. А наличие деревьев создавало не только особую ауру, но и микроклимат внутри ансамбля кинотеатра.

Хочется еще отметить, что, несмотря на ярковыраженную современность всего комплекса, и материалом, и формами соответствующего духу своего времени, он решен также согласно лучшим традициям армянской исторической архитектуры: средовый подход, органичные внешнее и внутреннее решения, продуманные детали, многообразие в единстве. При абсолютной самостоятельности, где не повторено ни одно традиционное конкретное решение, летний кинотеатр, безусловно, может считаться образцом современной национальной архитектуры.

Естественно, все вышесказанное призвано снова и снова привлекать внимание всех, от кого зависит восстановление прежнего вида кинотеатра, того самого, который когда-то заставил Андрея Битова написать о нем: "Это был действительно выдающийся кинотеатр, достроенный столь оригинально, что при вечернем освещении я так и не уловил, как же он выглядит в целом: казалось, он висел над землей, как приземляющаяся летающая тарелка. До начала сеанса было много времени, мы сидели в бесплотном кафе, состоящем из дырок, теней и каких-то трепещущихся занавесок. Зал под открытым небом напоминал форум. Над нами горели южные звезды, как в планетарии. Мне казалось, мы взлетели и если рискнуть подойти к краю и взглянуть оттуда вниз, то где-то глубоко под собой увидишь нашу милую, еще не столь роскошно застроенную землю и, расчувствовавшись, прочтешь вниз длинные стихи об оставшейся на Земле любви..." ("Уроки Армении").

СПАРТАК КНТЕХЦЯН БЫЛ ИСТИННЫМ ПАТРИОТОМ, УЧАСТНИКОМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, и это дополняло его облик мужественного, очень прямого, острого на язык и крайне честного в творчестве и жизни человека. Он был отмечен государственными наградами: заслуженный архитектор Армении, лауреат премии ЛКСМ (как раз за летний кинотеатр "Москва"), но в его образе настоящего интеллигента всегда читалось прекрасное свободомыслие. Несомненно, это отражалось в творчестве.

Другое его произведение, очень популярное в народе уже по своей функции - станция Ереванского метрополитена "Маршал Баграмян" (в соавторстве с А. Зурабяном и А.Азатяном). Обычное сооружение, призванное служить спешащим по своим делам людям, даже не замечающим, куда они входят и откуда выходят. Но сколько в данном случае неординарности и творческого полета!

Особенно это выражено в наземной части станции - в необычном вестибюле. Казалось бы, обыкновенная стоечно-балочная конструкция, остеклененный павильон, металлические рамы, прямоугольные формы. Но через большие остекленные поверхности зелень окружающего парка просматривается изнутри, как бы входит внутрь, природа прорывается в сугубо техническое по функции помещение. Той же роли - связи с окружающей средой - служит мостик, перекинутый через павильон от улицы к парковому холму за станцией. Врезаясь от улицы в здание, проходя через него и соединяясь с природой, этот, казалось бы, простой конструктивный элемент приобретает совсем иное звучание: он соединяет разные пространственные структуры. И, естественно, создает настроение: в мрачноватое, ведущее в глубь земли помещение врываются обильный дневной свет и зелень парка.

ДРУГОЕ СООРУЖЕНИЕ С. КНТЕХЦЯНА НЕОБЫЧНО И МОНУМЕНТАЛЬНО ДАЖЕ В СВОИХ НЕБОЛЬШИХ ФОРМАХ. Традиции установления родников в Армении очень древние, еще в средневековых монастырях можно увидеть сооружения под двускатной крышей, под которой находится родник. И в советское время в Ереване было сооружено множество родников и фонтанчиков. Но родник "Семь источников"(в соавторстве с Э. Оганесяном), который был установлен в 1965 году на площади Республики (тогда - им. В.И. Ленина), сбоку здания Исторического музея и Национальной галереи Армении, как всегда, отличался своей идеей и ее воплощением.

Согласно старой армянской пословице, народ берет силу с семи источников, семь источников находятся на горе Арагац, и герои армянских преданий именно оттуда пили воду, которая придавала им храбрости и силы. Архитектор так и решил свое произведение - в виде семи источников, собранных воедино в едином базальтовом массиве. Малая форма архитектуры выросла в настоящее произведение искусства благодаря лаконичности и четкости решения, а также правильно выбранному масштабу. А. Григорян и М. Товмасян в своей вышеупомянутой книге сравнивают это произведение с айсбергом, иллюзорная часть которого "домысливается под землей". Будто это огромное сооружение, только верхнюю часть которого мы видим, и через нее доставляется из недр земли "живительная холодная влага".

