… А АПЛОДИСМЕНТЫ ЕЩЕ ЗАЗВУЧАТ!
Они уходят, уходят… Уходят, и изначальный смысл ставшего официально никаким выражения "понесли невосполнимую утрату" становится каким-то пронзительно понятным. Национальный театр им. Г.Сундукяна, отечественные театр и кино – да все мы! - понесли невосполнимые утраты. Азат Гаспарян… Андраник Арутюнян… Не просто мастера, таланты, мэтры – люди искусства и культуры, искусством и культурой владеющие…
В самом конце
ушедшего года не стало еще одного мастера – заслуженного артиста РА Карена
ДЖАНГИРОВА.
ДАЖЕ В КРОШЕЧНЫХ ЭПИЗОДАХ ОН УЗНАВАЛСЯ МГНОВЕННО И ЗАПОМИНАЛСЯ НАДОЛГО – худощавая, почти двухметровая фигура, облаченная в черную монашескую рясу, как в "Старых богах", или в элегантный китель французского капитана, как в "40 днях Муса-дага", длинные нервные пальцы и фирменный жест – высоко поднимающийся "указующий перст", седые пряди, обрамляющие породистое, резкой лепки лицо… Таких больше не выпускают, такие почему-то изъяты из производства. Скорее всего, они никогда и не производились массово – штучный продукт.
Ему не довелось сыграть Дон-Кихота, хотя, кажется, для
этого ему не хватало лишь верного Росинанта. По внешнему, не редко
парадоксальному рисунку - сверхсовременный, сверхироничный актер
эксцентрического толка и даже актер-абсурдист, по внутренней сути – тип
одинокого романтика, воодушевленный певец мечты, старинный актер-мечтатель. В
лучших ролях его точеная пластика неожиданно становилась пластикой витающего в
облаках, а в его фразировке, которую он подчас намеренно утяжелял, слышалось
что-то летящее.
То, что учащийся в Политехническом институте Карен
Джангиров неожиданно решил бросить институт и поступать в Театральный, удивило
его родителей. В том, что с первого курса его стали приглашать в кино, не было
ничего удивительного – такое сочетание фактуры, культуры рефлексий и интеллекта
встречается в наших палестинах не часто.
"Хаос", "Человек из
"Олимпа", который принес ему приз "за лучшую мужскую роль"
на XVIII Всесоюзном кинофестивале в Кишиневе, "И тогда ты
вернешься...", " Председатель ревкома", "Рождение" -
большие серьезные роли еще в армянских советских картинах. Его приглашали даже
в самые тяжелые для отечественного кино годы, когда пара-тройка фильмов уже
были достижением, и не зависимо от их качества "Карен Сергеевич – он и в
Африке Карен Сергеевич". А когда в жизни и в кино все стало
устаканиваться, все вернулось на круги своя, практически ни один режиссер не
мог обойтись без Карена Джангирова, опять пошли серьезные роли. В
"Рассвете над озером Ван" он сыграл главную роль – сыграл
чудаковатого, казалось бы, эксцентричного человека, живущего в эмиграции,
немного бывшего американского хиппи и большого армянского патриота,
устраивающего одинокие пикеты с требованием признания Геноцида. Казалось бы,
совсем недавно он удостоился награды за роль в картине "Глиняный
человек"…
В ТЕАТРЕ ОН СДЕЛАЛ
МНОГО, А ЕЩЕ БОЛЬШЕ НЕ СДЕЛАЛ… Спектакли "Автобус" и "Король
умирает" Драматического театра стали вехами в его творчестве. Беранже в
спектакле "Король умирает" он играл фантастически! – и премия Фонда
Станиславского и Вахтангова, которой он удостоился, так и называлась:
"Фантастический актер". Своей вот уж действительно виртуозной работе,
роли Виртуоза в "Автобусе", он придумал мотивацию: "Помог случай
- то ли портной сшил узкий сюртук, то ли я поправился от переживаний, но, когда
я его надел, мне пришлось неестественно вытянуться, так как сюртук оказался
слишком мал. Я вытянулся, у меня тут же округлились глаза, изменился голос… И
все!" Если бы все было так просто! Виртуоз принес ему награду за лучшую
мужскую роль Международного театрального фестиваля в Софии.
"Если мужчина взял на себя ответственность и заимел
детей, он просто обязан поставить их на ноги и довести хотя бы до возраста
совершеннолетия" - это были не просто красивые слова для интервью. Когда
рухнула страна и многие мужчины легли на диван вспоминать минувшие дни и битвы,
где прежде рубились они, амбиции успешного актера и лауреатства как-то
спокойно, без экзальтации были отставлены в сторону. Карен Сергеевич уехал в
Москву. Работать метростроителем - по 12 часов под землей не выпускать из
длинных нервных пальцев отбойный молоток...
