Последние новости

КАЖДЫЙ ПРОЕКТ - ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫРАЗИТЬ НОВУЮ ИДЕЮ

В ноябре этого года исполнилось 5 лет, как не стало молодого талантливого архитектора Айка Варданяна. И потеря эта не теряет своей остроты не только для близких и друзей Айка, но и всех, кто знаком только с его творчеством. Потому что кроме потери прекрасного человека общество потеряло и настоящего профессионала, разноплановое и всегда очень яркое, своеобразное творчество которого должно было еще очень долго служить его родной стране.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОД К ДЕЛУ МОЛОДОГО АРХИТЕКТОРА уже с самого начала деятельности удивляют своей зрелостью, ибо главной его целью было создание среды обитания, максимально удобной для человека, жизни, работы, часов отдыха и увеселения. Эта цель архитектора воплощена в созданных им проектах с кажущейся легкостью и широтой размаха, за которыми стоят большой труд, проникновение в исходный материал, умение работать и широкий кругозор.

Принято считать, что мастерство – результат не только природных данных, но и в основном накопленного в течение долгих лет опыта. В случае Айка Варданяна – яркого дарования, огромной трудоспособности и профессиональной зрелости, не всегда зависящей от возраста. "Первична грамотность архитектуры" – это утверждение Айка можно считать его творческим кредо, в полной мере проявившемся в его произведениях, многочисленность которых ни в коей мере не повлияла на оригинальность подхода в каждом отдельном случае. Каждый новый проект был для архитектора возможностью выразить новую идею, развить ее до конкретной концепции и довести до логического завершения.

Айк Варданян принадлежит к числу архитекторов, которые представляют свое произведение как единое целое – плановое решение неразрывно с объемно-пространственным, экстерьер здания с его интерьером вкупе со всеми большими и малыми деталями. Все созвучно, гармонично и взаимосвязано. В реалиях нашей современной жизни архитектору часто приходится иметь дело с уже существующей данностью, будь то целое здание, нуждающееся в капитальной перестройке, или создание нового интерьера в старом сооружении. И если первое связано не только с функциональным решением, но и с созданием архитектурного образа, то второе называют просто дизайном. А ведь слово "дизайн" (design) имеет множество значений, и к сооружениям, дизайн которых выполнен Айком Варданяном, применимы все значения этого слова плюс эстетическое осмысление чисто функциональных задач. Создание пространственной структуры, в функциональном отношении грамотно, рационально и логично решенной, при этом насыщенной несущими художественный смысл деталями – вот среда, к созданию которой стремился архитектор. В каждом проекте А. Варданяна и его коллег по мастерской ощущается его авторский подход – в своей четкой целесообразности создающий определенный образ и, соответственно, раскрывающий эстетическую сторону функционального действия.

"МОЕ ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КАК АРХИТЕКТОРА – ВПИСЫВАТЬСЯ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ" – это высказывание молодого архитектора вполне можно отнести к тому бережному отношению, которое он проявляет к архитектуре уже существующего здания – его фасаду, открывая в нем вход, призванный нести определенную художественную и смысловую нагрузку, раскрывая, что за ним стоит. Приглашающе изогнувшаяся в сторону тротуара лестница, пластичность стеклянных перил, несущий художественно-декоративную функцию логотип заведения и другие крупные и мелкие детали входа в джаз-кафе "Малхас" создают на фасаде старого здания впечатление внезапного проникновения в другой, особый мир, который манит зайти внутрь, как дверца, ведущая в волшебный театр из известной сказки. И это впечатление не сменяется разочарованием: совсем небольшая для такого заведения территория бывшей обычной квартиры необычностью и продуманностью своего оформления ведет вглубь, по нарастающей увеличивая ощущение "особости" царящей здесь атмосферы. Для уединения остроумно использованы "одетые" в соответствующие материалы конструктивные элементы – опоры, а в переходах и открытых местах созданы ниши, стеклянные панели – своеобразные аквариумы, за стенками которых мерцают тени многочисленных бутылок. Стекло вообще очень умело используется в интерьерах А. Варданяна, напоминая об определении кем-то из архитекторов стекла как "проводника между человеком и космической мировой душой"… Все отсеки, расчленяющие общее пространство джаз-кафе, свободно перетекают один в другой, тем самым обеспечивая единство общего архитектурного замысла.