Многие из проектов Спартака Кнтехцяна остались лишь на бумаге - это и детский кинотеатр, и гостиница, и парк, и туристический центр в Ереване, и молодежный центр в Конго. Есть и проекты реконструкций: ереванского зоопарка, летнего кинотеатра "Москва". Занимался он и обмерами памятников архитектуры, писал и научные труды. Как трудно переоценить значение уже построенного мастером, так и трудно не пожалеть, что множество его прекрасных идей остаются на бумаге. Возможно, они лишь ждут своего часа, потому что, как говорили наши предки, тесаный камень не остается лежать на земле. А уж этот архитектор обтесал их немало...

Основная тема:
Теги:
  • Левон Григорян 27-Дек-2014
    ВЕЛИКОЛЕПНАЯ статья!
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • "ИСТОРИЯ СЕБАСТИИ" В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ
    2015-07-10 14:10

    В 2015 году в издательстве "Гитутюн" НАН РА вышла книга в русском переводе одного из последних историографов Армении - Ованнеса Себастаци, являющегося в XIX веке предводителем града Себастии и настоятелем монастыря Сурб Ншан, расположенного к северо-востоку от города.

  • КАЖДЫЙ ПРОЕКТ - ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫРАЗИТЬ НОВУЮ ИДЕЮ
    2014-12-10 16:11

    В ноябре этого года исполнилось 5 лет, как не стало молодого талантливого архитектора Айка Варданяна. И потеря эта не теряет своей остроты не только для близких и друзей Айка, но и всех, кто знаком только с его творчеством. Потому что кроме потери прекрасного человека общество потеряло и настоящего профессионала, разноплановое и всегда очень яркое, своеобразное творчество которого должно было еще очень долго служить его родной стране.

  • МЫ И НАШ КАМЕРНЫЙ
    2014-11-14 15:50

    Камерный оркестр Ереванского политехнического института... Это не просто название, это целая веха в истории института и нескольких поколений его студентов. Принадлежать к его братии (просто составом исполнителей этот оркестр не назовешь, это действительно была братия – не только по общности интересов, двойному образованию и ностальгии по музыкальному прошлому, но и по почти фанатичной преданности этому, как бы сейчас сказали, хобби, а тогда называли факультативным занятием) было почетно. Будучи студентом политехнического, ты выступал одновременно в роли музыканта оркестра, известного даже за пределами республики.

  • ГЛАВНЫЙ СТРОИТЕЛЬ
    2013-03-30 00:00

    Архитектура XX века – явление сложное, многослойное и богатое разнообразными направлениями, стилями и течениями, заставляющими историков и теоретиков архитектуры продолжать их разбирать и классифицировать. Быть может, она кажется более сдержанной, даже сухой по сравнению с роскошными сооружениями мировой архитектуры прошлых веков - ее функциональность как бы главенствует над эстетикой, унифицированы и средства ее выразительности. Однако, несомненно, архитектурных шедевров, созданных в этом многострадальном веке, тоже великое множество. И в этом заслуга прежде всего тех архитекторов, которые сумели в жестких условиях своего времени не только создать логично и функционально решенную архитектуру, но и подойти к решению этой задачи с позиций Художника. И сделать самое сложное - создать новый архитектурный язык, на котором единым размахом решен целый город, осуществленный созвучно самым передовым идеям времени и в то же время с совершенно особым подходом.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ВЕТЕРАН ВОЙНЫ В СТРОЮ С МОЛОДЕЖЬЮ
    2024-04-19 10:43

    Каждое время выдвигает своих героев – подлинных и мнимых. Современники не всегда  умеют их различить, и это оборачивается чувствительными потерями. Тем более что подлинные герои очень часто не любят, не умеют расписывать свои заслуги. Об этом скупо говорит их биография. К числу таких принадлежит подполковник Мартин Багдасарян, недавно отметивший 80-летие.

  • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
    2024-04-16 10:35

    Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

  • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
    2024-03-04 10:34

    Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.

  • ПРОРАБ ДУХА
    2024-01-22 10:56

    "Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...