Вернулся Карен Джангиров служить уже в Национальный театр
им. Сундукяна. Вроде играл, вроде немало, и уж точно не то, что было равно его
возможностям, актер - профессия зависимая… Наступил 2003 год - и "Вишневый
сад". Это сейчас вдруг стало понятно, что своего потрясающего Фирса,
который заставлял думать о человеке как о месте "Богом забытый
уголок", он сделал, когда ему не было и 55. С каким проникновением он
играл старика! С какой замечательной мудростью играл старость, одновременно
окружая ее сыновней заботой! Эта роль принесла ему "Артавазда" за
лучшую мужскую роль, и на какое-то время разочарование от несбывшихся надежд
покрылось золотым маревом воодушевления. Он умел внести монументальность в
роли, которые мог бы играть с закрытыми глазами, в роли, в которых его
уникальная фактура работала сама за себя. Он внес столичную элегантность,
отточенную эксцентрику и психологическое остроумие в образ портье из комедии
"N13". Зал сотрясал гомерический хохот, когда Карен Джангиров
появлялся на сцене на своих длинных, облаченных в белые гетры ногах из-под
шотландского килта. Он играл обаятельных циников с острым умом и насмешливыми
глазами, как в "Месяце в деревне". Кроме того, он играл гордых людей,
чье положение не привилегированное, но беззащитное вынуждало принимать важные
королевские позы. В чужих глазах они были париями…
"НЕТ, ОТ
ЖИЗНИ УСТАВАТЬ НЕЛЬЗЯ - ОТ ЛЮБОЙ ЖИЗНИ, ДАЖЕ ОТ САМОЙ ТЯЖЕЛОЙ. Потому что жизнь - это всегда
надежда, и даже если сейчас кажется, что впереди пустота, всегда есть шанс, что
все изменится. Сейчас у меня роли не судьбоносные, но я чувствую, что маховик
раскручивается и очень скоро я сыграю еще одну значимую роль"... Этой
ролью стал Илл из "Визита старой дамы", через большой люфт еще раз
подтвердившая статус очень серьезного и глубокого драматического артиста, для
которого, кажется, невыполнимых актерских задач не существует. Изысканный,
элегантный джентльмен, жертва Монте-Кристо в юбке, мечущаяся в сложном
взаимодействии между согражданами и взывающая к их совести, раздавленный
обстоятельствами, сломленный старик, понявший, что жизнь не удалась и вообще
подошла к концу. Артист играл иронично, с холодной точностью в деталях, но
разительные внутренние перемены в рамках одного спектакля и одного вечера
дорогого в театре стоят.
Несмотря на убеждение, что от жизни уставать нельзя, в
последние годы он играл мало, без прежнего оживления. Печать замкнутости легла
на его лицо. Уставший ждать актер, похожий на старого профессора и
разочаровавшегося Дон-Кихота…
Он изменился, ушел в себя. И уже никто в театре во время
репетиций не коротал время в буфете за решением кроссвордов, не читал под
настроение поэтов Серебряного века и тексты Высоцкого, не вел
"пустых", никакого прикладного значения не имеющих споров. И вдруг
оказалось, что и в современном театре, где прибавилось прагматизма и агрессии и
стало так мало такта, ума и тонкости, уход – пускай в себя - Карена Джангирова,
настоящего интеллектуала и истинного, редкостного интеллигента, явственно,
удручающе ощутим. Он никогда не "дружил против", не только не лез в
интриги, но даже не настаивал на том, что ему полагалось по праву, не требовал,
не выклянчивал. На подначки – "Карен, ну сделай что-нибудь, уж тебе-то
давно полагается звание" - отвечал: "Лучше быть артистом незаслуженно
не заслуженным, чем незаслуженно заслуженным".
Хоронили Карена
Джангирова не из театра – на носу Новый год, елки, проданные билеты, заморочка…
Простите нас, Карен Сергеевич! Заслуженный и заслуживающий опять
"незаслуженно не заслуженный"… Ведь эти последние аплодисменты
артисту должны были прозвучать не где-то "у незнакомого поселка на
безымянной высоте". Впрочем… 10 февраля в кинотеатре "Москва"
состоится премьера фильма "Память". Вас уже не будет среди вышедших
на поклон создателей картины. Но мы непременно пойдем! И там, на небесах, вы
еще услышите свои, такие заслуженные аплодисменты!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.
-
2024-04-13 10:02
Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.