По-иному решен интерьер джаз-клуба "Малхас", где господствуют цвет и пластичность форм. Безо всякой специальной стилизации под определенное время и страну дизайн этого помещения создает вполне определенный настрой на тот самый джаз, великие представители которого взирают на нас со стен этого заманчивого заведения.

В планах помещений, созданных Айком Варданяном, явственно ощущается, что он подходит к ним не только с точки зрения функциональности и грамотности решения, но и их эстетичности. Они самоценны и в смысле своего графического изображения. Это относится и к вышеперечисленным объектам, заключенным в уже существующие здания, и к свободно стоящим отдельным сооружениям, в том числе открытым.

ЧИСТО, ЛОГИЧНО, ОЧЕНЬ АРХИТЕКТУРНО РЕШЕНЫ ЭКСТЕРЬЕРЫ И ИНТЕРЬЕРЫ осуществленных А. Варданяном многочисленных специализированных магазинов, кафе, СПА-центров, где посредством логичной и гибкой планировки, умелого использования новых строительных материалов и новых технологий достигается стилевое своеобразие в каждом отдельном случае. Конструктивные элементы сооружения получают художественный смысл, а даже самые второстепенные детали, не будучи случайными, несут функциональную нагрузку.

К безусловным удачам Айка Варданяна и его мастерской относится проект гостиницы "Голден пэлас", где перед архитектором стояла очень сложная задача работы с уже существующим зданием, с которой он справился блестяще, создав нечто резко от него отличающееся. Тут архитектором использован композиционный принцип контраста: прямые вертикали и горизонтали главного фасада и огромная волнообразная плита перед входом, большие остекленные поверхности и глухие плоскости камня, строгий ритм окон и асимметричность в решениях других деталей. Признанный мастер в решениях интерьера, Айк Варданян здесь решает эту задачу совсем не так, как в небольших помещениях: широкими мазками, большими штрихами он добивается ощущения мощности, архитектурного полета. Архитектор широко использует здесь также цвет – разноцветные детали решены ярко и четко, не только радуя глаз пятнами цветов, но и грамотно подчеркивая конструктивные элементы. Все это торжествующее архитектурное действие действительно впечатляет.

ОСОБОЕ МЕСТО В ТВОРЧЕСТВЕ АЙКА ВАРДАНЯНА ЗАНИМАЮТ ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ, в основном особняки. Тут уж архитектор имеет возможность претворить свой замысел в жизнь полностью, создавая единый образ сочетанием внешних объемов и интерьеров, деталями, цветом, игрой светотени и другими приемами. Участок, на котором стоит здание, вся его структура, окружающий ландшафт, интерьер со всеми своими подробностями – все это рассматривается автором во взаимодействии, в подчинении главной идее. Благодаря этому при всей возможной сложности планировки возникает ощущение простоты и ясности. Рационализм функционально мыслящего архитектора сочетается в особняках А. Варданяна с романтизмом его отношения к архитектуре, к силе ее художественной выразительности и эмоционального воздействия. Интегрирование двух главных составляющих – архитектурной концепции и природной среды - и создают тот классический синтез, который является залогом удачного решения. В определении концепции архитектор явно исходит из функционального подхода к решаемой задаче, учитывая и открытость планировки, и ее гибкость, и максимально удобный график движения, и разделение на зоны, и перетекание одной функциональной зоны в другую – все то, что составляло основу творчества великих предшественников в этой области, В. Гропиуса, Ф.-Л. Райта, особо почитаемого Айком. Уже в эскизах, сделанных А. Варданяном (кстати, от руки, и очень мастерски, что ныне, к сожалению, является большой редкостью среди молодых архитекторов, и тем ценнее умение Айка), чувствуются те непринужденность и гибкость вкупе с глубокой продуманностью, которые позволяют от решения функциональных задач перейти в область художественных образов.

Айк Варданян умело использует в своих произведениях важнейшие аспекты архитектурной композиции: организацию пространства, архитектоничность форм и объемов, цвет и фактуру материалов, свет и тень, особенности конструктивных деталей. Четкость и продуманность в организации наиболее логичного в функциональном отношении пространства, образность в решениях чисто архитектурных задач, эстетизация самых обыденных деталей как залог гармонического единства функциональности и художественной выразительности, видение и умение раскрывать красоту минимализма, органичное восприятие ландшафта и архитектуры - вот особенности творческого почерка Айка Варданяна.

Кажется, что в его творчестве было сконцентрировано, спрессовано все то, что достигается десятилетиями упорного труда. Вероятно, свыше ему были даны незаурядные возможности, чтобы он успел сделать все то, что сделал…

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ИСТОРИЯ СЕБАСТИИ" В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ
      2015-07-10 14:10
      1826

      В 2015 году в издательстве "Гитутюн" НАН РА вышла книга в русском переводе одного из последних историографов Армении - Ованнеса Себастаци, являющегося в XIX веке предводителем града Себастии и настоятелем монастыря Сурб Ншан, расположенного к северо-востоку от города.

    • ЛЕТНИЙ ЗАЛ И ДРУГИЕ "ТЕСАНЫЕ КАМНИ" КНТЕХЦЯНА
      2014-12-25 14:19
      2367

      30 декабря одному из самых блестящих армянских архитекторов, Спартаку КНТЕХЦЯНУ, исполнилось бы 90 лет Есть в современной армянской архитектуре имена, которые наверняка займут очень достойное место на страницах многовековой истории нашей блистательной архитектуры. И одно из них, безусловно, Спартак Кнтехцян. Те, кто имел счастье знать его лично или работать с ним, всегда готовы рассказать массу историй, связанных с его остроумием, блестящим интеллектом, с невероятным профессиональным мастерством и умением сразу сориентироваться в поставленной задаче.

    • МЫ И НАШ КАМЕРНЫЙ
      2014-11-14 15:50
      2778

      Камерный оркестр Ереванского политехнического института... Это не просто название, это целая веха в истории института и нескольких поколений его студентов. Принадлежать к его братии (просто составом исполнителей этот оркестр не назовешь, это действительно была братия – не только по общности интересов, двойному образованию и ностальгии по музыкальному прошлому, но и по почти фанатичной преданности этому, как бы сейчас сказали, хобби, а тогда называли факультативным занятием) было почетно. Будучи студентом политехнического, ты выступал одновременно в роли музыканта оркестра, известного даже за пределами республики.

    • ГЛАВНЫЙ СТРОИТЕЛЬ
      2013-03-30 00:00
      2403

      Архитектура XX века – явление сложное, многослойное и богатое разнообразными направлениями, стилями и течениями, заставляющими историков и теоретиков архитектуры продолжать их разбирать и классифицировать. Быть может, она кажется более сдержанной, даже сухой по сравнению с роскошными сооружениями мировой архитектуры прошлых веков - ее функциональность как бы главенствует над эстетикой, унифицированы и средства ее выразительности. Однако, несомненно, архитектурных шедевров, созданных в этом многострадальном веке, тоже великое множество. И в этом заслуга прежде всего тех архитекторов, которые сумели в жестких условиях своего времени не только создать логично и функционально решенную архитектуру, но и подойти к решению этой задачи с позиций Художника. И сделать самое сложное - создать новый архитектурный язык, на котором единым размахом решен целый город, осуществленный созвучно самым передовым идеям времени и в то же время с совершенно особым подходом.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПО КРИТЕРИЯМ СЕЙСМОСТОЙКОСТИ
      2019-10-07 10:25
      938

      В Ереване в 30-60-х гг. строились здания, которые сегодня являются лицом города, причем не только в центре. Их ни в коем случае разрушать нельзя. А вот типовые здания, так называемые хрущевки и высотки, надо уже не укреплять, а заменять.

    • ВЕРНАКУЛЯР ГЮМРИ НЕОБХОДИМО СОХРАНИТЬ
      2019-09-28 11:00
      3263

      Необходимо разработать правильную стратегию городского развития Гюмри - территориальную, пространственную, культурную, cоциальную. Если эти правила не соблюдать, то вы потеряете вернакуляр Гюмри.

    • ПО ПУТИ СОЗИДАНИЯ
      2019-09-23 11:56
      1580

      Воспитанный в семье гюмрийских интеллигентов, Гурген Мушегян приобрел удивительно тонкое чувство художественного вкуса и глубочайшую эрудицию. С ним можно говорить бесконечно долго, и разговоры выходят далеко за рамки архитектуры - профессии, которую он любит и которой бесконечно предан.

    • КТО ПРОДОЛЖАЕТ УРОДОВАТЬ СТОЛИЦУ?
      2019-09-12 10:28
      1378

      То, что  мы увидели, взглянув с проспекта Маштоца на монумент "Мать Армения", иначе как  очередным cвершившимся градостроительным произволом назвать нельзя. Как можно было допустить такую грубую градостроительную ошибку? Мы продолжаем делать ошибку за ошибкой. Придет ли этому конец?!